4) Регулирование в системе налогового администрирования
Целью налогового регулирования является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджет налогов сфере деятельности, т. е. направлено на максимальное финансовое обеспечение общественных интересов. В качестве форм регулирования можно назвать: систему налогового стимулирования; оптимизацию налоговых ставок; систему налоговых льгот.
Система налогового стимулирования предполагает:
— изменение сроков уплаты налога и сбора, а также пени;
— предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога;
— налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.
Следует отметить, что оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями — фискальной и регулирующей.
Оптимальное соотношение перечисленных методов а форм налогового стимулирования обеспечивает результативность налоговой политики государства
Налоговые стимулы всегда были спутниками налогов. Однако применение налоговых стимулов не должно наносить ущерба доходам бюджета, корпоративным и личным экономическим интересам.
К налоговым стимулам примыкают налоговые льготы.
«Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».
Налоговые стимулы являются более широким понятием, а налоговые льготы являются лишь их составляющей. Совокупность налоговых льгот следует рассматривать как часть системы налогового стимулирования., именуемой «Налоговые стимулы, уменьшающие обязательства перед государством». К ним относятся:
— льготы, предоставляемые посредствам сокращения налоговой базы;
— льготы, предоставляемые посредствам уменьшения налоговой ставки.
Вторую часть системы налогового стимулирования представляют отсроченные налоговые обязательства, т. е. налоговые стимулы в форме изменения сроков уплаты обязательств перед государством.
Отсроченные налоговые обязательства могут возникать вследствие переноса срока уплаты налога или сбора по соглашениюс органами государственной власти о предоставлении отсрочки рассрочки, либо вследствие имеющих место в отчетном периоде налогооблагаемых временных разниц. Временные разницы — это разницы между балансовой стоимости актива или обязательства и их налоговой базой.
Их можно подразделить на две группы.
1 Отсроченные налоговые обязательства, возникающие вследствие предоставляемых налоговых каникул органами государственной власти;
2 Отсроченные налоговые обязательства, возникающие вследствие распределения налогов между отчетными периодами.
Первая группа налоговых стимулов состоит из отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.
Рассмотренные элементы налогового стимулирования непосредственно оказывают стимулирующее действие на деятельность хозяйствующего субъекта, поэтому их можно рассматривать как элементы прямого налогового стимулирования.
Однако перечень элементов, оказывающих стимулирующее действие на деятельность субъекта хозяйствования, этим не исчерпывается. С помощью государства происходит межотраслевой перелив капитала в размерах, немыслимых при свободных рыночных отношениях1. Реалии современной экономики приводят к необходимости поддержки государством целого ряда отраслей и производств. Это осуществляется по экономическим и социальным причинам, а также в целях национальной безопасности.
Одним из наиболее действенных государственных стимулирующих инструментов является финансовая помощь, получаемая хозрасчетными предприятиями из средств государственного бюджета в денежной или материальной формах. Этот вид стимулирования может иметь форму:
1) государственных субсидий;
2) государственных субвенций;
3) государственных дотаций.
Получение субсидий, дотаций или субвенций стимулирует организацию к производству определенных видов продукции, выполнению определенных работ или оказанию определенных услуг, но ри этом возникает необходимость уплачивать в бюджет все налоги и сборы, установленные законодательством.
Эффект данного вида стимулирования, помимо заинтересованности организации в получении бюджетных средств, кроется в том что, в величину этих средств заложены подлежащие уплате налоги и сборы. Здесь можно говорить об элементах косвенного налогового стимулирования.
Рассмотренные виды налогового стимулирования различны по своей экономической природе и могут быть представлены в форме:
1) уменьшения обязательств перед государством: здесь средства, освободившиеся благодаря налоговым льготам, при выполнении определенных законодательством условий являются собственными средствами хозяйствующего субъекта;
2) изменения сроков уплаты обязательств перед государством. Здесь средства, появившиеся благодаря отсрочке налоговых платежей, являются заемными средствами хозяйствующего субъекта. И те и другие средства появляются у хозяйствующего субъекта в результате изменения обязательств, поэтому в момент их возникновения не проводятся операции по передаче товарно-материальных или денежных ценностей;
3) государственной помощи, которая предоставляется хозяйствующему субъекту на определенные цели и носит безвозвратный характер, т. е. полученные материальные или денежные средства становятся собственностью хозяйствующего субъекта.
