Ценность, стоимость, цена.
В современной экономической литературе по отношению к благам формулируется понятие ценности, имеющее два аспекта:
оценку благ с точки зрения их полезности, способности удовлетворять определенные потребности человека;
оценку благ с точки зрения того, что стоит (во что обходится) их получение, т.е. с позиции вклада человека в процесс производства.
Таким образом, ценность (стоимость) представляет собой синтез результатов и затрат, где первые (результаты) определяются как единство конкретной и абстрактной полезности, а вторые (затраты) – как единство конкретного и абстрактного труда (шире: всех воспроизводимых и невоспроизводимых ресурсов, имеющих альтернативные возможности применения).
К товару и его свойствам каждая научная школа подходила со своей методологией. В историческом плане можно выделить два подхода к анализу товара: на основе трудовой теории стоимости (марксизм) и с позиции теории предельной полезности (маржинализм).
Первоначально (в частности, в трудах русских ученых конца XIX века, а также в первые послереволюционные годы) немецкое слово "der Wert" обычно переводилось как "ценность". В переводах трудов К. Маркса и Ф. Энгельса вместо этого термина стали использовать "стоимость". Подобное разграничение было обусловлено тем, что стоимость стала увязываться с овеществленным в товаре общественным трудом, а сторона полезности при таком подходе исключалась из рассмотрения.
Цена – это денежное выражение стоимости товара. Стоимость – это воплощение в товаре общественно необходимых затрат труда, затрат, соответствующих средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда.
В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой – ценообразование как способ правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активно, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.
Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена приходится, по сути, использовать цены как обменные пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена.
Появление товарных, а затем металлических и бумажных денег породило возможность выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Теперь уже и продавец, и покупатель видят в цене товара количество денежных единиц, которое можно получить или приходится платить за единицу товара.
Целесообразно разделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При втором – в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара.
В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение:
- Общественное производство и его факторы.
- Типы экономических систем.
- Ценность, стоимость, цена.
- Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.
- Цена есть денежное выражение стоимости товара.
- Трудовая теория стоимости: этапы формирования.
- Основные этапы развития трудовой теории стоимости (а.Смит, д.Рикардо, к.Маркс)
- Определение стоимости товара издержками производства и его факторами
- Школа предельной полезности.
- Возникновение, сущность и функции денег.
- Функции денег.
- Мера стоимости.
- Металлистическая и номиналистическая концепции денег.
- Количественная теория денег.
- Изменение покупательной способности денег.
- Классическая экономическая теория об условиях и причинах возникновения рыночных отношений.
- Рынок, как форма организации хозяйственной деятельности. Его виды.
- Функции рынка.
- Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена.
- Перспективы.
- 2. Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том числе:
- 3. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов), в том числе:
- 4. Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда, в том числе:
- 5. Переход к новой модели пространственного развития российской экономики, в том числе:
- 19.Конкуренция и её виды: совершенная и несовершенная.
- Концентрация и централизация производства. Образование монополий.
- Виды монополистических предприятий. Естественные монополии.
- Социально-экономические последствия монополизма. Антимонопольная политика.
- Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата.
- Формы и системы заработной платы
- Системы оплаты труда
- Капитал как производственное отношение. Постоянный и переменный капитал.
- Прибыль как факторный доход. Теоретические концепции прибыли.
- Прибыль как превращенная форма прибавочной стоимости. Модель образования средней прибыли и цены производства.
- Прибыль есть прибавочная стоимость, взятая в её отношении ко всему вложенному в производство капиталу и внешне выступающая как порождение этого капитала.
- Образование средней нормы прибыли и превращение стоимости товаров в цену производства.
- Фиктивный капитал. Виды ценных бумаг.
- Виды и разновидности ценных бумаг