logo
УМК Налоговое администрирование ФГОС

Раздел I. Идентификационная часть — данные, идентифициру­ющие налогоплательщика, сведения об учетной политике, о руко­водителях, уставном капитале, лицензиях и сертификатах и др.

Раздел II. Данные о совершенных налогоплательщиком хозяй­ственных операциях или иных сделках, которые могут оказать влияние на формирование налоговой базы — по возмещению из бюджета НДС, о крупных расходах на благотворительные цели, о крупных финансовых вложениях, о краткосрочных и долгосроч­ных кредитах и др.

Раздел III. Косвенные данные о хозяйственной деятельности — информация от организаций МПС России, Минтранса России, ГИБДД МВД России о перевозимых крупных партиях товаров и др.

Раздел IV. Сигнальная информация, полученная в результате проведения контрольной работы, о нарушении взаимозависимы­ми лицами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и др.

Раздел V. Другие сведения.

2 и 3 этапы. Использование результатов камеральной налоговой проверки налоговой отчетности, а также результатов анализа на­логовой и бухгалтерской отчетности при планировании выездных налоговых проверок.

Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговыми орга-

нами используется информация, полученная в рамках проведе, ния камеральной налоговой проверки, а также в результате ана­лиза бухгалтерской и налоговой отчетности на основе Системы контрольных соотношении (СКС).

Система контрольных соотношений включает в себя:

— внутридокументные контрольные соотношения (контрольные соотношения показателей деклараций (расчетов) по налогам и сборам или бухгалтерской отчетности);

— междокументные контрольные соотношения показателей дек­лараций (расчетов) по налогам и сборам, бухгалтерской от­четности и информации, полученной из внешних источни­ков.

На основании системы контрольных соотношений производится:

— проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями бухгалтерской и налоговой отчет­ности, необходимыми для исчисления налоговой базы;

— проверка сопоставимости отчетных показателей с аналогич­ными показателями предыдущего налогового (отчетного) пе­риода;

— сопоставление отдельных показателей налоговой декларации между собой;

— соотнесение отдельных показателей бухгалтерской отчетно­сти и налоговых деклараций.

При применении системы контрольных соотношений следует иметь в виду, что по результатам проверки определяются только ориентировочные данные, которые служат основанием для отбо­ра налогоплательщиков для проведения выездной налоговой про­верки, но не для доначислений налогов и сборов и применения налоговых санкций.

При проведении финансово-экономического анализа бухгал­терской и налоговой отчетности налоговыми органами собирает­ся информация о физических объемах потребленных энергетичес­ких (электро- и теплоэнергии) и иных материальных ресурсов. Такую информацию анализируют на предмет соответствия уровня и динамики указанных объемов показателям бухгалтерской отчет­ности, в которой отражены объемы производства и реализации продукции (работ, услуг). Могут быть использованы: косвенные данные о хозяйственной деятельности налогоплательщика; дан­ные о совершенных налогоплательщиком хозяйственных опера­циях или иных сделках, оказывающих влияние на формирование налоговой базы, а также другая информация, содержащаяся в досье налогоплательщика.

124

Конкретные формы и методы анализа налоговой и бухгалтерс-0# отчетности, его объем определяются налоговыми органами исходя из информации, содержащейся в налоговой и бухгалтерс­кой отчетности. Анализ конкретных форм бухгалтерской и нало­говой отчетности налогоплательщиков регламентируется методи­ческими указаниями и рекомендациями ФНС России.

По результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности отделом, в функциональ­ные обязанности которого входит проведение данного вида про­верок и анализа, составляется заключение по установленной фор­ме (Образец I), содержащее рекомендации об отборе соответству­ющих налогоплательщиков для выездных налоговых проверок с обоснованием причин, послуживших основанием для таких вы­водов.

4 этап. Анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу.

Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков налоговым органом осуществляется периодическое проведение ана­лиза основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу на основе использования ав­томатизированной системы обработки данных АИС «Налог».

В процессе планирования выездных налоговых проверок дол­жны обеспечиваться:

— анализ и оценка динамики изменений основных финансо­вых показателей деятельности налогоплательщиков;

— сравнительный анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков одной отрасли;

— отбор налогоплательщиков, анализ показателей деятельнос­ти которых позволяет сделать вывод о возможности обнару­жения налоговых правонарушений.