Важнейшим элементом налогового стимулирования в российской практике последнего десятилетия является реструктуризация задолженности по налогам и сборам, а также пеням и штрафам. В целях создания условий для финансового оздоровления организаций Правительством РФ в соответствии со ст. 115 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» был разработан вариант погашения задолженности — реструктуризация накопленной задолженности, который, по сути, означал предоставление отсрочки ее погашения на достаточно длительный срок с уплатой процентов на сумму задолженности, скорректированную с учетом рассрочки, и соблюдением прочих обязательных условии.
Процедура реструктуризации была рассчитана на массовое применение на 10-летний период. Порядок проведения реструктуризации задолженности для организаций любой организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности может предусматривать:
— погашение кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом по налогам и сборам в течение шести лет, а по пеням и штрафам — в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам;
— реструктуризацию кредиторской задолженности по пеням и штрафам без реструктуризации задолженности по основному долгу;
— списание половины долга по пеням и штрафам при погашении половины реструктурируемой задолженности в течение двух лет и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения;
— полное списание задолженности по пеням и штрафам при погашении реструктурируемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет также в течение четырех лет. Поскольку экономический эффект от реструктуризации бесспорен, то основанием для отмены права на реструктуризацию является уплата текущих платежей по налогам и сборам не в полном объеме или несвоевременно за истекший квартал, или с нарушением графика.
СОСТАВ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
1) Состав и структура налоговых органов Российской Федерации
2) Модернизация налоговых органов — основное направление развитиясистемы налогового администрирования
Состав и структура налоговых органов Российской Федерации
В ходе реформирования органов исполнительной власти определена новая структура федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой в составе Министерства финансов РФ выделена Федеральная налоговая служба.
Система налоговых органов в России построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев.
- Основным элементами этой системы являются налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах.
- Второе звено включает в себя управления ФНС по республикам в составе России, краям, областям, округам, городам Москве и Санкт-Петегбургу. Возглавляет систему налоговых органов Федеральная налоговая служба — ФНС России.
Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом и в то же время находится в иерархической вертикальной подчиненности, входит в единую централизованную систему. Вертикальная подотчетность обусловливает порядок обмена информацией, порядок взаимодействия в осуществлении налогового администрирования.
Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных (на федеральном уровне) и межрайонных (на уровне субъектов РФ) инспекций.
В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.
Система налоговых органов Российской Федерации
В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.
Таким образом, единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации» дано следующее определение налоговым органам: налоговые органы Российской Федерации — единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностъю исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, - установленных законодательством Российской Федерации, а такжеконтроля за соблюдением валютного законодательства РоссийскойФедерации, осуществляемых в пределах компетенции налоговых органов.
Из определения следует, что главными задачами органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и настоящим Законом.
Поставленные перед налоговыми органами задачи решаются во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Законодательством предусмотрено, что практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей обязаны оказывать органы внутренних дел Российской Федерации. Они обеспечивают принятие предусмотренных законодательством мер по привлечению к ответственности лиц, препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.
На всех трех уровнях налогового администрирования можно выделить общие функции, которые реализуются налоговыми органами в процессе их деятельности.
Руководитель ФНС определяет и утверждает структуру внутренних подразделений центрального аппарата — департаментов и управлений. При определении состава внутренних подразделений исходят из следующих условий: наличия у ФНС основных и вспомогательных видов деятельности; особенностей налогового администрирования важнейших налогов или категорий налогоплательщиков; однотипности выполняемых процедур налогового администрирования (принцип функциональности) и др.
В соответствии с Целевой федеральной программой развития налоговых органов создаются межрегиональные, межрайонные, отраслевые и специальные инспекции, которые позволяют противопоставить вертикальной интеграции крупнейших налогоплательщиков (вертикально интегрированных компаний, холдингов финансово-промышленных групп) вертикально интегрированное налоговое администрирование. Это усиливает налоговый контроль в целом ряде отраслей экономики, особенно в таких сферах деятельности, которые являются в части налоговых поступлений бюджетообразующими.
На федеральном уровне создаются межрегиональные инспекции двух видов:
специализированные по отраслям экономики и
по федеральным округам.
