Виды и разновидности ценных бумаг
Прежде всего хотелось бы отметить различие между понятиями вид и
разновидность. Вид-это качественная характеристика ценной бумаги, отличающая
ее от других ценных бумаг, например, видами ценных бумаг являются акции,
облигации, векселя и др. Разновидности же ценных бумаг - это подразделение по
виду, отличное по ряду признаков, например, акции могут быть обыкновенными и
привилегированными.
Первым из рассмотренных мною видов ценных бумаг являются ценные бумаги с
фиксированным доходом, или как они еще называются, долговые обязательства.
Этот вид ценных бумаг представлен на рынке ценных бумаг облигациями,
депозитными сертификатами, государственными ценными бумагами и векселями.
Облигация - это долговое обязательство, выпускаемое как центральным
правительством, так и муниципальными образованиями и частными компаниями.
Эмитент, выпустивший облигацию, обязуется выплачивать по ней определенный
процент и вернуть долг в фиксированный момент погашения. Владелец облигации
имеет право только на процент по капиталу, который от отдает в долг и не является совладельцем. Обеспечением муниципальных облигаций является собственность муниципальных образований, а целями привлечения инвестирования
может служить различные программы строительства, медицинского обслуживания и
др. Вообще, облигации являются ценными бумагами с наименьшей степенью риска,
но и, конечно, доход по ним из-за этого не очень велик.
Депозитный сертификат - это финансовый документ, который удостоверяет факт
депонирования денежных средств и право вкладчика на получение депозита и
процентов по нему, причем существуют как срочные сертификаты, так и
сертификаты до востребования. В основном депозитные сертификаты выпускаются
кредитными учреждениями.
Вексель - это необеспеченное обещание компании-должника выплатить долг и
процент по нему в установленный срок, причем по степени надежности он стоит
на последнем месте в среде долговых обязательств фирмы.
Государственные ценные бумаги - долговые обязательства правительства, одни из
самых надежных в современном мире. Государство выпускает ценные бумаги для
привлечения средств по строительству крупных объектов, для погашения дефицита
федерального бюджета, на финансирование военных кампаний и др. Среди
разновидностей важнейшими являются казначейские векселя, обязательства и
облигации.
Вторым видом ценных бумаг являются бумаги с нефиксированным доходом, прежде
всего к ним относятся акции. Предприятие выпускает акции для увеличения
своего капитала. Акция это , во-первых, титул собственности и, во-вторых, за
ней закреплено право на дивиденд. Как титул собственности акцию можно
охарактеризовать так: акционер, вложив деньги в предприятие не может
потребовать обратно свои средства, поэтому управление предприятия может сколь
угодно долго распоряжаться капиталом, и также акция обладает правом голоса.
Вторая черта акции - обладание правом на часть прибыли, причем именно на
часть так как прибыль может быть вложена и в расширение производства. Акции
разделяются на обычные и привилегированные, а также предъявительские и
именные. Привилегированные акции подразумевают, что у их владельца имеются
права, отличающие его от держателя обыкновенных акций.
И, наконец, последним видом ценных бумаг являются смешанные формы. К этому
виду можно отнести опционные займы, причем они подразумевают под собой
переходную форму займов с фиксированным процентом к акциям, то есть получая
процент держатель имеет право и на дополнительные обязательства компании.
Экономический и финансовый аспекты рынка ценных бумаг
Данный раздел является основным во всей курсовой работе, в нем я рассмотрю
основные экономические аспекты рынка ценных бумаг, такие как : его место в
системе рынков, его функции, основные экономические законы, функционирующие
на нем, его регулирование, - а также финансовые отношения рынка ценных бумаг:
его структуру и разновидности.
1
2
3 Слагода В.Г. Основы экономической теории. М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007. С. 177.
4 Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. М.:МИИТ, 2003. С. 211.
5 Курс экономической теории: Учебник для ВУЗов / В. А. Амвросов и др.; под общей редакцией Чепурина М. Н. – Киров: АСА, 1997, с. 272-277.
- Общественное производство и его факторы.
- Типы экономических систем.
- Ценность, стоимость, цена.
- Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.
- Цена есть денежное выражение стоимости товара.
- Трудовая теория стоимости: этапы формирования.
- Основные этапы развития трудовой теории стоимости (а.Смит, д.Рикардо, к.Маркс)
- Определение стоимости товара издержками производства и его факторами
- Школа предельной полезности.
- Возникновение, сущность и функции денег.
- Функции денег.
- Мера стоимости.
- Металлистическая и номиналистическая концепции денег.
- Количественная теория денег.
- Изменение покупательной способности денег.
- Классическая экономическая теория об условиях и причинах возникновения рыночных отношений.
- Рынок, как форма организации хозяйственной деятельности. Его виды.
- Функции рынка.
- Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена.
- Перспективы.
- 2. Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том числе:
- 3. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов), в том числе:
- 4. Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда, в том числе:
- 5. Переход к новой модели пространственного развития российской экономики, в том числе:
- 19.Конкуренция и её виды: совершенная и несовершенная.
- Концентрация и централизация производства. Образование монополий.
- Виды монополистических предприятий. Естественные монополии.
- Социально-экономические последствия монополизма. Антимонопольная политика.
- Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата.
- Формы и системы заработной платы
- Системы оплаты труда
- Капитал как производственное отношение. Постоянный и переменный капитал.
- Прибыль как факторный доход. Теоретические концепции прибыли.
- Прибыль как превращенная форма прибавочной стоимости. Модель образования средней прибыли и цены производства.
- Прибыль есть прибавочная стоимость, взятая в её отношении ко всему вложенному в производство капиталу и внешне выступающая как порождение этого капитала.
- Образование средней нормы прибыли и превращение стоимости товаров в цену производства.
- Фиктивный капитал. Виды ценных бумаг.
- Виды и разновидности ценных бумаг