По результатам анализа основных финансовых показателей дея­тельности налогоплательщиков готовится заключение с рекомен­дациями об отборе соответствующих организаций для проведения выездных налоговых проверок с указанием причин, послуживших основанием для такого вывода. Затем это заключение передается в отдел, ответственный за подготовку планов выездных налоговых проверок налогоплательщиков. Оно является одним из оснований для включения соответствующих организаций в план проведения выездных налоговых проверок на предстоящий квартал.

5 этап. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Приоритетными для включения в план проведения выездных налоговых проверок являются следующие категории налогоплательщиков:

1. Налогоплательщики, подлежащие обязательному включению в план проверки выездных налоговых проверок:

1) организации, являющиеся крупнейшими и основными на­логоплательщиками. Проверку таких налогоплательщиков проводят не реже одного раза в 2 года;

2) налогоплательщики, проведение выездных налоговых про­верок которых обусловлено поручениями правоохранительных органов в случаях, установленных законодательством Российской федерации, а также вышестоящих налоговых органов;

3) ликвидируемые организации;

4) организации, представляющие «нулевые балансы* или не представляющие налоговую отчетность в налоговый орган, в от­ношении которых у налогового органа имеется информация об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

5) налогоплательщики, необходимость проверки которых вы­текает из мотивированных запросов других налоговых органов. В запросе указывается: полное наименование организации (фа­милия, имя, отчество индивидуального предпринимателя); адрес местонахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщи­ка; код причины постановки на учет; основание для проверки (чем вызвана необходимость проведения проверки); вопросы, подле­жащие проверке; период деятельности, за который должна прово­диться проверка.

2. Налогоплательщики, подлежащие первоочередному включению в план проведения выездных налоговых проверок при появлении соответствующих возможностей у инспекторского состава. Отбор указанных налогоплательщиков производится по результатам:

— камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бух­галтерской отчетности (контрольных соотнесений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности декларации (рас­четов) по налогам и другим обязательным платежам в бюджет);

— анализа основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу;

— анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых пра­вонарушений.

6 и 7 этапы, как правило, реализуются при планировании выездных налоговых проверок параллельно с 5-м этапом (по отбору объектов проверки). Оба этапа предусматривают выполнение комплекса работ, связанных с:

— предварительной подготовкой предложений о предполагае­мых затратах времени на проведение выездной налоговой про­верки;

— определением количества специалистов, необходимых для проведения проверки;

— необходимостью привлечения к проверке правоохранитель­ных органов;

— подготовкой и составлением перечня вопросов по видам про­веряемых налогов и платежей;

— определением периодов деятельности налогоплательщика, по которым необходимо проведение проверки.

8 этап. Организация работы налогового органа по формированию планов проведения выездных налоговых проверок и по подготовке их проведения.

Работа налогового органа по проведению выездных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах орга­низуется на основе ежеквартально составляемых планов проведе­ния выездных налоговых проверок налогоплательщиков, утверж­даемых руководителем налогового органа.

План проведения выездных налоговых проверок является конфиденциальным документом. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками.

Планы проведения выездных налоговых проверок утверждаются руководителем налогового органа не позднее чем за 15 дней до начала квартала, следующего за отчетным кварталом.

Корректировка плана проведения выездных налоговых прове­рок может проводиться на основании решения руководителя на­логового органа при наличии следующих оснований:

— срочных заданий от вышестоящих налоговых органов;

— поручений правоохранительных органов;

- мотивированных запросов других налоговых органов о про­ведении проверок;

- отсутствии возможности для проведения выездной налого­вой проверки в связи с временным отсутствием руководите­ля и(или) главного бухгалтера организации-налогоплатель­щика (индивидуального предпринимателя) и их представи­телей (отпуска, болезни и т. д.).

Контроль за выполнением плана проведения выездных налого­вых проверок осуществляется руководителем налогового органа.

В целях обеспечения максимальной эффективности и созда­ния благоприятных условий предстоящей выездной налоговой проверки на стадии ее подготовки должны быть решены необхо­димые организационные вопросы, связанные с ее проведением.

Организация и проведение выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка проводится по местонахождению налогоплательщика, его филиала или представительства на осно­вании решения руководителя (его заместителя) налогового орга­на.

Выездной налоговой проверкой, как и камеральной, могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплатель­щика, непосредственно предшествовавшие году проведения про­верки, включая охват проверкой периодов текущего календарного года.

