logo search
Otvet_Fin_menedzh

Планирование и бюджетирование. Виды бюджетов.

Планирование подразумевает под собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем. Выделяют следующие уровни планирования:

Стратегическое (на долгосрочную перспективу), (Тактическое планирование) осуществляется на среднесрочную перспективу (от 1 до 5 лет), Оперативное планирование охватывает текущую деятельность предприятия, осуществляется в форме бюджетирования. Основным объектом бюджетирования является бизнес. Бюджетирование позволяет управлять финансами как отдельного бизнеса, так и предприятия в целом. Бюджетирование может осуществляться также на различных стадиях производства продукции (для расчета внутренней себестоимости изделия или полуфабриката по переделам).

Бюджетирование- это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, позволяющая анализировать прогнозируемые финансовые показатели и управлять с их помощью ресурсами. В основу бюджетирования, прежде всего, положена разработка различных видов бюджетов (планов).

Бюджет предприятия или компании – это финансовый план, то есть выраженное в цифрах запланированное на будущее финансовое состояние предприятия или компании, количественно определенное выражение результатов маркетинговых исследований и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей. Главная цель бюджетирования – повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия благодаря целевой направленности всех событий, выявлению и минимизации рисков и негативных последствий, повышению управляемости бизнес-процессов предприятия и, как следствие, рост стоимости бизнеса.

При этом в каждой компании может быть свое назначение бюджетирования в зависимости как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Говоря о назначении бюджетирования, необходимо понимать, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать собственные средства, собственный инструментарий.

Главным отличием бюджетирования от планирования является то, что для планирования важнее сам процесс планирования, чем результат, на который этот процесс направлен. Процесс бюджетирования направлен прежде всего на получение результата, то есть достижение стратегических целей предприятия. Определение стратегических целей предприятия – начальный этап процесса бюджетирования деятельности предприятия. Причем цели должны четко сформулированными и реально достижимыми. Сущностью бюджетирования является структурирование доходов и расходов с четко определенными местами их возникновения и закрепление ответственных лиц за их движением. Роль и место бюджетирования в общей системе финансовой деятельности предприятия достаточно полно характеризуются функциями бюджета предприятия. Главное в бюджетировании - создать систему координат для бизнеса, по которой было бы видно, куда движется бизнес в настоящее время и каковы его перспективы на будущее, то есть создать основу для выработки и принятия управленческих решений в финансовой сфере. С одной стороны бюджетирование это прежде всего процесс составления финансовых планов и смет, а с другой-управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения обоснованности принимаемых управленческих решений.; термин «бюджет» означает финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период в целом и по отдельным его частям. