logo
УМК Налоговое администрирование ФГОС

1). Планирование в системе налогового администрирования

Цельюналогового планирования явля­ется обеспечение потребностей бюджета (путем определения объема изъятия финансовых ресурсов по плательщикам налогов), а так­же оптимизация налогового регулирования и налогового конт­роля.

Основная задачаналогового планирования — обеспечить ка­чественные и количественные параметры заданий по формирова­нию доходной части бюджетов.

На региональном уровне в ходе налогового планирования ре­шаются следующие задачи:

— оценивается налоговый потенциал региона; прогнозируются объемы налоговых поступлений с учетом темпов экономи­ческого роста региона;

— утверждается бюджет по налогам;

— выводятся суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции, индексы цен;

— разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней;

— определяется долевое распределение налоговых ставок и льгот и др.

Виды налогового планирования: стратегическое и текущее планирование.

- Стратегическое планирование в системе налогового администри­рования есть не что иное, как прогнозирование, главной целью ко­торого являются прогноз и оценка налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

- Текущее планирование (оперативное и краткосрочное) в сис­теме налогового администрирования позволяет решать более кон­кретные задачи — такие, как:

— определение налоговых баз по видам налогов и сборов;

— расчет объемов доходов и определение уровней собираемос­ти конкретных налогов и сборов;

— оценка состояния задолженности (недоимки) по налоговым платежам по видам налогов, субъектам — налогоплательщи­кам, отраслям, регионам и т. д.

Среднесрочное планирование (до5 лет) и долгосрочное (до 10 лет и больше) правильнее относить к прогнозированию.

Методы налогового планирования Налоговое планирование использует различные методы, каж­дый из которых учитывает следующие моменты:

— сезонные изменения в объеме налоговых поступлений;

— событийную составляющую (например, события в развитии политической ситуации, изменения в налоговом законода­тельстве и др.);

— неучтенные факторы.

Наибольшее распространение в практике налогового планиро­вания получили трендовый и экспертный методы.

Метод тренда или экстраполяции (продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом) основывается на ин­формации о поступлении конкретных налогов и сборов за определенный предыдущий период, об объемах выпадающих доходов о состоянии задолженности по налоговым платежам, на анализетенденций развития налогооблагаемой базы, структуры налогоплательщиков и т. д.

Экспертный метод разработки прогнозных оценок используется для расчетов возможного поступления конкретных налогов исборов.

Экспертным методом определяют налоговые базы по каждому налогу и сбору, проводят мониторинг динамики их поступленияза несколько периодов, выполняют расчеты уровней собираемостиналогов и сборов, объемов выпадающих доходов, оцениваютсостояние задолженности по налоговым платежам и результатыизменения налогового законодательства.

Исходной составляющейналогового планирования является определение налоговой базы для каждого вида налога на феде­ральном уровне и в региональном разрезе. Региональное налого­вое планирование, в свою очередь, основано на результатах ана­лиза исполнения текущих налоговых обязательств и прогноза мак­роэкономической ситуации в регионах.

Большое значение в планировании имеет достоверная оценка поступлений налогов до конца текущего периода (месяца, квартала, полугодия, года), которая проводится на основе сопоставимых фактических данных.

Краткосрочное планированиеосуществляется на очередной календарный год, исходя из параметров социально-экономичес­кого развития страны и субъектов РФ. Эти показатели не раз­рабатываются, а критически оцениваются налоговыми органа­ми. Результаты прогнозов сопоставляются со статистическими и оперативными данными в ретроспективе, что позволяет от­бирать наиболее вероятные сценарии на будущее.

Разработка и доведение до налоговых органов по субъектам РФ индикативных показателей (заданий) по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему осуществляется по периодам: год, квартал, месяц.

Для оценки и прогноза (планирования) налоговых поступлений проводят всесторонний и многофакторный анализ данных о налоговой базе, поступлениях в бюджетную систему, а также анализ тенденций социально-экономического развития. Такое планирование относится ко всем без исключения налоговым пла­там.

Виды прогнозированияналоговых поступлений:

— детерминистические прогнозы налоговых поступлений;

— прогнозы временных рядов налоговых поступлений на основании их собственной динамики;

— прогнозы с использованием моделей с несколькими переменными.

Детерминистический подход построения прогнозов налоговых поступлений на практике часто реализуется через условный метод прогнозирования налоговых поступлений и метод «налогового каль­кулятора».

Условный метод используется для получения прогнозных значе­ний агрегированных поступлений и основывается на получении оце­нок эластичности налоговых поступлений по базе налогообложения. Существуют два типа условных методов прогнозирования: статисти­ческие и динамические модели прогнозирования налоговых поступлений.

