logo
экономика

Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Любая экономическая система сталкивается с необходимостью решения трех основных вопросов: что производить? как производить? и для кого производить?3

В рыночной экономике эти вопросы решаются главным образом с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции). Как это происходит?

Рассмотрим сначала процесс в самом общем виде на примере. Допустим, что в результате роста доходов люди стали достаточно зажиточными, чтобы позволить себе ежедневно питаться мясом, а не одной только картошкой. Каким образом их стремление заменить картошку мясом воплощается в конкретные действия? Потребитель сокращает покупки картофеля и начинает покупать больше мяса. Это вызывает рост цен на мясо и снижение цен на картофель, в результате производители картофеля терпят убытки, а скотоводы получают дополнительный доход. Высокий доход скотоводов позволяет им вложить больше средств в производство, нанять дополнительных рабочих, использовать даже менее продуктивные породы скота или менее плодородные пастбища. Высокие цены на мясо привлекают в эту отрасль предпринимателей и новые капиталы. С другой стороны, многие из тех, кто работает на картофелекопалках, бросают старую работу в поисках более высокой оплаты труда в других местах. Производство картофеля становится менее выгодным по сравнению с производством мяса. Со временем установившееся новое соотношение цен обеспечивает увеличение производства мяса и сокращение производства картофеля. И различные сорта мяса будут продаваться по такой цене, которую в зависимости от уровня дохода различные группы населения будут готовы за них заплатить.Уже эта упрощенная иллюстрация показывает, какие инструменты способствовали установлению равновесия на рынке.

Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.В условиях современных рыночных экономических отношении цена выступает как связующий фактор между продавцом и покупателем. Когда рыночной спрос равен предложению, устанавливается цена, которая удовлетворяет покупателя и продавца. Рыночная цена формируется под влиянием спроса и предложения, издержек производства и сложившейся на рынке конкуренции.

Цена является экономической категорией и выполняет такие функции:

1) Учетная функция определяет, сколько затрачено материалов, сырья, труда на производство данного товара. Одновременно она отображает издержки производства на данный товар и величину прибыли. Цена ориентирует товаропроизводителей на выпуск того или иного товара.2) Стимулирующая функция. Цены на рынке постоянно колеблются. При росте цен на определенную продукцию у производителей возникает интерес увеличить капиталовложения в производство данного товара, при снижении цен происходит отток капитала из данного производства для инвестирования более прибыльного товара.3) Распределительная функция. Государство стремится через включение в цены отдельных товаров акцизов, налога на добавленную стоимость и др. видов косвенных налогов повлиять на формирование бюджета государства, региона и т. д. В условиях современного капиталистического общества рынок имеет определенную свободу в ценообразовании на определенные товары и услуги. Цены на товары первой необходимости находятся под контролем государства.

Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) — это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение — это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления4.

  1. Проблемы и перспективы развития рыночных отношений в России.

Проблемы рыночных отношений в России:

1. Низкий уровень культуры рыночных отношений.

2. Недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение.

3. Склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств.

4. Значительное влияние криминальных структур.

5. Недостаточное развитие инфраструктуры товарных рынков.

6. Большие транспортные издержки.

7. Высокая степень монополизации экономики.

8. Несовершенство системы финансовых и кредитных отношений.

9. Функционирование внутренних товарных рынков в условиях взаимных неплатежей.

10. Неравномерность расположения посреднических организаций на территории России.

11. Низкий удельный вес реализации товаров при посредничестве организации оптовой торговли в общем объеме отгружаемой изготовителями продукции (около 25%).

12. Высокий уровень снабженческо-сбытовых организаций оптовой торговли (в среднем 23%, в том числе у организаций частной собственности - 31%, государственной и смешанной формы собственности -21-23%).

13. Многозвенность в процессе товародвижения.

14. Отсутствие качественной надежной и полной информации, всесторонне характеризующей состояние информационного обеспечения наблюдений за функционированием товарных рынков и элементов их инфраструктуры.

15. Несовершенство товаро-упаковочной индустрии, что ведет к большим потерям товарной продукции. (Удельный вес российской продукции, продаваемой в расфасованном и упакованном виде, не превышает30%, при этом, каждая третья упаковка - импортная).

16. Интенсивный процесс дезинтеграции при формировании транспортно-экспедиционных услуг. (В странах с развитой рыночной экономикой идет процесс интеграции складского бизнеса в крупные логистические компании и товарораспределительные центры, позволяющие рационализировать процесс грузодвижения, обеспечить экономию на общесистемных затратах и получить максимальный экономический эффект в сфере производства, распределения и потребления товаров и услуг).

Для решения этих проблем необходимо сформировать систему организаций и условий их функционирования, обеспечивающую взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и способствующей свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления.

Одним из основных препятствий на пути к экономическому росту становится медленный процесс преобразований на уровне предприятий. К числу проблем, препятствующих эффективному функционированию предприятий в условиях сложившихся рыночных отношений, относятся: 1. Неэффективность системы управления, заключающаяся в:

- отсутствии стратегии в деятельности предприятия, ориентации на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным результатам;

- недостаточном знании конъюнктуры рынка;

- низком уровне квалификации менеджеров и персонала, отсутствии трудовой мотивации сотрудников, падение престижа рабочих и инженерно-технических профессий;

- неэффективности финансового менеджмента и управления издержками производства.

2. Низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед участниками (учредителями) за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия. Несмотря на наличие в законодательных и иных правовых актах ряда положений, позволяющих акционерам (участникам) контролировать деятельность исполнительных органов предприятия, действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности между акционерами (участниками) и управляющими еще не отлажен.

3. Низкие размеры уставного капитала акционерных обществ. (На начало1999 года более 85% акционерных обществ имели уставной капиталменее 100000 рублей).

4. Отсутствие эффективного механизма исполнения решения судов, особенно в части обращения взыскания на имущество должника.

5. Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса, что снижает его инвестиционную привлекательность (до на- стоящего времени не обеспечено право собственности на землю).

6. Высокие расходы на содержание объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства.

7. Практика перекрестного субсидирования и деформированная структура издержек производства вследствие дифференциации (по потребителям) цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, оказывающих существенное влияние на конкурентоспособность продукции российских предприятий.

8. Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом средство рекламы состоянии предприятия для акционеров (участников), руководителей предприятия, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти.