6) Развитие системы обслуживания налогоплательщиков.
Предусматривает предоставление налогоплательщикам разнообразных по формам и средствам информационно-разъяснительных услуг, создающих благоприятные условия для выполнения ими налоговых обязательств.
- На всех уровнях налоговой системы в настоящее время созданы специальные отделы по работе с налогоплательщи
- Открыты специализированные оперзалы дляработы с налогоплательщиками что позволяет сделать контакты налогоплательщика и инспектора максимально прозрачными и обеспечивает комфортные условия для налогоплательщиков;
- интенсивно внедряются бесконтактные формы взаимодействия с налогоплательщиками.
- Проведена большая работа по возможности получения информации по Интернету.
- проведена модернизация и информационноенаполнение серверов ФНС и управлений ФНС России субъектам РФ.
7) Понятно, что для решения всех этих задач необходимо решить проблему по подготовке персонала налоговых органов.
Подготовка к работе с применением современных программных средств требует обучения практически всех работников налоговых органов, непосредственно участвующих в процессах налогового администрирования, она включает:
— массовое обучение руководителей, рядовых работников налоговой службы, технологов, системных администраторов;
— создание учебных классов;
— изучение сотрудниками инструкций на рабочие места;
— аттестация сотрудников; и т.д.
Все изложенные выше меры модернизации налоговых органов направлены на:
-сокращение налоговых правонарушений;
-увеличение экономической эффективности;
-устранение причин, создающих условия для коррупции;
- усиление оперативной реакции государственных органов власти на допущенные правонарушения.
Стратегияналогового администрирования в настоящее время направлена на снижение возможностей для уклонения от налогообложения повышение собираемости налогов и сборов на основе их добровольной уплаты.
Организация работыс налогоплательщиками и СМИ
Для организации боты с налогоплательщиками Федеральной налоговой с РФ установлен порядок (регламент), который включает следующие виды работ.
1. Прием налогоплательщиков.
2. Прием, регистрация и выдача документов отделами работы с налогоплательщиками.
3.Проведение сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом, информирование их о состоянии расчетов с бюджетом.
4. Информационная работа.
I. Организация приема налогоплательщиков осуществляется инспекциях ежедневно в течение всего рабочего времени. Для этого налоговые инспекции используют принцип сменности. Особое внимание уделяется операционным залам.
В таких помещениях каждая налоговая инспекция должна иметь:
— стенд с указанием размещения функциональных рабочих мест сотрудников, осуществляющих прием налогоплательщиков;
— информационные стенды;
— систему звукового информирования для голосового информирования налогоплательщиков;
— компьютер со справочно-правовыми системами («Гарант», «Консультант-Плюс») и программными продуктами, разработанными ФНС РФ и ФГУП «ГНИВЦ ФНС РФ;
— электронную систему управления очередью, световое информационное табло (видеоэкран с информацией);
— оборудованные места для ожидания приема, имеющие стулья, столы (стойки) для работы с документами.
2. Прием, регистрация, выдача документов и информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом. Этот комплекс работ предусматривает:
— прием и регистрацию налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
- прием и выдачу других документов, представленных организациями и физическими лицами (запросы, письма, заявления и др.).
Налоговые декларации, бухгалтерская отчетность могут представляться в налоговые органы
– самим налогоплательщиком,
- представителем,
- либо по почте.
Если на стадии приема налоговой декларации выявляются и нарушения установленных законодательством сроков ее представления, то принимаются следующие меры:
— в случае представления налоговой декларации лично налогоплательщиком, приглашается сотрудник отдела камеральных проверок для составления протокола об административно правонарушении;
— в случае представления налоговой декларации от имени налогоплательщика представителем налогоплательщика представителю лично вручается уведомление о необходимости явки в налоговый орган лица, ответственного за своевременность представления налогоплательщиком отчетности в налоговый орган. Одновременно отдел камеральных проверок уведомляется о факте представления налогоплательщиком декларации с нарушением сроков, установленных законодательством;
— в случае представления налоговой декларации на бумажном носителе по почте или в электронном виде ежедневно составляется список таких налоговых деклараций, который передается в отдел камеральных проверок для сведения и принятия соответствующих мер.