По своему статусу межрегиональные инспекции (МРИ ФНС) занимают промежуточное положение между Федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России. Они выполняют достаточно широкие управленческие функции и контролируют деятельность нижестоящих налоговых органов. В деятельности МРИ ФНС присутствуют элементы работы территориальных инспекций: мониторинг и анализ информации о нарушениях налогового законодательства, взаимодействие с конкретными налогоплательщиками, в том числе проведение налоговых проверок по вопросам, отнесенным к их ведению.
В таких инспекциях на учет ставятся также налогоплательщики —- организации, которые принадлежат к определенной отрасли и относятся к числу крупнейших. Межрегиональные инспекции созданы по семи федеральным округам. На них возложены следующие функции:
а) контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа, в том числе за соответствием законов по налогам и сборам субъектовРоссии федеральному законодательству;
б) контроль за управлениями по республикам, краям и областям, расположенным в федеральном округе, в том числе за выполнением ими заданий по мобилизации налоговых платежей в бюджет и взысканием недоимок;
в) проведение налоговых проверок крупнейших по федеральному округу налогоплательщиков.
К числу крупнейших налогоплательщиковотносят организации, имеющие начисленные налоги и сборы от 500 млн до 1 млрд. руб., или имеющие выручку от реализации от 6 млрд до 10 млрд. руб., или активы баланса от 7 млрд до 10 млрд руб.
К управлениям ФНС России по субъектам РФ (регионам) относятся: УФНС России по республикам, УФНС РФ по краям (областям), УФНС России по административным (национальным) округам (автономным областям), УФНС России по г. Москвеи Санкт-Петербургу. Их основные задачи:
- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах на территории соответствующего субъекта РФ;
- обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.
- контроль за деятельностью нижестоящих инспекций. Они подотчетны ФНС России и информируют ее о результатах налогового администрирования.
УФНС России по субъектам РФ утверждают состав и виды межрайонных специализированных инспекций. Их направленность зависит от экономики региона и ее ориентации.
Межрайонные инспекции имеют двойное подчинение: УФНС России и межрегиональной инспекции, администрирующей соответствующий сектор экономики. Межрайонные отраслевые инспекции осуществляют мониторинг и налоговый контроль за специфическими для региона крупными налогоплательщиками. К числу крупных налогоплательщиков в регионах отнесены юридические лица, начисленные налоги и сборы в федеральный бюджет котрых составляют от 75 млн до 500 млн руб., или выручка от реализации товаров т, услуг) — от 1 млрд до 6 млрд руб.
Администрирование обычных налогоплательщиков осуществляют инспекции по районам и городам. В результате преобразования были созданы инспекции по административным округам, а также межрайонные территориальные инспекции. Программа развития налоговых органов предусматривает преобразование структуры налоговой инспекции в единую по всейРоссии, понятную налогоплательщику и в то же время позволяющую эффективно использовать новые технологии налогового администрирования. ФНС России разработала типовую структуру территориальной инспекции, предусматривающую функциональный принцип налогового администрирования.
В этой структуре имеются четыре блока, в каждом из которых несколько отделов:
Первый блок — общего обеспечения, в его состав входят финансовый, юридический, общий, работы с персоналом, хозяйственный.
Второй блок - информационно-аналитической работы, в него включены отделы автоматизации и информационных систем, системного и технического обеспечения, ввода данных, анализа и налоговой статистики.
Третий блок — работа с налогоплательщиками, он включает отделы учета налогоплательщиков, приема налоговой отчетности, информирования налогоплательщиков.
Четвертый блок — контрольной работы. Важнейшими в этом блоке являются отдел контроля налогообложения физических лиц и отдел налогообложения юридических лиц. В отделе контроля имеются подотделы: налогообложения доходов физических лиц, выездных проверок, единого социального налога, местных и прочих налогов с физических лиц. В отделе налогообложения юридических лиц предусмотрены подотделы: камерального контроля юридических лиц, планирования выездных проверок, выездных проверок юридических лиц. К четвертому блоку отнесены также отделы: взыскания задолженности юридических лиц; контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции; контроля применения контрольно-кассовых машин.
Безусловно, применение такой типовой структуры на практике зависит от специфических условий регионов и их территорий.
Модернизация налоговых органов — основное направление развития системы налогового администрирования
Понятие модернизация означает усовершенствование, работа над повышением эффективности чего-либо, с тем, чтобы оно отвечало современным требованиям.
