Образование средней нормы прибыли и превращение стоимости товаров в цену производства.
При капитализме распределение капиталов между различными отраслями производства, развитие техники совершаются в ожесточённой конкурентной борьбе.
Необходимо различать конкуренцию внутриотраслевую и межотраслевую.
Внутриотраслевая конкуренция есть конкуренция между предприятиями одной и той же отрасли, производящими однородные торары, из-за более выгодного сбыта этих товаров и получения добавочной прибыли. Отдельные предприятия работают в неодинаковых условиях и отличаются друг от друга размерами, уровнем технического оснащения и организации производства. Вследствие этого индивидуальная стоимость товаров, производимых различными предприятиями, не одинакова. Но конкуренция между предприятиями одной и той же отрасли приводит к тому, что цены тораров определяются не их индивидуальными стоимостями, а общественной стоимостью этих товаров. Величина же общественной стоимости товаров, как было сказано, зависит от средних условий производства в данной отрасли.
В результате того, что цена товаров определяется их общественной стоимостью, выигрывают те предприятия, на которых техника производства и производительность труда выше среднего уровня данной отрасли и вследствие этого индивидуальная стоимость товаров ниже общественной. Эти предприятия получают добавочную прибыль, или сверхприбыль, которая представляет собой форму избыточной прибавочной стоимости. Таким образом, в результате внутриотраслевой конкуренции на отдельных предприятиях данной отрасли образуются различные нормы прибыли. Конкуренция между отдельными предприятиями одной и той же отрасли приводит к вытеснению крупными предприятиями мелких и средних. Чтобы устоять в конкурентной борьбе, капиталисты — собственники отсталых предприятий стараются ввести у себя технические усовершенствования, применяемые их конкурентами — собственниками технически более развитых предприятий. В результате происходит повышение органического строения капитала по отрасли в целом, сверхприбыль, которую получали капиталисты, владевшие технически более развитыми предприятиями, исчезает и происходит общее снижение нормы прибыли. Это заставляет капиталистов снова вводить технические усовершенствования. Так в процессе внутриотраслевой конкуренции происходит развитие техники, рост производительных сил.
Межотраслевая конкуренция есть конкуренция между капиталистами разных отраслей производства из-за более прибыльного приложения капитала. Капиталы, применяемые в различных отраслях производства, имеют неодинаковое органическое строение. Так как прибавочная стоимость создаётся лишь трудом наёмных рабочих, то на предприятиях тех отраслей, где преобладает низкое органическое строение капитала, на равновеликий капитал производится относительно большая масса прибавочной стоимости. На предприятиях же с более высоким органическим строением капитала производится относительно меньшая масса прибавочной стоимости. Однако конкурентная борьба между капиталистами разных отраслей ведёт к тому, что размер прибыли на равные капиталы уравнивается.
Предположим, что в обществе имеются три отрасли — кожевенная, текстильная и машиностроительная — с капиталом одинаковой величины, но различного органического строения. Величина авансированного капитала в каждой из этих отраслей равна» 100 единицам (скажем, миллионам фунтов стерлингов). Капитал кожевенной отрасли состоит из 70 единиц постоянного капитала и 30 единиц переменного, капитал текстильной отрасли — из 80 единиц постоянного и 20 единиц переменного и капитал машиностроительной отрасли — из 90 единиц постоянного и 10 единиц переменного. Пусть норма прибавочной стоимости во всех трёх отраслях одинакова и составляет 100%. Стало быть, в кожевенной отрасли будет произведено 30 единиц прибавочной стоимости, в текстильной — 20 и в машиностроительной — 10. Стоимость товаров в первой отрасли будет равна 130, во второй — 120, в третьей — 110, а во всех трёх отраслях — 360 единицам.
Если товары будут продаваться по их стоимости, то в кожевенной отрасли норма прибыли составит 30%, в текстильной — 20 и в машиностроительной — 10%. Такое распределение прибыли окажется весьма выгодным для капиталистов кожевенной отрасли производства, но невыгодным для капиталистов машиностроительной отрасли. При этих условиях предприниматели машиностроительной отрасли будут искать более выгодного применения для своих капиталов. Такое применение капиталов они найдут в кожевенной отрасли. Произойдёт перелив капиталов из машиностроительной отрасли в кожевенную. В результате количество товаров, производимых в кожевенной отрасли, возрастёт, конкуренция неизбежно обострится и заставит предпринимателей этой отрасли снизить цены своих товаров. Наоборот, в машиностроительной отрасли количество производимых товаров уменьшится, и изменившееся соотношение между спросом и предложением даст возможность предпринимателям повысить цены своих товаров.