При представлении налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по почте отдел общего обеспечения регистрирует все документы, вложенные в конверт. Всем вложениям присваивается единый номер. На титульном (первом) листе каждого вложения указывается регистрационный номер и дата отправки налогоплательщиком по почте.
В случае представления отчетности не по форме налогоплательщику могут отказать в приеме отчетности. Если такая отчетность поступила по почте, отдел работы с налогоплательщиками, получив ее из отдела финансового и общего обеспечения (общего обеспечения), считает ее непринятой, не регистрирует и в трехдневный срок направляет налогоплательщику уведомление о том, что представленная не по форме отчетность не принята и должна быть представлена в установленные сроки и по утвержденной форме.
При наличии в зарегистрированных декларациях ошибок, не позволяющих осуществить ввод, декларации передаются из отдела ввода и обработки данных в отдел работы с налогоплательщиками. Должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками подготавливается уведомление о необходимости внесения уточнений о представленную отчетность, которое и передается в отдел общего обеспечения для отправки по почте.
Если в течение 10 календарных дней с момента получения налогоплательщиком почтового отправления или возврата почтового отправления ввиду отсутствия налогоплательщика по указанному в учредительных документах адресу налогоплательщик не вносит уточнения в отчетность, копия реестра таких деклараций и сами декларации направляются в отдел камеральных проверок для принятия соответствующих мер.
Выдача налогоплательщикам по их запросам справок и иныхдокументов. Функциональные отделы передают подготовленные справки и документы по запросам налогоплательщиков в отдел общего обеспечения для отправки по почте или в отдел работы с налогоплательщиками для передачи лично.
Подготовленные документы выдаются на руки налогоплательщику не позднее семи календарных дней со дня получения документа из функционального отдела. При вручении документов налогоплательщику лично на втором экземпляре документа ставится подпись налогоплательщика и дата получения им документа. Если налогоплательщик в указанный срок не обратился в отдел работы с налогоплательщиками за получением документов, они передаются в отдел общего обеспечения для отправки налогоплательщику по почте заказным отправлением с уведомлением.
3. Сверка расчетов налогоплательщика с бюджетом проводится в обязательном порядке в следующих случаях:
— ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
— при процедуре снятия налогоплательщика с налогового учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
— при процедуре снятия налогоплательщика с налогового учета при ликвидации (реорганизации) юридического лица;
— по инициативе налогоплательщика;
— в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах (например, при зачете, возврате излишне уплаченной суммы налога).
информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом.
По всем крупнейшим налогоплательщикам сверка расчетовсбюджетом в обязательном порядке проводится ежеквартально.Для этого до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, составляется график, который утверждается руководителем. График доводится до сведения отделов урегулирования задолженности, учета, отчетности и анализа, камеральных и выездных проверок. Налогоплательщикам рассылаются письменные уведомления о дате проведения сверки.
В случае неявкиналогоплательщика для оформления результатов сверки в срок акт сверки расчетов в двух экземплярах отправляется ему по почте через отдел общего обеспечения заказным отправлением с уведомлением, в котором сообщается о необходимости возврата подписанного экземпляра акта сверки.
4. Прием, регистрация, выдача документов.
Этот комплекс работ предусматривает:
- прием и регистрацию налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основаниемдляисчисления и уплаты налогов;
- прием и выдачу других документов, представленных организациями и физическими лицами (запросы, письма, заявления и др.).
Работа по информированию налогоплательщиков организуется по следующим основным направлениям:
— индивидуальное информирование налогоплательщиков (при личном общении или по телефону);
— публичное информирование.
Налоговые органы обязаны бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативныхправовых актах, о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъяснять порядок заполнения форм налоговой отчетности. Информирование осуществляется по месту учета налогоплательщика.
Методическое руководство информированием через средства массовой информации обеспечивают управления ФНС России по субъектам РФ.
Индивидуальное информирование налогоплательщиков осуществляется как в письменной, так и в устной форме. Все вопросы, принятые от налогоплательщиков, регистрируются для подготовки на них ответов в специальном журнале.