Основные целипрограммы развития налоговых органов России:
1) совершенствование контроля за соблюдением налогового законодательства с целью обеспечения стабильного поступления налогов и сборов;
2) улучшение обслуживания налогоплательщиков при одновременном упрощении исполнения налоговых обязательств;
3) повышение эффективности функционирования налоговой системы за счет внедрения новых информационных технологий и оснащения современными техническими средствами.
Для этого ФНС России осуществляет переход на унифицированные, структуры налоговых органов, ориентированные на рациональное использование трудовых ресурсов засчетспециализации по выполняемым функциям.
Процесс модернизации включает следующие элементы:
1) Переход на функциональную типовую структуру налоговых органов.
Типовая функциональная структура призвана:
-обеспечить рациональное использование имеющихся трудовых ресурсов за счет большей специализации по выполняемым функциям;
— создать условия для эффективного использования средств вычислительной техники и современных информацией технологий;
— упорядочить работу внутри налогового органа;
— кардинально перестроить взаимоотношения налогоплательщиков с налоговыми органами.
2) Внедрение программного комплекса «Система ЭОД (электронной обработки данных)».
Внедрение новых форм взаимодействия с налогоплательщиками:
- создание операционных залов, переход на бесконтактные формы взаимодействия (подача деклараций в электронном виде,
- запросы, ответы
- электронные акты сверки,
- ввод всех данных в информационный единый центр налогового органа, включая преобразование, изменение данных. То здесь будущее принадлежит районным инспекциям по централизованной обработке данных по субъектам РФ (ЦОДам).
4) для улучшения предпринимательского климата в стране необходимо устранить административные барьеры для бизнеса, в том числе упростить процедуру регистрации юридических лиц и инд. Предпримателей.
Для этого создана система государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В 2002г. На Министерство налоговой службы РФ была возложена обязанность по осуществлению государственной регистрации юридических лиц. С 2004г. – индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств.
Федеральная налоговая служба РФ осуществляет ведение единых государственных реестров юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и одновременно учет налогоплательщиков.
Цели:
- Функция по государственной регистрации исключает возможность появления среди участников экономических отношений лиц, не состоящих на учете в налоговых органах.
- С целью сокращения временных и финансовых издержек юридических и физических лиц при их регистрации в работу налоговых органов повсеместно внедряется технология одного окна. Это позволяет налоговым органам передавать сведения о государственной регистрации налогоплательщиков внебюджетным фондам, которые в соответствии с действующим законодательством также осуществляют постановку на учет.
5) Создание автоматизированного бан
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
- Рабочая программа
- Рабочая программа дисциплины (модуля)
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Налоговое администрирование»
- 4. Структура и содержание дисциплины «Налоговое администрирование»
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
- 4.1.1. Объем и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
- 4.1.1.1 Очная форма обучения
- 4.1.1.2 Заочная форма обучения 4,5 года /3 года
- 4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
- 4.1.2.1 Очная форма обучения
- 4.1.2.2. Заочная форма обучения 4,5 года / 3 года
- 4.2. Содержание дисциплины
- 4.2.1. Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
- 4.2.2. Содержание семинарских и практических занятий разделов базового обязательного модуля дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- 6.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Примерные вопросы к зачету
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература
- Б) дополнительная литература
- В) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 2. Методические указания для преподавателей
- 3. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- 4. Учебно-методические материалы
- 4.1. Лекции
- Методы налогового администрирования
- Принципы налогового админситрирования
- Задачи налогового администрирования на современном этапе
- Объект налогового администрирования
- 1). Планирование в системе налогового администрирования
- 2) Учет в системе налогового администрирования
- 3) Контроль в системе налогового администрирования
- 4) Регулирование в системе налогового администрирования
- 6) Развитие системы обслуживания налогоплательщиков.
- 1. Планирование и подготовкавыездных налоговых проверок
- Раздел I. Идентификационная часть — данные, идентифицирующие налогоплательщика, сведения об учетной политике, о руководителях, уставном капитале, лицензиях и сертификатах и др.
- 4.2. Методические материалы для проведения практических занятий
- Семинарских занятий
- Тема 1. Состав, структура и функции налоговых органов.
- Тема 2. Система налогового администрирования.
- Тема 3. Организация работы налоговых органов с налогоплательщиками.
- Тема 4. Формы и методы контрольной работы.
- Тема 5. Формирование учетно-аналитической информации в системе налогового администрирования.
- 4.2.1. Методические указания по подготовке семинарских занятий
- 5.Контрольно-измерительные материалы
- 6. Словарь терминов и персоналий