Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата.
Существует несколько точек зрения в экономической теории на сущность заработной платы. Марксистская теория исходит из того, что заработная плата наёмных работников является превращённой формой стоимости или цены их товара – рабочей силы, которая внешне представляется как плата за весь труд. При этом в основе величины заработной платы лежит стоимость предметов потребления, а также стоимость обучения. Кроме стоимости товара» рабочая сила», на величину заработной платы оказывают влияние рыночные факторы, прежде всего соотношение спроса и предложения труда, конкуренция и т.д.
Другое понимание заработной платы представлено неоклассиком – английским экономистом А. Маршалом. Он выдвинул два основных фактора, порождающих заработную плату: 1) предельная производительность труда, которая у разных людей различна, что и влияет на величину заработной платы; 2) издержки воспроизводства, обучения и содержания работников. Если первый фактор определяет спрос на труд, то второй – его предложение. Их взаимодействие и определяет уровень заработной платы.
Выделение А. Маршалом в составе второго фактора заработной платы издержек на обучение способствовало в дальнейшем формированию теории человеческого капитала. Согласно данной теории, инвестиции в человеческий капитал (в развитие знаний, навыков, способностей и др.) повышают эффективность труда, что, в свою очередь, в дальнейшем возмещается ростом заработной платы.
В настоящее же время наибольшее распространение получило понятие заработной платы, связанное с теорией «факторов производства», родоначальником которой был Жан Батист Сэй. Согласно данной теории, рынок факторов производства, каждый из которых участвует в создании товара и его стоимости, представляет собой рынок услуг данных товаров. Плата за эти услуги называется ценой фактора или её доходом. Когда предприниматели покупают товар – труд, то они покупают не человека, а его услуги по созданию стоимости, право на товар и стоимость, которые являются результатом труда. Следовательно, заработная плата на поверхности рыночных отношений выступает в качестве цены труда.
Однако сущность заработной платы неправомерно сводить к внешней форме проявления продажи труда за определённую цену. На самом деле здесь проявляются более глубокие экономические отношения между собственником капитала и товаром «рабочая сила». Собственник данного товара требует от работодателя эквивалента в форме заработной платы, равной затратам его труда. Но поскольку при этом работник отдаёт предпринимателю право распоряжения его рабочей силой, то последний с необходимостью оплачивает не весь его труд, а лишь рабочую силу. В противном случае предприниматель не смог бы получать прибыль, за счёт которой образуется его личный доход, выделяются инвестиции для накопления и расширения воспроизводства предприятия, уплаты налогов в бюджет, процентов за кредит, арендной платы за землю и д.р. Поэтому в условиях рыночной экономики размер заработной платы наёмного работника объективно должен соответствовать не всем затратам его труда, а стоимости товара «рабочая сила».
Различают номинальную и реальную заработную плату. Под номинальной заработной платой понимается та сумма денег, которую получает работник наёмного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. По величине номинальной заработной платы можно судить лишь об уровне заработка, но не об уровне потребления и благосостояния человека. Реальная же заработная плата – это те жизненные блага и услуги, которые можно приобрести за номинальную заработную плату. Реальная заработная плата находится в прямой зависимости от номинальной и в обратной зависимости от уровня цен на предметы потребления и платные услуги, а также от размеров уплачиваемых работником налогов.
- Общественное производство и его факторы.
- Типы экономических систем.
- Ценность, стоимость, цена.
- Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.
- Цена есть денежное выражение стоимости товара.
- Трудовая теория стоимости: этапы формирования.
- Основные этапы развития трудовой теории стоимости (а.Смит, д.Рикардо, к.Маркс)
- Определение стоимости товара издержками производства и его факторами
- Школа предельной полезности.
- Возникновение, сущность и функции денег.
- Функции денег.
- Мера стоимости.
- Металлистическая и номиналистическая концепции денег.
- Количественная теория денег.
- Изменение покупательной способности денег.
- Классическая экономическая теория об условиях и причинах возникновения рыночных отношений.
- Рынок, как форма организации хозяйственной деятельности. Его виды.
- Функции рынка.
- Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена.
- Перспективы.
- 2. Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том числе:
- 3. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов), в том числе:
- 4. Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда, в том числе:
- 5. Переход к новой модели пространственного развития российской экономики, в том числе:
- 19.Конкуренция и её виды: совершенная и несовершенная.
- Концентрация и централизация производства. Образование монополий.
- Виды монополистических предприятий. Естественные монополии.
- Социально-экономические последствия монополизма. Антимонопольная политика.
- Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата.
- Формы и системы заработной платы
- Системы оплаты труда
- Капитал как производственное отношение. Постоянный и переменный капитал.
- Прибыль как факторный доход. Теоретические концепции прибыли.
- Прибыль как превращенная форма прибавочной стоимости. Модель образования средней прибыли и цены производства.
- Прибыль есть прибавочная стоимость, взятая в её отношении ко всему вложенному в производство капиталу и внешне выступающая как порождение этого капитала.
- Образование средней нормы прибыли и превращение стоимости товаров в цену производства.
- Фиктивный капитал. Виды ценных бумаг.
- Виды и разновидности ценных бумаг