Важное место в информационной работе налоговых органов занимают организация телефонной справочной службы и публичное информирование.
Порядок организации работы телефонной справочной службы инспекции ФНС России:
— отделам работы с налогоплательщиками инспекций выделяются телефонные номера в качестве справочных телефонов;
— назначаются сотрудники, ответственные за работу на выделенных телефонах;
— руководители инспекций организуют контроль работы справочных телефонов;
— информация о телефонах справочной службы размешается на стенде инспекции, на сайте управления ФНС России по субъекту РФ, в местных СМИ.
Публичное информирование организуется посредством размещения информации на стендах, обновляемых еженедельно. Различают стенды двух видов: с постоянной информацией и с изменяемой информацией. По типу размещения стенды бывают внутренние (находящиеся в здании инспекции) и внешние (размещаемые в других учреждениях или общественных местах).
Внутренние стенды делятся на стенды с организационно-распорядительной информацией и тематические.
На стендах с организационно-распорядительной информацией размещается следующая информация:
— режим работы инспекции ФНС России;
— реквизиты инспекции ФНС России (почтовый адрес, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет и др.);
— коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации, общего классификатора административно-территориальных образований;
— о семинарах, «круглых столах» и т. д.;
— адреса официальных Интернет - сайтов ФНС России, УФНС России по субъекту РФ, координаты специализированного оператора связи;
— номер телефона «горячей линии».
На тематических стендах размещается информация о:
а) государственной регистрации и постановке на учет юридических лиц и инд. предпринимателей (нормативные правовые акты по государственной регистрации юридических лиц, порядок оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, образцы заполнения документов, необходимых для государственно регистрации юридических лиц, порядок получения выписки из государственного реестра юридических лиц, образцы заявления о постановке и снятии с учета юридических лиц и др.);
б) о порядке правления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и них документов, служащих основанием для счисления и ,налогов, сборов (календарь налогоплательщика, коды бюджетной классификации, обзоры приказов ФНС россии (информации бюллетень «Налоговый навигатор»), порядок и информация о преимуществах представления отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, др.);
в) о порядке оформления платежных документов на уплату налогов (образцы платежных поручений и др.);
г) о регистрации и снятии с учета контрольно-кассовой техники (заявлений на регистрацию ККТ, перечень документов, необходимых для замены фискальной памяти, перечень документов необходимых для освидетельствования ККТ на соответствие зонной версии, порядок постановки на учет ККТ, снятия с учета, перечень ККТ, исключенный из Государственного реестра контрольно-кассовой техники, др.);
д) местных налогах и сборах (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование и дарение, др.);
ж) налогообложении доходов физических лиц (перечень стандартных, социальных имущественных, профессиональных налоговых вычетов, порядок заполнения налоговых деклараций, образцы заявлений по предоставлению вычета, перечень документов, необходимых для предоставления налогового вычета, др.).
С различными категориями налогоплательщиков проводятся семинары. Семинары бывают тематические и по общим вопросам.
В качестве лекторов принимают участие специалисты инспекций ФНС России и управления ФНС России по субъекту РФ.
Порядок и условия присвоения,применения и изменения идентификационного номера налогоплательщика (ИНН)
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается налоговым органом организациям и физическим лицам при постановке их на учет.
Структура идентификационного номера налогоплательщик (ИНН) представляет собой:
— для организации — десятизначный цифровой код:
- для физ. Лиц 12-значный:
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, обозначающих (слева направо) следующее:
— код налогового органа, который присвоил идентификационный номер налогоплательщику, (NNNN);
— собственно порядковый номер записи о лице в территориальном разделе единого государственного реестра налогоплательщиков налогового органа, осуществившего постановку на учет:
- для организаций — 5 знаков (ХХХХХ);
- для физических лиц — 6 знаков (ХХХХХХ);
— контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Федеральной налоговой службой РФ:
- для организаций — 1 знак (С);
- для физических лиц — 2 знака (СС).
В дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН) в связи с постановкой на учет в разных налоговых органах по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, для организаций применяется код причины постановки на учет (КПП), который состоит из следующей последовательности (слева направо), обозначающей:
- код налогового органа, который осуществил постановку на учет организации по ее местонахождению, местонахождению обособленного подразделения организации, расположенного на территории Российской Федерации, или по местонахождению принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям, установленным Кодексом;
- причину постановки на учет;
— порядковый номер постановки на учет в территориальномналоговом органе по соответствующей причине. Таким образом, код причины постановки на учет представляет собой девятизначный цифровой код:
Постановка на учет организации в налоговом органе по местонахождению осуществляется на основании сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Датой постановки на учет юридического лица является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации при создании юридического лица или о государственной регистрации при создании юридического лица путем реорганизации.
Постановка юридического лица на учет осуществляется с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП).
Код причины постановки на учет (КПП) присваивается: — по местонахождению вновь созданного юридического лица (в том числе путем реорганизации) одновременно с присвоением идентификационного номера налогоплательщика;
- при изменении местонахождения юридического лица в налоговом органе по новому местонахождению на основании выписки из ЕГРЮЛ, поступившей из налогового органа по прежнему местонахождению организации;
По местонахождению обособленных подразделений на основании заявления о постановке на учет, а также одновременно представленных в одном экземпляре заверенных в установленном порядке копий свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по ее местонахождений документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).
В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены: учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений обособленном подразделении, либо выписка из ЕГРЮЛ, либо положение об обособленном подразделении, либо распоряжение (приказ) о его создании.
При отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, постановка на учет организации в налоговом органе по местонахождению ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по местонахождению.
Налоговый орган, осуществивший постановку на учет организации, выдает ей (направляет по почте) свидетельство о постановке на учет или уведомление о постановке на учет.
Налоговые органы, осуществившие постановку на учет организации по местонахождению ее обособленного подразделения, местонахождению принадлежащего ей недвижимого имущества, местонахождению принадлежащих ей транспортных средств, обязаны сообщать по каналам связи в налоговый орган по местонахождению организации о постановке ее на учет и о присвоении соответствующего кода причины постановки на учет (КПП) в течение одного рабочего дня со дня постановки организации на учет в данном налоговом органе.
Физическим лицам идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается налоговым органом по месту жительства физического лица. Если же физическое лицо, которому принадлежит недвижимое имущество и (или) транспортные средство не имеет места жительства на территории Российской Федерации то ИНН присваивается налоговым органом по местонахождению имущества и(или) транспортного средства.
Постановка на учет физических лиц, зарегистрированных качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляется в налоговом органе по месту их жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
Недействительность ИНН
ИНН могут быть признаны недействительными в случае внесения изменений в нормативно-правовые акты Российской Федерации. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), признанный недействительным, не может быть присвоен другому налогоплательщику.
В случае обнаружения у организации или физического лица более одного ИНН – только один из них признается действительным, остальные – недействительными.
ИНН, признанные недействительными, размещаются на веб-сайтах управлений ФНС России по субъектам РФ.
ИНН организации при снятии ее с учета в налоговом органе в случае ликвидации признается недействительным.Снятие с учета организации и исключение сведений из ЕГРН осуществляется на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о ликвидации организации, не позже, чем на следующий день после внесения записи в ЕГРЮЛ.
Датой снятия организации с учета и исключения сведений из ЕГРН является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.
ИНН признаются также недействительными при снятии этих организаций с учета в случае прекращения деятельности в результате реорганизации в форме слияния, разделения и преобразования.
- Организации, выделившейся из состава реорганизованной реорганизацииприсваивается новый ИНН.
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) используется налоговым органом в качестве номера учетного дела организации и физического лица. В учетное дело включаются все документы, послужившие основанием для постановки на учет и снятия с учета (учета сведений, прекращения учета сведений) организации или физического лица в налоговом органе.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
-Камеральные налоговые проверки
-Выездные налоговые проверки
-Процедуры, применяемые при проведении налоговых проверок.
Контрольная функция в системе налогового администрирования является важнейшей, поскольку благодаря ей реализуется фискальная политика государства.
