4.1. Лекции
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ
Реализация Федеральной целевой программы «Реформирование налоговых органов», проводимая в настоящее время в России, способствует повышению эффективности экономического развития налогового администрирования.
Реформирование налоговых отношений не может привести к положительным результатам, если не будет достигнут 100-процентный уровень собираемости налогов. А этот показатель, в свою очередь, не может быть достигнут без эффективного налогового администрирования.
Сложившаяся в России экономическая ситуация требует от налоговой системы решения проблем своевременного пополнения государственного бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, сокращения дефицита и внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных и региональных потребностей. Обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей приоритетной задачей российских налоговых органов.
Положения ст. 57 Конституции Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Но для исполнения закона недостаточно издать соответствующие юридические нормы. Закон, в котором закреплены воля государства, является только абстрактной нормой. Для его исполнения необходимы управляющие и контролирующие действия государства. Их то и осуществляют уполномоченные органы, управляющие и работающие непосредственно с организациями и людьми, а через них управляющие имуществом, работами, услугами и общественными процессами.
Современное развитие общественно-экономических отношений в совокупности с реформированием налоговой системы требует:
- повышения поступления налогов,
-упрощения налогового учета,
-стабильности и эффективности налоговой системы в целом.
К сожалению, в России нет нормативно-правовых актов, регламентирующих конкретно налоговое администрирование.
Исследование вопросов налогового администрирования находится только на начальной стадии в правовой науке. В современных официальных документах определение термину "налоговое администрирование" не дается. Сам термин "налоговое администрирование" зачастую встречается в контексте его совершенствования и улучшения.
Под администрированием толковые словари, как правило, понимают управление посредством приказов и распоряжений.
В советской науке понятие администрирования доходов впервые прозвучала в работе С.В. Запольского: "...под администрированием государственных доходов следует понимать деятельность по обеспечению возникновения, исполнения финансовых обязательств и мобилизации в бюджет предусмотренных законом денежных доходов государства" (Запольский С.В. О системе органов, администрирующих государственные доходы // Субъекты советского административного права: Сб. науч. трудов СЮИ. Свердловск, 1985. С. 148).
Понятие налогового администрирования отражено в работах ученых-экономистов А.З. Дадашева, В.А. Красницкого, А.В. Лобанова, И.А. Перонко.
По мнению И.А. Перонко и В.А. Красницкого, "налоговое администрирование - это система управления государством налоговыми отношениями. Налоговые отношения являются предметом налогового администрирования" (Перонко И.А., Красницкий В.А. Налоговое администрирование // Налоговый вестник. 2000. N 10. С. 22).
Единое для всех мнение, что Н/А – система управления налоговым процессом в государстве.
Учитывая современные условия российской политики и экономики наиболее оптимальным будет следующее определение: Налоговое администрирование - это регламентированная законами и другими правовыми актами организационная, управленческая деятельность уполномоченных государственных органов и других уполномоченных законами субъектов по обеспечению возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности и обеспечению поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Элементы налогового администрирования:
- контроль соблюдения налогового законодательства налогоплтаельщиками (главный элемент, содержание - налоговые проверки)
- контроль реализации и исполнения налогового законодательства налоговыми и иными контролирующими органами (внутриведомственный контроль)
- организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности (структура, функции, налоговых органов, разработка и содержание отчетности, порядок регулирования налоговых платежей, применение налоговых санкций, планирование и прогнозирование налоговых платежей)
Основными признаками администрирования налогов являются:
- подзаконность, осуществляемая во исполнение и на основании закона, направленная на достижение целей в рамках существующего правопорядка;
- процессуальный характер деятельности;
- возможность самостоятельно осуществлять меры принуждения в административном порядке, а также меры налоговой ответственности;
- вторичность по отношению к законодательной деятельности;
- юридическое неравенство субъектов;
- упорядоченность и постоянно осуществляемый контроль.
Изложенное позволяет сделать вывод, что администрирование налогов - деятельность исполнительно-распорядительного типа, осуществляемая органами государственного управления на основании и во исполнение закона.
Цели налогового администрирования
- социально-экономическая стабильность общества и государства
- бесперебойное финансирвание процесса гос. и муницип. управления.
Задачи налогового администрирования:
- выполнение налоговой политики, т.е. тех задач, которые стоят перед государством на настоящем этапе;
- исполнение налогоплательщиками налоговой обязанности;
- укрепление налоговой дисциплины;
- упорядочение налоговых отношений.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
- Рабочая программа
- Рабочая программа дисциплины (модуля)
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Налоговое администрирование»
- 4. Структура и содержание дисциплины «Налоговое администрирование»
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
- 4.1.1. Объем и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
- 4.1.1.1 Очная форма обучения
- 4.1.1.2 Заочная форма обучения 4,5 года /3 года
- 4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
- 4.1.2.1 Очная форма обучения
- 4.1.2.2. Заочная форма обучения 4,5 года / 3 года
- 4.2. Содержание дисциплины
- 4.2.1. Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
- 4.2.2. Содержание семинарских и практических занятий разделов базового обязательного модуля дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- 6.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Примерные вопросы к зачету
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература
- Б) дополнительная литература
- В) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 2. Методические указания для преподавателей
- 3. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- 4. Учебно-методические материалы
- 4.1. Лекции
- Методы налогового администрирования
- Принципы налогового админситрирования
- Задачи налогового администрирования на современном этапе
- Объект налогового администрирования
- 1). Планирование в системе налогового администрирования
- 2) Учет в системе налогового администрирования
- 3) Контроль в системе налогового администрирования
- 4) Регулирование в системе налогового администрирования
- 6) Развитие системы обслуживания налогоплательщиков.
- 1. Планирование и подготовкавыездных налоговых проверок
- Раздел I. Идентификационная часть — данные, идентифицирующие налогоплательщика, сведения об учетной политике, о руководителях, уставном капитале, лицензиях и сертификатах и др.
- 4.2. Методические материалы для проведения практических занятий
- Семинарских занятий
- Тема 1. Состав, структура и функции налоговых органов.
- Тема 2. Система налогового администрирования.
- Тема 3. Организация работы налоговых органов с налогоплательщиками.
- Тема 4. Формы и методы контрольной работы.
- Тема 5. Формирование учетно-аналитической информации в системе налогового администрирования.
- 4.2.1. Методические указания по подготовке семинарских занятий
- 5.Контрольно-измерительные материалы
- 6. Словарь терминов и персоналий