logo search
Билеты_новые

34. Защитные меры во внешней торговле: виды, особенности и порядок проведения расследования.

Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ

"О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами"

(с изменениями от 24 июля 2002 г.)

Во всех странах внешнеэкономическая деятельность регулируется государством, но в различной степени в зависимости, прежде всего, от международной конкурентоспособности национальной экономики. Это регулирование преследует разные цели, и, прежде всего, защиту интересов национальных производителей от резкого увеличения конкурирующего импорта и недобросовестных иностранных поставщиков, а также - потребителей от некачественных зарубежных товаров и услуг; содействие структурным преобразованиям отечественного хозяйства в соответствии с материальными и людскими ресурсами и его конкурентными преимуществами в международном обмене; обеспечение экономической безопасности страны и, прежде всего, предотвращение чрезмерной зависимости от ввоза некоторой жизненно важной продукции и др. Ослабление напряженности в мире с конца 80-х годов позволило внешнеторговой политике полнее проявить свои возможности содействия экономическому развитию. Особенно важное значение приобретает регулирование импорта для стран, которые осуществляют крупномасштабные структурные преобразования в экономике, вызывающие временные диспропорции. В этих странах от сбалансированности и стабильности отношений между национальным и мировым хозяйством во многом зависят темпы и результаты проводимых реформ. Внешнеторговое защитное регулирование осуществляется комплексом многообразных инструментов, состоящих в конечном счете из тарифных и нетарифных мер. Правительства в большинстве случаев стоят перед выбором наиболее подходящих таких мер для достижения оптимального результата.

Кроме того, применение регулирующих мер должно соответствовать общепризнанным правилам международной торговли - с конца XX века правилам, сформулированным в документах Всемирной торговой организации (ВТО). Меры регулирования внешней торговли и методы их применения меняются под воздействием объективных процессов развития национальных хозяйств и мирового хозяйства в целом, в том числе растущей монополизации товарных рынков, делающих их частично закрытыми для свободной конкуренции, и смещением последней от использования ценовых методов к неценовым по мере увеличения в международном обмене доли продукции обрабатывающей промышленности, а также же в результате лоббирования своих интересов в правительстве основными группами компаний, прежде всего, транснациональными. Среди этих мер в большей или меньшей степени сочетаются традиционные и относительно новые, открытые и завуалированные, легальные, полулегальные и нелегальные.

Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-3)

Глава II. Специальные защитные меры (ст.ст. 4-6)

Глава III. Антидемпинговые меры (ст.ст. 7-11)

Глава IV. Компенсационные меры (ст.ст. 12-14)

Глава V. Ограничение импорта товаров в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации, выполнения целевых федеральных программ развития, в связи с выпуском новых видов товаров, в целях защиты претерпевающих структурную перестройку отраслей российской экономики и при проведении мероприятий по ограничению производства сельскохозяйственных товаров (ст.ст. 15-16)

Глава VI. Меры по защите экономических интересов Российской Федерации при экспорте товаров (ст. 17)

Глава VIII. Заключительные положения (ст.ст. 22-25)