Выездная налоговая проверка может проводиться как по одно­му, так и по нескольким видам налогов, уплачиваемых одним налогоплательщиком. В качестве объектов проверки могут фигури­ровать как отдельные действия (например, «проверка правильно­сти исчисления налога на добавленную стоимость» — в данном случае проверка будет тематической), так и соблюдение налогового законодательства в организации в целом - такая проверка будет комплексной.

При проведении тематической налоговой проверки налоговый орган имеет право, не дожидаясь истечения года со дня проведе­ния текущей налоговой проверки, назначить выездную налого­вую проверку по другим налогам. При проведении же комплекс­ной выездной налоговой проверки право на проведение очередной проверки у налогового органа возникает только по истечений одного года с момента проведения указанной проверки.

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним тем же налогам за один и тот же период. Исключением из этого правила являются случаи, когда такие проверки осуществляются в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, а также в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Выездные налоговые проверки филиалов могут проводиться налоговым органом, как в рамках проверки самого налогоплательщика, так и независимо от него, т. е. самосто­ятельно.

Выездная налоговая проверка начинается с предъявления лицу слу­жебных удостоверений и решения о проведении выездной нало­говой проверки.

Налогоплательщик должен ознакомиться с решением о прове­дении выездной налоговой проверки и подписать его с указанием соответствующей даты. Это будет дата начала проведения выезд­ной налоговой проверки и в то же время дата начала отсчета двух­месячного (или трехмесячного) срока проведения проверки.

Длительностьпроведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверя­емого налогоплательщика. Не засчитываются периоды между вру­чением налогоплательщику требования о представлении докумен­тов и представлением им запрашиваемых при проведении про­верки документов.

После окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксиру­ются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка свиде­тельствует об окончании выездной налоговой проверки.

По результатам выездной проверки не позднее двух месяцев (п. 1 ст. 100 Н К. РФ) после составления справки должен быть составлен акт проверки по форме, уста­новленной инструкцией МНС России от 10.04.2000 № 60 «О поряд­ке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах».

Акт подписывают должностные лица, проводившие проверку, а также руководитель проверенного предприятия либо его представитель. В акте указываются документально подтвержденные факты нарушения налогового законодатель, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушении и применению конкретных мер ответственности (п. 2 ст. 100 Н К РФ). Указанные в акте проверки вопросы, должны соответствовать вопросам проверки, отраженным в решении о проведении выездной налоговой проверки. При этом все доказательственная база по фактам нарушений законодательства о налогах и сборах должна быть собрана в ходе проведения проверки. После проведения проверки и составления справки о проведенной проверке должностные липа, проводившие проверку, не могут истребовать у налогоплательщика какие-либо документы, связанные с данными обстоятельствами, а также производить их выемку.

Акт проверки вручается руководителю (представителю) прове­ряемого предприятия под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, например заказным письмом с уведомлением. В новой редакции заказной почтой можно только в случае уклонения налогоплательщика от его получения.

Процедуры, применяемыепри проведении налоговых проверок

В ходе налоговых проверок для получения свидетельств о про­изведенных правонарушениях налоговый орган вправе также осу­ществлять следующие действия:

— проводить осмотр помещений, документов и предметов;

— проводить экспертизу с привлечением экспертов и специа­листов;

— проводить инвентаризацию имущества налогоплательщиков.

Дадим характеристику перечисленных процедур.

Осмотр помещений. Налоговые органы вправе осматривать лю­бые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода помещения и территории.

В соответствии со ст. 92 НК РФ осмотр помещения в обяза­тельном порядке должен производиться в присутствии не менее чем двух понятых, в качестве которых могут выступать только физические лица, не заинтересованные в исходе дела. Работники налоговых органов не могут участвовать в осмотре в качестве по­нятых. При проведении осмотра могут присутствовать лицо, в от­ношении которого производятся данные действия (его предста­витель), и специалисты. Специалист в отличие от эксперта при­пекается для определенных действий, например для оценки изымаемого имущества. Со специалистом заключается договор.

В качестве представителей могут выступать лица, которые со, ответствуют требованиям, изложенным в гл. 4 НК РФ. Общие требования к протоколу, составляемому при производстве действий по осуществлению налогового контроля, установлены в ст. 99 НК РФ. Данная статья содержит следующие требования: протокол должен быть составлен только на русском языке и содержать не­обходимую информацию. К такой информации относятся:

— место и дата производства конкретного действия;

— время начала и окончания действия;

— должность, фамилия, имя, отчество липа, составившего про­токол;

— фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в дей­ствии или присутствовавшего при его проведении;

— адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли лицо, участво­вавшее в действии, русским языком;

— содержание действия, последовательность его проведения;

— выявленные при производстве действия существенные фак­ты и обстоятельства.

