logo
УМК Налоговое администрирование ФГОС

Объект налогового администрирования

Под объектомналогового администрирования мы понимаем то, на что направлена деятельность уполномоченного органа, т.е. на процесс мобилизации налогов в бюджет.

Деятельность по налоговому администрированию связана с налогообложением, т.е. с обложением налогами. Налогообложение- наложение определенной обязанности, обязывание к уплате, внесению денежной суммы.

В отличие от большинства других финансовых правоотношений администрирование налогов непосредственно связано с исполнением налогоплательщиком налоговой обязанности .

Под налоговой обязанностьюпонимается обязанность налогоплательщика перед государством по уплате налогов, возникающая в соответствии с налоговым законодательством. В силу данной обязанности налогоплательщик должен:

- зарегистрироваться в налоговом органе,

- определять объекты налогообложения, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет,

- составлять налоговую отчетность,

-представлять ее в установленные сроки,

-уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет.

Деятельность по исполнению налоговой обязанности включает также встречные действия органов,и часто действия, предшествующие исполнению налогоплательщиком налоговой обязанности. К ним можно отнести действия по разработке методологии налогового и бухгалтерского учета, разработке и обеспечению налогоплательщика бланками налоговых деклараций и т.д.

Налоговый кодекс РФ регламентирует процессуальный порядок реализацииналогоплательщиком налоговой обязанности- в первой части относительно всех налогов, а во второй части определяется порядок относительно каждого конкретного налога.

НАЛОГОВЫЙ ПРОЦЕСС

Исполнение налоговой обязанности происходит с выполнением определенных процессуальных действий. Создаются определенные организационные условия для простого, удобного и быстрого способа исполнения налоговой обязанности.

Как отмечает М.В. Карасева, "В материальных финансовых правоотношениях проявляются конкретные права и обязанности, а в процессуальных - порядок реализации этих прав и обязанностей"(Финансовое правоотношение. М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 258).

Администрирование налогов является частью налогового процесса и представляет взаимосвязанную совокупность процессуальных действий, направленных на создание благоприятных условий и оказание мотивирующих воздействий на субъект, исполняющий налоговую обязанность, а также на обеспечение законных прав и интересов налогоплательщиков и других участников правоотношений.

Налоговый процесс - это совокупность определенных процедур и производств, устанавливаемых законами и подзаконными нормативными правовыми актами, отличающимися друг от друга тем или иным конкретным назначением и соответственно имеющими разную степень правовой регламентации.

Этапы (стадии) налогового процесса:

а) стадия инициативного (добровольного) исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности;

б) стадия налогового контроля;

в) стадия принудительного исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности;

г) стадия привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.

Стадию добровольного исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности можно трансформировать в ряд подстадий (этапов):

- государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе;

- определения, ведения учета объектов налогообложения; ведения, составления, предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности в определенные сроки (вне зависимости от исчисления и уплаты налогов);

- добровольной уплаты денежных сумм налогов и других обязательных платежей в порядке и сроки, установленные законодательством.

Фактически же администрирование налогов включает в себя две основные стадии: добровольного исполнения обязанным субъектом налоговой обязанности и принудительного исполнения и привлечения его к налоговой ответственности. Оптимальная реализация налогового администрирования будет заключаться в ненаступлении стадии принудительного исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности и привлечения к налоговой ответственности.

Налоговый механизм

1. С одной стороны, налоговый механизм можно признать процессом управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданноговпроизводстве национального дохода. Этот процесс управленияв экономической литературе традиционно разграничивают на триподсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование налоговый контроль.

2. С другой стороны, налоговый механизм — это само реально налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм выступает как экономический инструмент регламентирования системы налоговых отношений. Подчиненность таких действий закону исключает субъективизм в регулировании налоговых отношений.

Налоговые действия на разных уров­нях власти и управления неоднозначны. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий задается совокупностью ус­ловии и правил реализации налоговых законов. Поэтому важно со­блюдать принципиальные требования налоговой теории — обес­печить единство субъективного и объективного начал процесса налогообложения.

Налоговое производство, регламентируемое законами и подза­конными актами, зависит от целого круга законодательных требований, изложенных в Конституции РФ, Налоговом, Арбитражно-процессуальном, Земельном, Вод­ном, Таможенном и других кодексах. Непосредственное влияние на налоговое производство оказывают положения Налогового, Гражданского кодексов, бухгалтерское законодательство и мето­дические основы организации и ведения бухгалтерского учета. Гражданский кодекс, определяя правовой статус хозяйствующих субъектов, дает возможность устанавливать соответствующие им налоговые режимы (льготы, сроки уплаты налогов и др.).

Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отно­шения, опираясь на налоговое право, основы управления налого­обложением. Поэтому налоговые отношения являются предметом налогового администрирования.

У государства (в лице субъектов налогового контроля) возни­кают налоговые отношения с субъектами налогообложения — юридическими и физическими лицами, на которых лежит юриди­ческая обязанность уплаты налогов за счет собственных средств. Налоговым отношениям может предшествовать система мер (управленческих, правовых и др.), принимаемых субъектами на­логового контроля с целью создания соответствующих предпосы­лок для осуществления контрольных функций в рамках принятых норм и правил.

Развитие рыночных отношений придает управлению налогообложением иной экономический смысл. Управление постепенно выходит из статичного состояния и начинает оперативно реагировать на различные изменения налоговых правоотношений. В связи с этим сама система налогообложения приобретает индикативные свойства. В частности, недопоступление налоговых платежей в бюд­жет может сигнализировать о том, что:

1) действующие налоговые нормы перестали отвечать потреб­ностям воспроизводства и их следует подвергать ревизии;

2) налоговые администрации утратили способность осуществ­лять мониторинг налоговых поступлений и перекрывать возмож­ности ухода от налогов;

3) усилились международные интеграционные процессы и воз­никла необходимость освоения налоговыми администрациями особенностей зарубежного налогового законодательства, а также международных правил заключения договоров об избежании двой­ного налогообложения.

Такого рода сигналы обусловливают необходимость пересмот­ра методов налогового управления. Наука и практика могут выя­вить потребность в существенном изменении структур и функций налоговых администраций, направлений налоговой политики и методических основ налогового производства, что становится при­чиной принятия кардинальных мер, вплоть до проведения оче­редного этапа налоговой реформы,

Для определения оптимального пути развития и совершенство­вания налогового администрирования необходимо обозначить:

Принципы построения налоговой системы. Современные принципы построения налоговой системы и организации налоговой полити­ки делятся на три группы:

1) организационные, отражающие административное управле­ние процессом налогообложения (всеобщность, равномерность, гибкость);

2) экономические, определяющие воздействие налогов на эко­номику (эффективность, экономичность);

3) правовые, отражающие законодательную определенность налоговых отношений (единство, стабильность, определенность).

Функции налогового администрирования

Налоговому администрированию как и любому другому виду управления присущи следующие функции: планирование, учет, контроль и регулирование. Каж­дая из функций использует свои формы, способы и приемы до­стижения поставленных перед нею задач, т.е. свой инструмента­рий. Рассмотрим эти функции.