Падение цен в кожевенной отрасли и рост цен в машиностроительной будут продолжаться до тех пор, пока норма прибыли во всех трёх отраслях не станет примерно одинаковой. Это произойдёт тогда, когда товары всех трёх отраслей будут продаваться по 120 единиц (130+120+110=360/3). Средняя прибыль каждой отрасли при таких условиях будет равна 20 единицам. Средняя прибыль есть равная прибыль на одинаковые по величине капиталы, вложенные в различные отрасли производства.
Итак, межотраслевая конкуренция приводит к тому, что различные нормы прибыли, существующие в различных отраслях капиталистического производства, выравниваются в общую (или среднюю) норму прибыли. Это выравнивание осуществляется путём перелива капитала (а следовательно, и труда) из одних отраслей в другие.
С образованием средней нормы прибыли капиталисты одних отраслей (в нашем примере кожевенной) лишаются части прибавочной стоимости, созданной их рабочими. Зато капиталисты других отраслей (в нашем примере машиностроительной) реализуют излишек прибавочной стоимости. Это означает, что первые продают свои товары по ценам ниже их стоимости, а вторые — по ценам, превышающим их стоимость. Цена товара каждой отрасли образуется теперь из издержек производства (100 единиц) и средней прибыли (20 единиц).
Цена, равная издержкам производства товара плюс средняя прибыль, есть цена производства. На отдельных предприятиях данной отрасли вследствие различий в условиях производства существуют различные, индивидуальные цены производства, которые определяются индивидуальными издержками производства плюс средняя прибыль. Но товары реализуются в среднем по общей, одинаковой цене производства.
Товары, произведённые в каждой из трёх отраслей, продаются по 120 единиц (скажем, миллионов фунтов стерлингов). Между тем стоимость товара в кожевенной отрасли равна 130 единицам, в текстильной — 120 и в машиностроительной — 110 единицам. В отличие от простого товарного производства при капитализме товары продаются уже не по ценам, соответствующим их стоимостям, а по ценам, которые соответствуют ценам производства.
Превращение стоимости в цену производства есть результат исторического развития капиталистического производства. В условиях простого товарного производства рыночные цены товаров в общем соответствовали их стоимости. На первых ступенях развития капитализма сохранялись ещё значительные различия в нормах прибыли в разных отраслях производства, так как отдельные отрасли были ещё недостаточно связаны друг с другом, существовали цеховые и другие ограничения, мешавшие свободному переливу капиталов из одних отраслей в другие. Процесс образования средней нормы прибыли и превращения стоимости в цену производства завершается лишь с победой капиталистической машинной индустрии.
Буржуазные экономисты пытаются опровергнуть трудовую теорию стоимости Маркса при помощи ссылки на факт несовпадения в отдельных отраслях цен производства со стоимостью товаров. Однако в действительности закон стоимости полностью сохраняет свою силу в капиталистических условиях, ибо цена производства представляет собой лишь видоизменённую форму стоимости.
Об этом свидетельствуют следующие обстоятельства.
Во-первых, одни предприниматели продают свои товары выше их стоимости, другие — ниже, но все капиталисты, вместе взятые, реализуют всю массу стоимости своих товаров. В масштабе всего общества сумма цен производства равна сумме стоимостей всех товаров.
Во-вторых, сумма прибыли всего класса капиталистов равна сумме прибавочной стоимости, произведённой всем неоплаченным трудом пролетариата. Величина средней нормы прибыли зависит от величины прибавочной стоимости, произведённой в обществе.
В-третьих, снижение стоимости товаров приводит к снижению их цен производства, рост стоимости товаров приводит к повышению их цен производства.
Таким образом, в капиталистическом обществе действует закон средней нормы прибыли, заключающийся в том, что различные нормы прибыли, зависящие от различий в органическом строении капитала в разных отраслях производства, в результате конкуренции выравниваются в общую (среднюю) норму прибыли. Закон средней нормы прибыли, как и все законы капиталистического способа производства, осуществляется стихийно, среди бесчисленных отклонений и колебаний. В борьбе за наиболее прибыльное применение капитала разыгрывается ожесточённая конкурентная борьба между капиталистами. Капиталисты стремятся вкладывать свои капиталы в те отрасли производства, которые сулят им получение большей прибыли. В погоне за высокой прибылью происходит перелив капиталов из одной отрасли в другую, в результате чего и устанавливается средняя норма прибыли.