Протокол подписывают все лица, участвующие в осмотре. К про­токолу прилагаются фотографические снимки и негативы, кинолен­ты, видеозаписи и другие материалы.

В случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру отдельных помещений (кроме жилых помещений) и территорий ими составляется акт, в котором фикси­руется факт воспрепятствования доступу. На основании этого акта налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиком в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у него информации о налогопла­тельщике или данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

Выемка документов. В подп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ указано, что долж­ностное лицо налогового органа в ходе проверки вправе изымать у налогоплательщика или иного обязанного лица доку­менты, которые могут свидетельствовать о совершении налого­вых правонарушений, но только при условии, что эти документы могут быть заменены или уничтожены.

Документы у налогоплательщика изымаются только на основа­нии письменного мотивированного постановления должностного лица налогового органа, которое проводит проверку, с обязательным утверждением руководителем (его заместителем) налогового органа. Решение об изъятии должно быть мотивированным, т. е. в своем решении налоговый инспектор долженобосновать, почему он считает, что тот или иной документ будетсохраннее именно в налоговом органе, а не у налогоплательщика.

Документы изымаются только в присутствии понятых и пред­ставителей налогоплательщика. Налогоплательщик может сделать соответствующие замечания, которые должны быть обязательно занесены в протокол. До начала выемки проводящий ее налого­вый инспектор предъявляет постановление о производстве выем­ки и разъясняет присутствующим их права и обязанности. Преж­де всего, налоговый инспектор предлагает лицу, у которого про­изводится выемка документов и предметов, выдать их добровольно. При отказе это сделать налоговый инспектор вправе вскрыть по­мещения или иные места, где могут находиться подлежащие вы­емке документы и предметы. Должностное лицо налогового орга­на может сделать это самостоятельно, избегая не вызываемых не­обходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

НК РФ налагает следующие ограничения на процедуру выем­ки документов:

— не допускается производство выемки документов и предме­тов в ночное время;

— не подлежат изъятию документы и предметы, не относящие­ся к предмету налоговой проверки.

Все указанные действия фиксируются в протоколе.

Привлечение экспертов.Подпункт 12 п.1 ст. 31 НК РФ преду­смотрено привлечение экспертов в ходе проведения налогового кон­троля. Назначение экспертизы и привлечение лица в качестве эк­сперта производится в соответствии с установленным порядком.

Эксперт— это лицо, имеющее специальные познания в сфере деятельности, специфику которой следует определить в целях на­логообложения. Экспертиза назначается постановлением должно­стного лица налогового органа, осуществляющего налоговую про­верку. Проверяющий должен ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить ему права, предусмотренные ст. 95 НК рф. о совершении указанных действий в обязательном по­рядке составляется протокол.

Согласно п. 7 ст. 95 Н К РФ проверяемое лицо вправе:

- заявить отвод эксперту;

— просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

— представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

— присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту.

— знакомиться с заключением эксперта.

Заключение эксперта является источником доказательства противоправных действий налогоплательщикаили налогового агента. Закон предоставляет право проверяемому лицу требовать проведе­ния дополнительной экспертизы (в случае недостаточной ясности или полноты заключения) или повторной экспертизы (в случае необосно­ванности заключения эксперта или сомнений в его правильности).

В соответствии со ст. 129 НК РФ отказ эксперта от участия в проведении налоговой проверки, а также дача экспертом заве­домо ложного заключения влекут за собой взыскание штрафов.

Инвентаризация имущества налогоплательщика.

Статьей 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право на проведение инвента­ризации имущества, принадлежащего налогоплательщику.

Согласно ст. 89 Н К РФ инвентаризация может быть назначена в том случае, когда это необходимо для проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, и выяс­нения других существенных обстоятельств в ходе проведения вы­ездной налоговой проверки.

Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплатель­щика при налоговых проверках регламентируется нормативными документами Минфина России и ФНС России.

Основной целью инвентаризации является выявление факти­ческого наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению.

Распоряжение о проведении инвентаризации имущества нало­гоплательщика (организации и индивидуального предпринимате­ля, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы), порядке и сроках ее проведения, со­ставе инвентаризационной комиссии принимает руководитель налоговой инспекции (его заместитель) по местонахождению налогоплательщика, а также по местонахождению принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств.

