Социально-экономические последствия монополизма. Антимонопольная политика.
Отношение к монополиям двойственной:1) Они, ограничивая производство и повышая цены, ограничивают жизненный уровень; 2) Хорошее, т.к. у них производство добротной продукции по сравнительно не высоким ценам, крупные масштабы производства, за счет чего они могут снизить издержки производства, крупные фирмы имеют средства для внедрения новых технологий. Большой бизнес в США сложился к концу 19 века. Рыночный путь получения денег - это контроль над правом и ценами. Например, Трестстандартойл контролировал 90% нефтепереработки. Мелкие бизнесмены почувствовали угрозу со стороны больших гигантов. Америк. общество осознало это раньше других. Началась выработка антитрестовской политики, т.е. правил поведения монополий на рынке. Цель законодательства - защитить свободу предпринимательства от использования монопольной власти. Это называется защита эк. демократии. Антимонопольная политика. Задача – ограничить власть монополий. 1)закон Шермана. Он запрещал захват и единоличный контроль над отраслью. Он признавал незаконными любые незаконные объединения, тайную поддержку фиксированных цен. 2)упрощение процедуры создавания новых фирм. 3)открытие внутреннего рынка для зарубежных фирм. 4)принудительное разделение монополий. 5)гос контроль за слиянием. 6)гос контроль за ценами и ЗП. 7)наказание за ценовую дискриминацию. Антитрестов. законы есть и в Европе, но там они более либеральны. Они появляются и у нас.
Стоимость и затраты. Классификация издержек.
Рынок труда как фактора производства.
Для того чтобы начать производство, необходимо наличие, по крайней мере, того, кто будет производить, и того, из чего будут производить. Ведь производство - это такая сфера хозяйственной деятельности людей, в которой непосредственно осуществляются затраты экономических ресурсов для получения необходимых благ. Следовательно, в известном смысле можно говорить о двух факторах производства - человеке и природе. Однако такое определение было бы слишком обобщенным. Ресурсы, которые участвуют в производстве товаров и услуг, называются факторами производства. В экономической науке выделяют четыре группы факторов производства: человеческие ресурсы, природные ресурсы, капитал, предпринимательство - каждый из которых занимает свое место в экономической системе и выполняет определенные функции. При этом под человеческими ресурсами или трудом подразумевают любую интеллектуальную или физическую деятельность человека, направленную на достижение какого-либо полезного результата. Цена, выплачиваемая за труд, называется заработной платой. Природные ресурсы - это естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг (природные ископаемые, лес, вода, воздух и т.п.). Говоря о природных ресурсах как о факторе производства, экономисты часто используют термин "земля". Цена, уплаченная за пользование землей, называется рентой. Рента - доход владельца земли. Капитал представляет собой весь накопленный запас средств, необходимых для производства материальных благ, это созданные людьми производственные ресурсы (машины, здания, компьютеры, трубопроводы, железные дороги и т.д.), предназначенные для повышения производительности труда. Под капиталом также понимают деньги (в коротком периоде), на который приобретают физические элементы производства. Плата за использование чужих денег или физического капитала называется процентом, который является доходом поставщиков капитала. Предпринимательство является особым фактором, при помощи которого происходит соединение перечисленных выше трех факторов производства. Предпринимательство - это разновидность трудовых усилий особого рода: управленческие и организационные навыки, необходимые фирмам для производства товаров и услуг. Следовательно, задачей предпринимателя является соединение указанных выше трех факторов производства наиболее эффективным рациональным способом. В случае успеха предприниматель получает предпринимательскую прибыль, неудачи - несет убытки. Таким образом, предпринимательская прибыль - это вознаграждение фактора предпринимательства (за усилия, инновации, риск). Вознаграждение этого фактора производства осуществляется после того, как вознаграждены три предыдущих фактора - труд, земля и капитал. Рынки ресурсов и рынки готовых товаров имеют много общих черт с точки зрения принципов их самоорганизации и установления равновесия. Однако некоторые отличия все же имеются, и они накладывают определенную специфику на механизм их функционирования. Расходы, которые несут фирмы при приобретении ресурсов, выступают в общем виде как доходы их владельцев (зарплата, рента, прибыль, процент), т.е. на рынке ресурсов фирмы выступают покупателями, а домашние хозяйства - продавцами. Если цены на готовую продукцию регулируют ее поступление покупателям, то цены на ресурсы способствуют распределению последних между отраслями и фирмами. Чтобы получить максимум прибыли, фирмы должны производить наиболее выгодную продукцию при наиболее эффективном сочетании ресурсов. В конечном итоге именно цены на ресурсы определяют то количество земли, труда, капитала, предпринимательских способностей, которые будут использованы в производственном процессе. Различная "ценность" ресурсов прямо влияет на распределение национального дохода между социальными группами, обладающими разными ресурсами. Следует отметить, что спрос на ресурсы носит производный характер. Он расширяется или сокращается в зависимости от того, растет или падает спрос на готовую продукцию, производимую с помощью данных ресурсов. Это значит, что фирмы покупают ресурсы не для собственного потребления, а для использования их в производстве товаров и услуг с целью последующей продажи. Еще одной особенностью спроса на факторы производства является то, что их потребление взаимосвязано. Они не используются по отдельности и не могут функционировать изолированно друг от друга. Количество произведенного товара определяется наличием всех факторов, необходимых для организации производственного процесса. Однако невозможно точно определить, насколько продукт обязан своим созданием тому или иному фактору производства. Ведь в процессе производства факторы непрерывно взаимодействуют между собой, дополняют, а иногда и заменяют друг друга.
- Общественное производство и его факторы.
- Типы экономических систем.
- Ценность, стоимость, цена.
- Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.
- Цена есть денежное выражение стоимости товара.
- Трудовая теория стоимости: этапы формирования.
- Основные этапы развития трудовой теории стоимости (а.Смит, д.Рикардо, к.Маркс)
- Определение стоимости товара издержками производства и его факторами
- Школа предельной полезности.
- Возникновение, сущность и функции денег.
- Функции денег.
- Мера стоимости.
- Металлистическая и номиналистическая концепции денег.
- Количественная теория денег.
- Изменение покупательной способности денег.
- Классическая экономическая теория об условиях и причинах возникновения рыночных отношений.
- Рынок, как форма организации хозяйственной деятельности. Его виды.
- Функции рынка.
- Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена.
- Перспективы.
- 2. Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том числе:
- 3. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов), в том числе:
- 4. Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда, в том числе:
- 5. Переход к новой модели пространственного развития российской экономики, в том числе:
- 19.Конкуренция и её виды: совершенная и несовершенная.
- Концентрация и централизация производства. Образование монополий.
- Виды монополистических предприятий. Естественные монополии.
- Социально-экономические последствия монополизма. Антимонопольная политика.
- Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата.
- Формы и системы заработной платы
- Системы оплаты труда
- Капитал как производственное отношение. Постоянный и переменный капитал.
- Прибыль как факторный доход. Теоретические концепции прибыли.
- Прибыль как превращенная форма прибавочной стоимости. Модель образования средней прибыли и цены производства.
- Прибыль есть прибавочная стоимость, взятая в её отношении ко всему вложенному в производство капиталу и внешне выступающая как порождение этого капитала.
- Образование средней нормы прибыли и превращение стоимости товаров в цену производства.
- Фиктивный капитал. Виды ценных бумаг.
- Виды и разновидности ценных бумаг