Задачи налогового администрирования на современном этапе
- Придание ведомственным нормативным актам большей четкости - против неоднозначного толкования норм,
- совершенствование норм и кодификация правил, регламентирующих деят-ть налоговых органов и налогоплательщиков,
- совершенствование организац. структуры налоговых органов,
- повышение эффективности работы налоговых органов. баланс между пользой (результативность проверок) и расходы на содержание аппарата. Но не должно быть целью – гонка за доначислениями, т.к. – суд – последняя инстанция. Лучше показатель- отсутствие судебных исков,
- повышение квалификации кадрового состава,
- разработка качественных профессиональных стандартов работы налоговых органов,
- совершенствование контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение теневых операций, схем ухода от налогов,
- работа по оперативному доведению до налогоплательщиков информации о действующем законодательстве и разъяснению порядка его применения
- развитие информационных технологий (программное обеспечение, обработка данных, создание ЦОД, обмен информацией между органами в Эл. виде)
- совершенствование взаимодействия налоговых и правоохранит. органов в борьбе с налог правонарушениями и преступлениями.
- сокращение неправомерного применения налоговых льгот.
- повышение результативности рассмотрения налоговых споров
- расширение практики решения споров с налогоплательщиками в досудебном порядке,
- реализация мер ответственности за уклонение от уплаты налогов.
Особенности налогового администрирования в сравнении с другими видами административной функцией государства:
Особенностями административной деятельности вообще являются преобладание в управлении приказных форм и методов,отношение вертикального подчинения.
Между тем в основании налогового администрирования лежит
- принцип добровольного исполнения налоговой обязанности налогоплательщиком.
- Властный уполномоченный субъект не оказывает в большинстве случаев до определенной стадии властного воздействия.
Административно-правовые отношения исключают возможность договорных отношений типа гражданско-правовых, а налоговые отношения такую возможность предоставляют. Например, по заключению договоров налогового кредита, инвестиционного налогового кредита (ст. ст. 65 и 66 НК РФ), договора о залоге имущества (ст. 73 НК) и договора поручительства (ст. 74 НК).
В налоговых правоотношениях больше наблюдается отступление от главного качества административных отношений - неравенства сторон, подчиненностиодной стороны другой.
Так, налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам, требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Однако, субъектыналогового правоотношения, как налогоплательщики, так и уполномоченные органы,наделены свободойприобретать финансовые права и обязанности лишь в том объеме, который установлен законом.
Например, налогоплательщик по собственному усмотрению подает заявление о предоставлении кредита, о реструктуризации уплаты задолженности, аналоговый орган не обязан, а может его предоставить, т.е. стороны реализуют собственную волю.
Определенная свобода дана налогоплательщику и при выборе суммы уплачиваемых налога или налогов. Так, определенные в законе налогоплательщики могут выбрать между общей системой налогообложения и специальными налоговымирежимами,называемыми в Налоговом кодексе "системами налогообложения": упрощенной системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, системой налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и системой налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Но если деятельность налогоплательщиков отчасти направлена на минимизацию налогообложения, то налоговое администрирование -на максимальную мобилизациюдоходов для государства.
Орган администрирования доходов, являясь посредником между государством и плательщиком, призван создать наиболее экономичный режим мобилизации доходов соответствующего вида в бюджет, при котором мобилизованные в бюджет средства действительно соответствовали бы результатам хозяйственной деятельности и экономическому положению плательщика.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
- Рабочая программа
- Рабочая программа дисциплины (модуля)
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Налоговое администрирование»
- 4. Структура и содержание дисциплины «Налоговое администрирование»
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
- 4.1.1. Объем и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
- 4.1.1.1 Очная форма обучения
- 4.1.1.2 Заочная форма обучения 4,5 года /3 года
- 4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
- 4.1.2.1 Очная форма обучения
- 4.1.2.2. Заочная форма обучения 4,5 года / 3 года
- 4.2. Содержание дисциплины
- 4.2.1. Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
- 4.2.2. Содержание семинарских и практических занятий разделов базового обязательного модуля дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- 6.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Примерные вопросы к зачету
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература
- Б) дополнительная литература
- В) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 2. Методические указания для преподавателей
- 3. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- 4. Учебно-методические материалы
- 4.1. Лекции
- Методы налогового администрирования
- Принципы налогового админситрирования
- Задачи налогового администрирования на современном этапе
- Объект налогового администрирования
- 1). Планирование в системе налогового администрирования
- 2) Учет в системе налогового администрирования
- 3) Контроль в системе налогового администрирования
- 4) Регулирование в системе налогового администрирования
- 6) Развитие системы обслуживания налогоплательщиков.
- 1. Планирование и подготовкавыездных налоговых проверок
- Раздел I. Идентификационная часть — данные, идентифицирующие налогоплательщика, сведения об учетной политике, о руководителях, уставном капитале, лицензиях и сертификатах и др.
- 4.2. Методические материалы для проведения практических занятий
- Семинарских занятий
- Тема 1. Состав, структура и функции налоговых органов.
- Тема 2. Система налогового администрирования.
- Тема 3. Организация работы налоговых органов с налогоплательщиками.
- Тема 4. Формы и методы контрольной работы.
- Тема 5. Формирование учетно-аналитической информации в системе налогового администрирования.
- 4.2.1. Методические указания по подготовке семинарских занятий
- 5.Контрольно-измерительные материалы
- 6. Словарь терминов и персоналий