К имуществу налогоплательщика относятся: основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производствен­ные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денеж­ные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы независимо от их местонахождения.

Необходимо отметить, что проверка фактического наличия имущества должна производиться с обязательным участием долж­ностных и материально ответственных лиц, а также работников бухгалтерии налогоплательщика. При этом материально ответственного лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации вседокументы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, а все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки: обеспечить рабочей силой для взвешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.

Каче­ство материалов и товаров, хранящихся в неповрежденной упа­ковке поставщика, может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих цен­ностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается на основании обмеров и технических расчетов.

До начала инвентаризации комиссия получает последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все при­ходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отче­там), с указанием «до инвентаризации (дата)», что должно служить основанием для определения остатков имущества к нача­лу инвентаризации по учетным данным. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, заполняемые не менее чем в двух эк­земплярах. Причем инвентаризационные описи могут быть запол­нены как с использован нем средств вычислительной и другой орга­низационной техники, так и ручным способом. Описи заполня­ются чернилами или шариковой ручкой, четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименование инвентаризуемых ценностей и объек­тов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в еди­ницах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных Ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, за­писанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких еди­ницах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненныестороны; на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица, причем последние в конце описи дают расписку о том, что проверка имущества произведена в их присутствии и у них нет претензий к членам комиссии.

По результатам проведения инвентаризации имущества налого­плательщика составляется ведомость, в которой указываются вы­явленные недостачи и излишки имущества. Ведомость подписыва­ется председателем инвентаризационной комиссии. Результату инвентаризации отражаются в акте выездной налоговой проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки.

НАЛОГОВЫЙАУДИТ

Структура и задачи подразделений налогового аудита.

Для решения вышеуказанных проблем Центральным аппаратом ФНС России в сентябре 2006 года была разработана и утверждена Концепция развития налогового аудита в системе налоговых органов Российской Федерации (далее – Концепция). Она определила основные цели задачи и направления развития налогового аудита в системе налоговых органов.

Согласно Концепции было принято решение о структурном выделении в системе налоговых органов специальных подразделений, в компетенцию которых входит исключительно внутриведомственное досудебное разбирательство.

В подразделения налогового аудита вошли:

- Управление налогового аудита Федеральной налоговой службы (в настоящее время административное управление);

- отделы налогового аудита управлений ФНС по субъектам Российской Федерации;

- отделы налогового аудита межрегиональных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам;

- отделы налогового аудита или группы налогового аудита (специалисты налогового аудита в составе иных отделов) инспекций ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС межрайонного уровня.

Основной целью создания подразделений налогового аудита является совершенствование административных процедур по рассмотрению налоговых споров, утверждение начал законности в правоприменительной деятельности налоговых органов.

Основные задачи:

1) создание условий для реализации прав налогоплательщиков на рассмотрение их споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб на действия или бездействие налоговых органов, а также на акты ненормативного характера, связанные с применением законодательства РФ о налогах и сборах;

2) обеспечение условий для реализации прав налогоплательщиков на рассмотрение их возражений (разногласий) по актам осуществленных мероприятий налогового контроля;

3) информирование налогоплательщиков по результатам рассмотрения их споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб на действия или бездействие налоговых органов, а также на акты ненормативного характера, связанные с применением законодательства РФ о налогах и сборах;

4) анализ причин возникновения налоговых споров и принятие мер по их дальнейшему исключению в случаях, когда в основе возникновения налоговых споров лежат не противоправные действия налогоплательщиков;

5) создание условий для укрепления законности в деятельности налоговых органов, путем совершенствования их правоприменительной деятельности.

В результате работ подразделения налогового аудита Концепцией был запланирован ряд позитивных изменений в сфере налогового администрирования:

1) возрастание ответственности налоговых органов за принятие решений, соответствующих закону;

2) повышение прозрачности деятельности налоговых органов;

3) обеспечение качества правосудия;

4) доступность правосудия, так как досудебная процедура является, для налогоплательщика бесплатной;

5) повышение уровня защиты интересов граждан как налогоплательщиков;

6) устранение в короткие сроки нарушения прав, которые могут быть допущены незаконным актом.

Концепция предполагает тесную связь подразделений налогового аудита с другими подразделениями налоговых органов, осуществляющими налоговый контроль и контроль за работой нижестоящих налоговых органов. Эта взаимосвязь основана на следующем.

1. Налоговые аудиторы призваны обеспечить важную итоговую стадию осуществленных контрольных мероприятий – вынесение законного и обоснованного решения по материалам осуществленных контрольных мероприятий.

При этом не имеет значение, какие формы налогового контроля проведены (выездная налоговая проверка, камеральная, осуществлен контроль платежной дисциплины, своевременности представления налоговой декларации и т.п.), важен сам факт наличия производства по делу о налоговом правонарушении и наличие несогласия лица, привлекаемого к налоговой ответственности. По действующему законодательству такими лицами могут быть как налогоплательщики, так и лица, не являющиеся налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами.

Несогласие налогоплательщика по вопросу привлечения его к налоговой ответственности, доводы, изложенные им в свою защиту, представленные возражения (объяснения) плательщика являются исходным условием начала работы и предметом исследования налогового аудитора. По итогам работы подготавливается экспертное заключение об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика.

Заключение предназначено для внутреннего использования и является документом, призванным обеспечить руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, рассматривающего материалы проверки, независимым мнением для вынесения законного и обоснованного решения.

Таким образом, выделенные в отдельный функциональный блок подразделения налогового аудита призваны повысить качественный уровень контрольной работы.

2. Подразделения налогового аудита призваны осуществлять контроль качества работы налоговых органов через сообщения и заявления налогоплательщиков.

В настоящее время в названии подразделений налоговых органов, занимающихся досудебным урегулированием, присутствует слово «аудит». Известно, что аналогичное слово есть и в названии подразделений, осуществляющих непосредственный контроль за работой налоговых органов, таких как подразделения внутреннего аудита.

Это два направления решения одних и тех же задач – повышения качества работы налоговых органов, устранение внутриведомственных ошибок, установления законности в деятельности налоговых органов. Только в случае проведения внутреннего аудита недочеты выявляются в ходе проведения ревизионных мероприятий, а в случае осуществления налогового аудита информация о недостатках работы налоговых органов поступает от физических и юридических лиц.

Подразделение налогового аудита, осуществляя процедуру по рассмотрению заявлений или сообщений налогоплательщика, оценивают на предмет законности и обоснованности обжалуемые действия (бездействия) должностных лиц или акты налоговых органов ненормативного характера. При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствует законодательству Российской Федерации, подготавливают решение руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа об отмене акта нижестоящего налогового органа и назначении дополнительной проверки или отмене решения и прекращении производства по делу о налоговом правонарушении; об изменении решения или вынесении нового решение, то есть принимают меры для восстановления законности и обоснованности.

Кроме этого, анализ сообщений и заявлений налогоплательщиков о трудностях, с которыми они сталкиваются в налоговых правоотношениях, обобщение результатов разбирательства по заявленным фактам нарушения их прав, позволяют своевременно информировать руководящий состав налоговых органов о наличии проблем в практике применения законодательства о налогах и сборах, вырабатывать превентивные меры, направленные на снижение случаев нарушения прав налогоплательщиков.

Таким образом, деятельность подразделений налогового аудита создает предпосылки к утверждению законности в деятельности налоговых органов, к формированию новых подходов к результатам контрольной работы, к налоговому администрированию, реализации стандартов обслуживания, которые позволят налоговым органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с практикой и требованиями общества и государства.

Функции подразделений налогового аудита.

Согласно Концепции подразделения налогового аудита в соответствии с возложенными на них задачами и в зависимости от территориального налогового органа, в состав которого они входят, осуществляют нижеследующие функции.

В межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциях ФНС России межрайонного уровня:

1. Рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам, составленным по результатам осуществленных мероприятий налогового контроля.

2. Подготовка экспертных заключений по результатам рассмотрения возражений по актам налогового контроля.

3. Организация подготовки заключений по жалобам в соответствии с запросами вышестоящего налогового органа.

4. Рассмотрение заявлений и жалоб на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа, за исключением руководителя инспекции и его заместителей, по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, контроль за исполнением которых возложен на налоговый орган.

5. Обобщение практики рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке в инспекции и внесение предложений по ее совершенствованию руководству инспекции и в подразделение налогового аудита вышестоящего налогового органа.

6. Анализ причин возникновения налоговых споров, рассмотренных в инспекции в досудебном порядке, представление руководству налогового органа по результатам анализа обзоров, содержащих рекомендации в целях совершенствования правоприменительной практики.

7. Изучение актов, по результатам осуществленных инспекцией мероприятий налогового контроля, возражения (разногласия) налогоплательщика (налоговых агентов, плательщиков сборов) по которым в инспекцию не поступили, в целях прогнозирования возникновения спорной ситуации на иных стадиях досудебного и судебного урегулирования.

В случае установления возможности наступления спорной ситуации на иных стадиях досудебного и судебного урегулирования по результатам анализа акта налогового контроля и отсутствии на установленную дату возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) на этот акт, подготавливается докладная руководству инспекции.

8. Осуществление сбора, систематизации, обработки и анализа информации, имеющей непосредственное отношение к деятельности инспекции и образующейся на следующих стадиях:

- составление акта по результатам проведенных мероприятий налогового контроля;

- рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам налогового контроля;

- вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки;

- обжалование вынесенного налоговым органом решения по результатам налогового контроля в административном порядке (в вышестоящих налоговых органах в досудебном порядке);

- обжалование вынесенного налоговым органом решения по результатам налогового контроля в судебном порядке.

Представление вышеуказанной информации в подразделение налогового аудита вышестоящего налогового органа. Подготовка отчетности по форме и в порядке, утвержденным Федеральной налоговой службой.

9. Принятие участия в выработке мер по устранению типичных причин, возникающих налоговых споров по результатам деятельности инспекции, в том числе путем:

- участия в работе по устранению нестыковок различных ведомственных разъяснений;

- участия в работе по корректировке ранее изданных разъяснений уполномоченных ведомств в целях выработки единой правоприменительной практики,

- участия (совместно с юридическими подразделениями) в формировании с; Учебной практики в целях выработки единой правоприменительной практики.

10. Взаимодействие с иными подразделениями налогового органа мл и/и Правоохранительными органами для принятия мер реагирования в целях пресечения должностных нарушений, выявленных по результатам рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке в инспекции.

11. В соответствии с поручением вышестоящего налогового органа принимают участие в разработке проектов нормативно-правовых актов, методических рекомендаций, регламентов, писем и иных актов по вопросам досудебного урегулирования налоговых споров, контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на налоговые органы.

12. Осуществление мониторинга судебной практики по налоговым спорам в целях учета позиции судебных органов при осуществлении в последующем процедур досудебного урегулирования налоговых споров в инспекции.

13. Участие в судебных заседаниях по проблемным вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, одной из сторон которых является соответствующий налоговый орган.

14. Участие в обучении работников налоговых органов, проведение совещаний, семинаров, оказание практической помощи подразделениям контрольного блока.

15. Ведение в установленном порядке делопроизводства и хранение документов подразделения налогового аудита, передача их на архивное хранение.

В управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации:

1. Рассмотрение заявлений и жалоб на акты ненормативного характера, действия (бездействие) нижестоящих территориальных налоговых органов, а также их должностных лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы.

2. Рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам повторных выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации.

3. Подготовка экспертных заключений об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика по результатам рассмотрения возражений (разногласий) по актам повторных выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации.

4. Подготовка заключений по жалобам в соответствии с запросами ФНС России.

5. Обобщение, анализ практики рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке в нижестоящих налоговых органах и внесение в ФНС России предложений по ее совершенствованию, а также предложений по изменению методических указаний Службы и рекомендаций управлений ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации по данному вопросу.

6. Осуществление сбора, систематизации, обработки и анализа информации, образующейся по итогам проведенного внутриведомственного налогового аудита в управлении ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, нижестоящих налоговых органах.

Представление вышеуказанной информации в Управление налогового аудита ФНС России. Подготовка отчетности по форме и в порядке, утвержденным Федеральной налоговой службой.

7. Выявление типичных причин возникновения налоговых споров, рассматриваемых в досудебном порядке на уровне управления ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, и участие в принятии мер по их устранению, в том числе путем:

- реагирования на должностные нарушения,

- участия в работе по устранению нестыковок различных ведомственных разъяснений,

- участия в работе по корректировке ранее изданных разъяснений уполномоченных в сфере налогов и сборов ведомств в целях выработки единой правоприменительной практики,

- участия в формировании судебной практики (взаимодействие с арбитражными судами) в целях выработки единой правоприменительной практики.

8. Взаимодействие с иными подразделениями территориального налогового органа или/и правоохранительными органами для принятия мер реагирования в целях пресечения должностных нарушений, выявленных по результатам рассмотрения обращений (жалоб).

9. Координация работы нижестоящих налоговых органов по рассмотрению налоговых споров в досудебном порядке.