Так на основе закона средней нормы прибыли осуществляется распределение труда и средств производства между разными отраслями капиталистического производства. Следовательно, в развитом капитализме закон стоимости действует как стихийный регулятор производства через цену производства.
Цена производства является той средней величиной, вокруг которой в конечном счёте колеблются рыночные цены товаров, то есть цены, по которым товары фактически продаются и покупаются на рынке.
Уравнение нормы прибыли и превращение стоимости в цену производства ещё более маскируют отношение эксплуатации, ещё более скрывают подлинный источник обогащения капиталистов.
«Действительная разница в величине между прибылью и прибавочной стоимостью... в отдельных сферах производства совершенно скрывает теперь истинную природу и происхождение прибыли, и не только для капиталиста, который в данном случае имеет особый интерес обманываться, но и для рабочих. С превращением стоимости в цену производства скрывается от глаз самая основа определения стоимости» К.Маркс, Капитал, т. III.
В действительности образование средней нормы прибыли означает перераспределение прибавочной стоимости между капиталистами различных отраслей производства. Часть прибавочной стоимости, созданной в отраслях с низким органическим строением капитала, присваивается капиталистами в отраслях с высоким органическим строением капитала. Стало быть, рабочие эксплуатируются не только теми капиталистами, у которых они работают, но и всем классом капиталистов в целом. Весь класс капиталистов заинтересован в повышении степени эксплуатации рабочих, так как это ведёт к увеличению средней нормы прибыли. Как указывал Маркс, средняя норма прибыли зависит от степени эксплуатации всего труда всем капиталом.
Закон средней нормы прибыли выражает, с одной стороны, противоречия и конкурентную борьбу между промышленными капиталистами за делёж прибавочной стоимости, а с другой стороны,— глубокий антагонизм двух враждебных друг другу классов — буржуазии и пролетариата. Он свидетельствует о том, что в капиталистическом обществе буржуазия как класс противостоит пролетариату в целом, что борьба за частичные интересы рабочих или отдельных групп рабочих, борьба с отдельными капиталистами не может привести к коренному изменению положения рабочего класса. Рабочий класс сможет сбросить с себя иго капитала, лишь низвергнув буржуазию как класс, лишь уничтожив самую систему капиталистической эксплуатации.
- Общественное производство и его факторы.
- Типы экономических систем.
- Ценность, стоимость, цена.
- Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.
- Цена есть денежное выражение стоимости товара.
- Трудовая теория стоимости: этапы формирования.
- Основные этапы развития трудовой теории стоимости (а.Смит, д.Рикардо, к.Маркс)
- Определение стоимости товара издержками производства и его факторами
- Школа предельной полезности.
- Возникновение, сущность и функции денег.
- Функции денег.
- Мера стоимости.
- Металлистическая и номиналистическая концепции денег.
- Количественная теория денег.
- Изменение покупательной способности денег.
- Классическая экономическая теория об условиях и причинах возникновения рыночных отношений.
- Рынок, как форма организации хозяйственной деятельности. Его виды.
- Функции рынка.
- Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена.
- Перспективы.
- 2. Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том числе:
- 3. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов), в том числе:
- 4. Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда, в том числе:
- 5. Переход к новой модели пространственного развития российской экономики, в том числе:
- 19.Конкуренция и её виды: совершенная и несовершенная.
- Концентрация и централизация производства. Образование монополий.
- Виды монополистических предприятий. Естественные монополии.
- Социально-экономические последствия монополизма. Антимонопольная политика.
- Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата.
- Формы и системы заработной платы
- Системы оплаты труда
- Капитал как производственное отношение. Постоянный и переменный капитал.
- Прибыль как факторный доход. Теоретические концепции прибыли.
- Прибыль как превращенная форма прибавочной стоимости. Модель образования средней прибыли и цены производства.
- Прибыль есть прибавочная стоимость, взятая в её отношении ко всему вложенному в производство капиталу и внешне выступающая как порождение этого капитала.
- Образование средней нормы прибыли и превращение стоимости товаров в цену производства.
- Фиктивный капитал. Виды ценных бумаг.
- Виды и разновидности ценных бумаг