Главной задачей налоговых органов является именно осуществление налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, установленных законодательством Российской Федерации.
Целями налогового контроляявляются профилактика и выявление налоговых правонарушений /и налоговых преступлений), обеспечение неотвратимости налоговой ответственности. Кроме того, в процессе осуществления налогового контроля могут быть выявлены признаки административных правонарушений, предусмотренных, в частности, гл. 15 КоАП.
Основная форма проведения налогового контроля — налоговые проверки налогоплательщиков. Статья 87 НК РФ определяет два вида налоговых проверок — камеральные и выездные.
Главное их отличие в том, что камеральная проверка проводится по местонахождению налогового органа, а выездная — по местонахождению налогоплательщика. Налоговые проверки проводятся в отношении как налогоплательщиков и плательщиков сборов, так и налоговых агентов.
В рамках камеральной, выездной или повторной выездной налоговой проверки налоговыми органами могут проводиться встречные налоговые проверки.
Период деятельности налогоплательщиков, который может быть предметом камеральных и выездных проверок включает три календарных года, предшествовавших году проведения проверки. Налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Должны также сохраняться документы, подтверждающие получение доходов, произведенные расходы и уплату (удержание) налогов. В исключительных случаях налоговые органы могут затребовать документы, касающиеся налоговой проверки, за периоды, ею не охваченные. В НК РФ не содержится ограничений для налоговых органов при охвате проверкой периодов текущего календарного года.
Камеральные налоговые проверки
Под камеральной проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по местонахождению налогового органа (ст. 88 НК РФ).
Камеральная проверка имеет двойное назначение: как средств контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций и как основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.
Выездная проверка является наиболее трудоемкой формой налогового контроля и назначается только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, а в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия налогового инспектора непосредственно на проверяемом объекте.
Периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.
Проверка проводится уполномоченными должностными лицами отделов камеральных проверок. Специального решения руководителя налогового органа для ее проведения не требуется. О начале проверки налогоплательщик не информируется.
Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой отчетности, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Так, например, налоговая декларация, сданная 20 марта, должна быть проверена до 20 июня.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Первое, что проверяется в ходе камеральной проверки, это факт представления налоговой отчетности. Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган по месту его учета лично или через его представителя, направлены в виде почтового отправления или переданы по телекоммуникационным каналам связи, о чем уже говорилось в предыдущей главе. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.
При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи. Налоговый орган подтверждает факт представленияналогоплательщиком налоговых деклараций в электронном виде,посылая по телекоммуникационным каналам связи квитанциюоб их приеме.
Если налоговая декларация представлена после истечения установленного законодательством срока, налогоплательщик несет ответственность в соответствии со ст. 119 НК РФ. Эта статья применяется даже в случае, если налог к доплате по декларации, представленной позже установленного срока, равен нулю.
За просрочку представления декларации должностные лица организации несут ответственность: ст. 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает штраф в размере от трех до пяти МРОТ.
Руководитель налогового органа или его заместитель вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке налогоплательщика, не представившего декларации. Эта мера воздействия используется в том случае, если налогоплательщик не представил декларации в течение двух недель по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока или отказался от ее представления вовсе. Если такое решение принято, налоговый орган направляет его в банк и одновременно уведомляет об этом налогоплательщика, вручив ему уведомление под расписку или направив заказным письмом по почте.
После представления налогоплательщиком декларации приостановление операций по счетам отменяется. Это делается не позднее одного операционного дня, следующего за днем сдачи декларации.
На начальном этапе камеральной проверки в обязательном порядке проводится визуальная проверка правильности оформления налоговой декларации в соответствии с требованиями к порядку ее заполнения.
На практике случается, что в представленной налоговой отчетности отсутствует какой-либо из обязательных реквизитов (например, ИНН или период, за который представлена декларация), нечетко заполнены отдельные реквизиты, что делает невозможным их однозначное прочтение, или они заполнены карандашом. Могут встречаться исправления, не подтвержденные подписью налогоплательщика или его представителя.
В этих случаях налоговый орган должен уведомить налогоплательщика о необходимости представить документ, входящий в налоговую отчетность, по денной форме в установленный налоговым органом срок, не превышающий пяти рабочих дней.
