logo
экономика

Определение стоимости товара издержками производства и его факторами

Положение классической школы о стоимости товара господствовало 200 лет. Все положения этой теории были поставлены под сомнение Жаном Батистом Сейем.  Сей развивая классиков выдвинул положение о трех факторах производства. На это подтолкнул его сам Смит заявивший: “цена всякого товара, включает затрату труда, прибыль и ренту.”

Теория факторов производства.  Сей Считал: 1)Основой меновых пропорций является не труд, а полезность труда. 2)В создании на ряду с трудом участвуют земля и средства производства (капитал). Все три фактора (труд, капитал, земля) оказывают производительные услуги. Совокупность этих услуг образуют издержки производства. Каждый фактор, а не только труд создает соответствующую часть стоимости. Владелец каждого из этих факторов должен получать доход. Рабочий – зарплату, капиталист (владелец средств производства) – прибыль, а землевладелец – ренту.

Теория Сея была подхвачена другими экономистами в том числе Джоном Кларком, который создал теорию предельной производительности каждого из факторов. Доход каждого владельца фактора зависит от производительности этого фактора. Например доход капиталиста зависит от уровня техники, технологии, управления. Доход землевладельца зависит от того на сколько умело он использует землю. А доход рабочего зависит от квалификации и интенсивности труда.

Теория спроса и предложения русского экономиста Петра Струве. Отрицал существование стоимости, как основы цены. Стоимость – это лишь фантом (призрак). В реальной жизни существует только цена и больше ничего.Английский экономист 19 в. Маклеод считал, что единственным регулятором цен является соотношение спроса и предложения. Чем выше спрос, тем выше цена. Чем больше предложение, тем цена ниже.Английские эконом. Торренс и Миль считали, что цена товара определяется издержками производства т. е. затратами капиталиста на найм рабочей силы и покупку средств производства.Все эти теории отражают взгляды на стоимость и цену с позиции производителей товаров. Но в меновых отношениях участвует покупатель. Его интерес отражает теория придельной полезности Австрийской школы.