Объект налогового администрирования
Под объектомналогового администрирования мы понимаем то, на что направлена деятельность уполномоченного органа, т.е. на процесс мобилизации налогов в бюджет.
Деятельность по налоговому администрированию связана с налогообложением, т.е. с обложением налогами. Налогообложение- наложение определенной обязанности, обязывание к уплате, внесению денежной суммы.
В отличие от большинства других финансовых правоотношений администрирование налогов непосредственно связано с исполнением налогоплательщиком налоговой обязанности .
Под налоговой обязанностьюпонимается обязанность налогоплательщика перед государством по уплате налогов, возникающая в соответствии с налоговым законодательством. В силу данной обязанности налогоплательщик должен:
- зарегистрироваться в налоговом органе,
- определять объекты налогообложения, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет,
- составлять налоговую отчетность,
-представлять ее в установленные сроки,
-уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет.
Деятельность по исполнению налоговой обязанности включает также встречные действия органов,и часто действия, предшествующие исполнению налогоплательщиком налоговой обязанности. К ним можно отнести действия по разработке методологии налогового и бухгалтерского учета, разработке и обеспечению налогоплательщика бланками налоговых деклараций и т.д.
Налоговый кодекс РФ регламентирует процессуальный порядок реализацииналогоплательщиком налоговой обязанности- в первой части относительно всех налогов, а во второй части определяется порядок относительно каждого конкретного налога.
НАЛОГОВЫЙ ПРОЦЕСС
Исполнение налоговой обязанности происходит с выполнением определенных процессуальных действий. Создаются определенные организационные условия для простого, удобного и быстрого способа исполнения налоговой обязанности.
Как отмечает М.В. Карасева, "В материальных финансовых правоотношениях проявляются конкретные права и обязанности, а в процессуальных - порядок реализации этих прав и обязанностей"(Финансовое правоотношение. М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 258).
Администрирование налогов является частью налогового процесса и представляет взаимосвязанную совокупность процессуальных действий, направленных на создание благоприятных условий и оказание мотивирующих воздействий на субъект, исполняющий налоговую обязанность, а также на обеспечение законных прав и интересов налогоплательщиков и других участников правоотношений.
Налоговый процесс - это совокупность определенных процедур и производств, устанавливаемых законами и подзаконными нормативными правовыми актами, отличающимися друг от друга тем или иным конкретным назначением и соответственно имеющими разную степень правовой регламентации.
Этапы (стадии) налогового процесса:
а) стадия инициативного (добровольного) исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности;
б) стадия налогового контроля;
в) стадия принудительного исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности;
г) стадия привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
Стадию добровольного исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности можно трансформировать в ряд подстадий (этапов):
- государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе;
- определения, ведения учета объектов налогообложения; ведения, составления, предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности в определенные сроки (вне зависимости от исчисления и уплаты налогов);
- добровольной уплаты денежных сумм налогов и других обязательных платежей в порядке и сроки, установленные законодательством.
Фактически же администрирование налогов включает в себя две основные стадии: добровольного исполнения обязанным субъектом налоговой обязанности и принудительного исполнения и привлечения его к налоговой ответственности. Оптимальная реализация налогового администрирования будет заключаться в ненаступлении стадии принудительного исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности и привлечения к налоговой ответственности.
Налоговый механизм
1. С одной стороны, налоговый механизм можно признать процессом управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданноговпроизводстве национального дохода. Этот процесс управленияв экономической литературе традиционно разграничивают на триподсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование налоговый контроль.
2. С другой стороны, налоговый механизм — это само реально налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм выступает как экономический инструмент регламентирования системы налоговых отношений. Подчиненность таких действий закону исключает субъективизм в регулировании налоговых отношений.
Налоговые действия на разных уровнях власти и управления неоднозначны. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий задается совокупностью условии и правил реализации налоговых законов. Поэтому важно соблюдать принципиальные требования налоговой теории — обеспечить единство субъективного и объективного начал процесса налогообложения.
Налоговое производство, регламентируемое законами и подзаконными актами, зависит от целого круга законодательных требований, изложенных в Конституции РФ, Налоговом, Арбитражно-процессуальном, Земельном, Водном, Таможенном и других кодексах. Непосредственное влияние на налоговое производство оказывают положения Налогового, Гражданского кодексов, бухгалтерское законодательство и методические основы организации и ведения бухгалтерского учета. Гражданский кодекс, определяя правовой статус хозяйствующих субъектов, дает возможность устанавливать соответствующие им налоговые режимы (льготы, сроки уплаты налогов и др.).
Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением. Поэтому налоговые отношения являются предметом налогового администрирования.
У государства (в лице субъектов налогового контроля) возникают налоговые отношения с субъектами налогообложения — юридическими и физическими лицами, на которых лежит юридическая обязанность уплаты налогов за счет собственных средств. Налоговым отношениям может предшествовать система мер (управленческих, правовых и др.), принимаемых субъектами налогового контроля с целью создания соответствующих предпосылок для осуществления контрольных функций в рамках принятых норм и правил.
Развитие рыночных отношений придает управлению налогообложением иной экономический смысл. Управление постепенно выходит из статичного состояния и начинает оперативно реагировать на различные изменения налоговых правоотношений. В связи с этим сама система налогообложения приобретает индикативные свойства. В частности, недопоступление налоговых платежей в бюджет может сигнализировать о том, что:
1) действующие налоговые нормы перестали отвечать потребностям воспроизводства и их следует подвергать ревизии;
2) налоговые администрации утратили способность осуществлять мониторинг налоговых поступлений и перекрывать возможности ухода от налогов;
3) усилились международные интеграционные процессы и возникла необходимость освоения налоговыми администрациями особенностей зарубежного налогового законодательства, а также международных правил заключения договоров об избежании двойного налогообложения.
Такого рода сигналы обусловливают необходимость пересмотра методов налогового управления. Наука и практика могут выявить потребность в существенном изменении структур и функций налоговых администраций, направлений налоговой политики и методических основ налогового производства, что становится причиной принятия кардинальных мер, вплоть до проведения очередного этапа налоговой реформы,
Для определения оптимального пути развития и совершенствования налогового администрирования необходимо обозначить:
Принципы построения налоговой системы. Современные принципы построения налоговой системы и организации налоговой политики делятся на три группы:
1) организационные, отражающие административное управление процессом налогообложения (всеобщность, равномерность, гибкость);
2) экономические, определяющие воздействие налогов на экономику (эффективность, экономичность);
3) правовые, отражающие законодательную определенность налоговых отношений (единство, стабильность, определенность).
Функции налогового администрирования
Налоговому администрированию как и любому другому виду управления присущи следующие функции: планирование, учет, контроль и регулирование. Каждая из функций использует свои формы, способы и приемы достижения поставленных перед нею задач, т.е. свой инструментарий. Рассмотрим эти функции.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
- Рабочая программа
- Рабочая программа дисциплины (модуля)
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Налоговое администрирование»
- 4. Структура и содержание дисциплины «Налоговое администрирование»
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
- 4.1.1. Объем и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
- 4.1.1.1 Очная форма обучения
- 4.1.1.2 Заочная форма обучения 4,5 года /3 года
- 4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
- 4.1.2.1 Очная форма обучения
- 4.1.2.2. Заочная форма обучения 4,5 года / 3 года
- 4.2. Содержание дисциплины
- 4.2.1. Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
- 4.2.2. Содержание семинарских и практических занятий разделов базового обязательного модуля дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- 6.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Примерные вопросы к зачету
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература
- Б) дополнительная литература
- В) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 2. Методические указания для преподавателей
- 3. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- 4. Учебно-методические материалы
- 4.1. Лекции
- Методы налогового администрирования
- Принципы налогового админситрирования
- Задачи налогового администрирования на современном этапе
- Объект налогового администрирования
- 1). Планирование в системе налогового администрирования
- 2) Учет в системе налогового администрирования
- 3) Контроль в системе налогового администрирования
- 4) Регулирование в системе налогового администрирования
- 6) Развитие системы обслуживания налогоплательщиков.
- 1. Планирование и подготовкавыездных налоговых проверок
- Раздел I. Идентификационная часть — данные, идентифицирующие налогоплательщика, сведения об учетной политике, о руководителях, уставном капитале, лицензиях и сертификатах и др.
- 4.2. Методические материалы для проведения практических занятий
- Семинарских занятий
- Тема 1. Состав, структура и функции налоговых органов.
- Тема 2. Система налогового администрирования.
- Тема 3. Организация работы налоговых органов с налогоплательщиками.
- Тема 4. Формы и методы контрольной работы.
- Тема 5. Формирование учетно-аналитической информации в системе налогового администрирования.
- 4.2.1. Методические указания по подготовке семинарских занятий
- 5.Контрольно-измерительные материалы
- 6. Словарь терминов и персоналий