Указанное требование не распространяется на следующие случаи:
— выявлены обстоятельства, свидетельствующие о налоговых правонарушениях;
— установлены факты, что сумма налога к возмещению (уменьшению) или доплате (уплате) исчислена налогоплательщиком в завышенном размере.
Основными этапами камеральной проверки являются:
1) проверка правильности исчисления налоговой базы и суммы налогов, исчисленных и уплаченных в бюджет;
2) проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, путем сопоставления показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;
3) проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
4) проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.
На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:
— проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;
— проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями налоговой отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;
— взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;
— оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников;
— анализ соответствия уровня и динамики показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства и реализации товаров (продукции, работ, услуг), с уровнем и динамикой показателей объемов потребления налогоплательщиком энергетических (электро- и теплоэнергии), водных, сырьевых и иных материальных ресурсов.
При проведении камеральной проверки налоговый орган может также истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Затребованы могут быть: хозяйственные договоры, первичные бухгалтерские документы, бухгалтерские регистры (журналы-ордера, ведомости, главная книга и др.), счета-фактуры и т. д., в том числе и за прошлые годы.
Налогоплательщик, которому адресовано требование о представлении необходимых для проверки документов, обязан представить их в пятидневный срок в виде заверенных должным образом копий (ксерокопий документов, скрепленных «живой» печатью и подписанных руководителем).
Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа, а также может повлечь за собой назначение в отношении данного лица выездной налоговой проверки.
В ходе проверки налоговые органы имеют право вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений. Если при проведении камеральных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получить информацию о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, например с его контрагентами, налоговые органы имеют право истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.
Истребование указанных документов, их проверка и анализ - это действия, которые в ст. 87 НК РФ называются встречной налоговой проверкой (в новой редакции НК РФ такого понятия нет, но по сути само мероприятие сохранено).
Отказ организации представить имеющиеся у нее документы со сведениями о проверяемом налогоплательщикеи иное уклонение от представления таких документов признается налоговым правонарушением. Оно влечет за собой ответственность, как и представление документов с заведомо недостоверными сведениями (п. 2. ст.126 НК РФ).
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган при необходимости может отправить в банк мотивированный запрос о представлении справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика. Банк обязан выдать такую справку в течение пяти дней после получения запроса.
В отличие от выездной проверки составление акта по результатам камеральной проверки НК РФ не предусмотрено (В новой редакции НК РФ 0 предусмотрено, процедура одинакова с выездными проверками).
Порядок оформления результатов проверки зависит от того, выявлены ли ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями. Если ошибок или противоречий нет, налоговый инспектор подписывает декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе. На этом проверка завершается.
Если же в ходе проверки обнаружились ошибки или противоречия, инспектор обязан зафиксировать их. Для этого необходимо заполнить те графы или строки декларации, которые предназначены для отражения показателей, исчисленных поданным налогового органа, либо предусмотрены в декларации для отметок и замечаний инспектора по результатам проведенной им проверки.
Для эффективной организации камеральных проверок приказом МНС России от 21 августа 2003 г. утвержден Регламент проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализации их результатов, состоящий из трех разделов:
1. Общие положения.
2. Порядок проведения камеральных налоговых проверок налоговой отчетности.
3. Оформление и реализация материалов камеральной налоговой проверки.
Материалы проверки, в ходе которой установлено налоговое правонарушение, рассматривает руководитель налогового органа или его заместитель. Он выносит одно из следующих решений:
— о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;
- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
решение по результатам камеральной проверки принимается в течение трех месяцев после сдачи декларации. Вынесение решения за пределами этого срока незаконно.
В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения:
— излагаются обстоятельства совершенного правонарушения;
— приводятся документы и иные сведения, подтверждающие данные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность;
— указываются статьи НК РФ, предусматривающие меры ответственности за конкретные правонарушения, и применяемые к налогоплательщику меры ответственности.
— приводятся предложения об уплате неуплаченного или не полностью уплаченного налога, уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения, и соответствующих налоговых санкциях.
