logo search
Краткий курс лекций Финансовое право, end

5. Единый социальный налог как основной источник формирования целевых внебюджетных фондов

Основным и постоянным источником финансовых ресур­сов этих внебюджетных фондов являются обязательные плате­жи, именуемые в действующем законодательстве «страховые платежи» либо «страховые взносы».

Денежные средства государственных социальных вне­бюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целе­вое назначение, обусловленное задачами фондов и содержани­ем разработанных и реализуемых с их помощью общегосудар­ственных социальных программ. Концепция этих программ базируется, на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормиль­ца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и меди­цинскую помощь, на защиту от безработицы.

В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организация­ми и физическими лицами) в государственный социальный вне­бюджетный фонд для материального обеспечения граждан в свя­зи с достижением определенного возраста, при наступлении бо­лезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Уплата страховых взносов производится по страховым та­рифам - ставкам платежей по социальному страхованию с еди­ницы страховой суммы за определенный период. Размер стра­ховых тарифов в государственные социальные внебюджетные фонды утвержден в налоговом законодательстве. Размеры взносов при­ведены.

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социаль­ного страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования в НК РФ объединены в единый социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов (ст. 13).

Налогоплательщиками признаются:

Объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не признаваемых индивиду­альными предпринимателями, производящих выплаты другим физическим лицам, признаются выплаты и иные вознагражде­ния, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предме­том которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуаль­ным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Объектом налогообложения для физических лиц, не признава­емых индивидуальными предпринимателями, производящих выпла­ты другим физическим лицам, признаются выплаты и иные воз­награждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, про­изводимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Объектом налогообложения для индивидуальных предприни­мателей и адвокатов признаются доходы от предприниматель­ской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Налоговая база налогоплательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогопла­тельщиками за налоговый период в пользу физических лиц, а для индивидуальных предпринимателей и адвокатов - как сум­ма доходов, полученных такими налоготельщиками за на­логовый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятель­ности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квар­тал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплатель­щиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налого­вой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального стра­хования РФ подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.

Ставки налога (ст.241 НК РФ) приведены в таблице:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования

Фонд обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный

Территориальные

до 280 000

20%

2,9%

1,1 %

2,0%

26%

от 280 000

до 600 000

56 000 рублей + 7,9% с суммы, превышающей 280 000

8 120 рублей + 1% суммы, превышающей 280 000

3 080 рублей + 0,6 % суммы, превышающей 280 000

5 600 рублей + 0, 5 % суммы, превышающей 280 000

72 800 рублей 10% суммы, превышающей 280 000

свыше 600 000

81 280 рублей + 2 %81 с суммы, превышающей 600 000 рублей

11 320 рублей

5 000 рублей

7 200 рублей

104800 рублей + 2 % от суммы, превышающей 600 000 рублей