магнетические модели прогнозирования налоговых поступлений ориентированы на учет прямых эффектов воздействия на налоговую базу, в частности на структуру налогов.

Для составления прогнозов с помощью статистических моделей требуются данные о налоговых поступлениях и их базах. В этих данных уже отразиласьта часть изменений налоговых поступлений, которая вызвана соответствующими изменениями совокупного дохода или объема расходов, либо изменениями в налоговом зако­нодательстве и налоговом администрировании. Дифференциация таких эффектов является определяющей для статистических мо­делей прогнозирования налоговых поступлений.

Разделить эффекты можно различными способами.

1. В частно­сти можно использовать текущую стоимость налоговых ставок по базам налогообложения предшествующих периодов и получить скорректированные налоговые поступления для текущей структу­ры налогов. Для такого подхода требуется детальная информация по базам налогообложения, что осложняет его применение.

2. Другой подход основан на построении скорректированных вре­менных рядов налоговых поступлений с учетом изменении в налого­вом законодательстве и налоговом администрировании, возникав­ших на всем временном интервале. При этом подходе, в отличие от первого, для построения скорректированных баз налогообло­жения необходима только информация, касающаяся объема по­ступления налогов и сборов. Скорректированные налоговые по­ступления в основном реагируют только на изменения объема налогооблагаемых доходов (или расходов), поскольку система на­логообложения остается неизменной в исследуемый период.

Метод «налогового калькулятора» широко применяется при моделировании подоходного налога и налога на прибыль. При построении «налоговых калькуляторов» используется модель ти­пичного налогоплательщика и модель агрегирования .

Применение модели типичного налогоплательщика предпо­лагает, во-первых, поиск типичного представителя для каждой категории; во-вторых, расчет текущих налоговых обязательств на основе индивидуальной налоговой декларации. Эта модель позволяет анализировать влияние измененийналогового законодательства на разные категории налогоплатель­щиков.

С помощью модели агрегирования можно при наличии индивидуальных налоговых отчетов за несколько лет, значений экономического роста и дефлятора прогнозировать суммарные налоговые поступления. Применение этой модели предполагает-

— во-первых, разбивку налогоплательщиков на несколько групп, каждой из которых присваиваются определенные веса;

— во-вторых, расчет налоговых обязательств для каждого отдельного налогоплательщика;

— в-третьих, построение прогноза налоговых поступлений на следующий период на основании значений темпов экономи­ческого роста и расчета индивидуальных налоговых обяза­тельств по группам налогоплательщиков.

Прогнозы временных рядов налоговых поступлений осуществля­ются на основании их собственной динамики с использованием: метода взвешенного скользящего среднего (ВСС); метода двой­ного экспоненциального сглаживания; метода Хольта-Винтерса; модели авторегрессии и скользящего среднего (АКМА). Все эти методы и модели — с одной переменной.

Прогноз строится на основе использования только предыду­щего значения переменной, в данном случае показателя налого­вых поступлений. Названные модели с одной переменной счита­ются простыми и более надежными по сравнению со сложными структурными моделями2. Например, модель временного ряда может использовать месячные данные о прошлых поступлениях подоходного налога и на основании прошлых закономерностей в поведении этой переменной предскажет будущие величины по­ступлений.

Поэтому для использования моделей временных рядов необходи­мо иметь только прошлые значения самой прогнозируемой перемен­ной. Сдвиги в динамике временных рядов, связанные с реформамивзаконодательстве (структуре налога) или с какими-то иными крупными изменениями, могут быть учтены в модели с помощью специального статистического приема — учета так называемой фиктивной переменной.

-Прогнозы налоговых поступлений с использованием моделей нескольких переменных создаются потому, что информация в такоммногомерном временном ряде может улучшить качество прогнозаисследуемого показателя. В частности, при прогнозе налога наприбыль в качестве переменных, связанных с налоговой базой,можно использовать зарплату, прибыль, ставку процента.

Точный прогноз налоговых поступлений — одно из главныхусловий успешной работы налоговых органов. В налоговых органах часто приходится иметь дело с текущим прогнозом и формированием месячных заданий подчиненным территориальным инспекциям. Прогнозные значения на конец предстоящего периодаопределяются обычно по предыстории с помощью различных типов прогнозов. Оценка и прогнозирование налогового потенциала позволяют совершенствовать процессы планирования налоговых поступлений на различных уровнях бюджетной системы, выявлять и сравнивать налоговые возможности и уровень налоговойактивности регионов и, тем самым могут характеризовать социально-экономическое развитие субъектов РФ.