В решении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения:
— указываются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой;
— приводятся документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства, которые исключают привлечение налогоплательщика к ответственности;
— указывается пункт ст. 109 НК РФ, исключающий привлечение налогоплательщика к ответственности;
— приводятся предложения об уплате налога, а также уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения.
В решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля указываются обстоятельства, вызывающие необходимость проведения этих мероприятий, а также назначенные конкретные мероприятия налогового контроля.
Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику или его представителю под расписку либо иным способом. Решение можно отправить по почте заказным письмом. Письмо считается полученным по истечении шести дней после его отправки. В дальнейшем налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогам и пени с указанием срока,в течение которого требование должно быть выполнено. Срок направления требования — десять дней со дня вынесения решения.
При неисполнении такого требования в установленный срок в отношении налогоплательщика может быть принято решение о принудительном взыскании сумм налога и пени. Указанное решение налоговый орган обязан довести до сведения налогоплательщика в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В отличие от недоимок и пеней налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке. До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить штрафные санкции. Для этого налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налоговых санкций.
Следует выделить ряд существенных моментов, касающихся организации и проведения камеральных налоговых поверок, которые налоговый орган не имеет права нарушать:
— проверкой может быть охвачено не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки, включая охват проверкой периодов текущего календарного года;
— на проведение камеральной проверки отводится три месяца, по истечении данного срока налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов;
— специального решения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется;
— в ходе проверки налоговый орган может затребовать дополнительные документы и сведения от налогоплательщика, а также вызывать последнего для получения объяснений по возникающим вопросам;
— результатом камеральной проверки может быть: внесение налогоплательщиком изменений в представленные налоговому органу документы; вынесение налоговым органом решения о взыскании недоимки по налогам, пени и наложении штрафных санкций.
В целях устранения возникших между налоговыми органами и налогоплательщиками неразрешимых разногласий и получения более подробной, объективной информации о деятельности налогоплательщика налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки. По результатам проверки принимаются окончательные решения в отношении такого налогоплательщика.
Выездные налоговые проверки
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
- Рабочая программа
- Рабочая программа дисциплины (модуля)
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Налоговое администрирование»
- 4. Структура и содержание дисциплины «Налоговое администрирование»
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
- 4.1.1. Объем и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
- 4.1.1.1 Очная форма обучения
- 4.1.1.2 Заочная форма обучения 4,5 года /3 года
- 4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
- 4.1.2.1 Очная форма обучения
- 4.1.2.2. Заочная форма обучения 4,5 года / 3 года
- 4.2. Содержание дисциплины
- 4.2.1. Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
- 4.2.2. Содержание семинарских и практических занятий разделов базового обязательного модуля дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- 6.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Примерные вопросы к зачету
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература
- Б) дополнительная литература
- В) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 2. Методические указания для преподавателей
- 3. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- 4. Учебно-методические материалы
- 4.1. Лекции
- Методы налогового администрирования
- Принципы налогового админситрирования
- Задачи налогового администрирования на современном этапе
- Объект налогового администрирования
- 1). Планирование в системе налогового администрирования
- 2) Учет в системе налогового администрирования
- 3) Контроль в системе налогового администрирования
- 4) Регулирование в системе налогового администрирования
- 6) Развитие системы обслуживания налогоплательщиков.
- 1. Планирование и подготовкавыездных налоговых проверок
- Раздел I. Идентификационная часть — данные, идентифицирующие налогоплательщика, сведения об учетной политике, о руководителях, уставном капитале, лицензиях и сертификатах и др.
- 4.2. Методические материалы для проведения практических занятий
- Семинарских занятий
- Тема 1. Состав, структура и функции налоговых органов.
- Тема 2. Система налогового администрирования.
- Тема 3. Организация работы налоговых органов с налогоплательщиками.
- Тема 4. Формы и методы контрольной работы.
- Тема 5. Формирование учетно-аналитической информации в системе налогового администрирования.
- 4.2.1. Методические указания по подготовке семинарских занятий
- 5.Контрольно-измерительные материалы
- 6. Словарь терминов и персоналий