10. Рассмотрение запросов нижестоящих налоговых органов по процедуре рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке.

11. Принятие участия в разработке законодательных и иных нормативных актов, проекты которых находятся на рассмотрении управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.

12. Разработка рекомендаций и указаний для нижестоящих налоговых органов в части вопросов, относящихся к их компетенции.

13. Осуществление мониторинга судебной практики по налоговым спорам в целях учета позиции судебных органов при осуществлении в последующем процедур досудебного урегулирования налоговых споров в управлении ФНС России по субъекту Российской Федерации.

14. Участие в судебных заседаниях по проблемным вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, одной из сторон которых является управление ФНС России по субъекту Российской Федерации или нижестоящий налоговый орган.

15. Участие в обучении работников управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, нижестоящих налоговых органов, проведение совещаний, семинаров, оказание практической помощи подразделениям контрольного блока.

16. Ведение в установленном порядке делопроизводства и хранения документов подразделения, осуществление их передачи на архивное хранение.

Концепцией предусмотрены не только цели, задачи, функции, и принципы построения системы налогового аудита, но и разработаны критерии оценки эффективности ее функционирования. Работа подразделений налогового аудита, согласно Концепции, оценивается по результатам деятельности за соответствующий отчетный период, с использованием следующих показателей:

1. Количество представленных в подразделение налогового аудита возражений (разногласий) по акту налогового контроля, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов; заявлений и жалоб физических и юридических лиц акты ненормативного характера налоговых органов, связанные с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы, и качество их рассмотрения.

2. Количество обращений в арбитражный суд после отрицательного рассмотрения (неудовлетворения, частичного неудовлетворения) жалоб в административном порядке.

3. Количество обращений в арбитражный суд по обжалованию актов ненормативного характера налоговых органов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых, возложен на налоговые органы, минуя административный порядок обжалования.

4. Количество устраненных нарушений применения законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, по результатам проведенного внутриведомственного налогового аудита.

5. Качество подготовки установленной отчетности.

6. Состояние сбора, систематизации, обработки, анализа и передачи информации, имеющей непосредственное отношение к деятельности соответствующего территориального налогового органа и образующейся на следующих стадиях:

- составление акта по результатам проведенных мероприятий налогового контроля;

- рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам налогового контроля;

- вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки;

- обжалование вынесенного налоговым органом решения по результатам налогового контроля в административном порядке (в вышестоящих налоговых органах в досудебном порядке);

- обжалование вынесенного налоговым органом решения по результатам налогового контроля в судебном порядке.

7. Состояние работы по выявлению типичных причин налоговых споров и принятие мер по их устранению.

6. Данные социального опроса о качестве проведенного внутриведомственного налогового аудита.

7. Количество принятых во взаимодействие со структурными подразделениями решений в целях выработки единой правоприменительной практики.

8. Соблюдение порядка рассмотрения материалов проверки, жалоб, установленного нормативно-правовыми актами.

9. Отсутствие повторных обращений налогоплательщиков по аналогичному предмету ранее рассмотренной жалобы в вышестоящий налоговый орган или иные государственные органы.

10. Качество рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке на всех уровнях налоговых органов.

11. Качество подготовленных экспертных заключений на возражения налогоплательщиков, представленных в письменном виде на акт налогового контроля и заявленных в ходе рассмотрения материалов проверок.

12. Участие в разработке законодательных и иных нормативных актов, проекты которых находятся на рассмотрении ФНС России или соответствующего территориального налогового органа.

13. Количество переданных материалов в иные подразделения налоговых органов или в правоохранительные органы для принятия мер реагирования в целях пресечения должностных нарушений, выявленных по результатам рассмотрения материалов проверки или жалоб налогоплательщиков.

14. Результаты взаимодействия с иными подразделениями налоговых органов или правоохранительными органами при принятии мер реагирования в целях пресечения должностных нарушений, выявленных по результатам рассмотрения материалов проверки или жалоб налогоплательщиков.1

Таким образом, Концепцией четко сформулированы функции подразделений налогового аудита согласно структурным особенностям Федеральной налоговой службы. Кроме того, разработанные критерии эффективности работы подразделений налогового аудита будут способствовать оперативному контролю и внесению необходимых изменений в процесс их деятельности с целью совершенствования данного механизма.

Реализация этих функций позволит налоговым органам выработать действенный и эффективный механизм досудебного урегулирования налоговых споров.