logo
экономика

Классическая экономическая теория об условиях и причинах возникновения рыночных отношений.

В ходе исторического процесса развития товарного производства формируется рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением и электронными технологиями.

Рынок всегда вызывал интерес экономистов. Проблемам функционирования рынка уделяли особое внимание такие видные ученые, как Ж.Б. Сэй, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. М. Кейнс, Ф. Хайек, М. Фридмен, П. Самуэльсон и др. В этой связи в ходе развития экономической науки сложилось несколько подходов к определению рынка и рыночных отношений, их сущности.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место осуществления торговых операций. Такое понимание рынка сложилось давно, еще в период разложения первобытнообщинного строя, когда обмен продуктами труда производился в определенном месте и в определенное время. В дальнейшем, по мере развития ремесла и торговли, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. В этом значении термин "рынок" часто используется и сегодня.

По мере общественного развития понятие "рынок" приобретает более сложное толкование. Например, французский экономист А. Курно (1801-1877) под рынком понимал не просто рыночную площадь, а всякий район, где отношений покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. Таким образом, он выделил важные признаки рынка – свободу его участников и гибкое ценообразование.

Английский экономист У. Джевонс (1835-1882) определил рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Таким образом, в качестве критерия рынка выдвинута "теснота" связи между продавцами и покупателями.

Дальнейшее развитие товарного обмена и товарно-денежных отношений приводит к усилению внимания к сфере обращения. Это нашло отражение и в определениях рынка [Цит. по: Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 1994. – С. 15.]:

Несмотря на важность сферы обращения, содержание рынка не следует сводить лишь к сфере обмена. Углубленное понимание категории "рынок" требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, включая производство, распределение, обмен и потребление. В частности, этот аспект был воспринят отечественными экономистами, которые стали рассматривать "рынок" как элемент воспроизводства совокупного общественного продукта, как форму движения основных составных частей этого продукта [Цит. по: Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 81].

В западной экономической литературе получил распространение подход, в котором рынок рассматривался с точки зрения субъектов рыночных отношений. Так, Ф. Котлер определил рынок как сферу потенциальных обменов. К. Макконнелл и С. Брю трактуют его как институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. А. Маршалл также указывает внимание на наличие связи между предложением и спросом, а также группы людей, участвующих в сделках по поводу любого товара.

Перечисленными формулировками не исчерпывается все многообразие подходов к трактовке рынка. Приведенные определения свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления, раскрывают разные его грани. В целом рынок – сложное многофункциональное комплексное понятие, включающее, с одной стороны, рынок товаров и услуг, а с другой – рынок ресурсов, во взаимосвязи и взаимодействии которых идентифицируется современный экономический механизм.

В широком смысле слова рынок есть всеобщая форма взаимосвязи субъектов экономической деятельности, посредством которой реализуются переливы товаров, рабочей силы и капиталов в различных точках экономического пространства. С функциональной точки зрения рынок можно определить как совокупность экономических отношений, охватывающих стадии производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, функционирующих на основе законов стоимости, спроса и предложения.

Таким образом, рынок предполагает существование определенных взаимосвязей, отношений между участниками экономической системы (ее субъектами), которые наиболее полно выражают сущность категории "рынок".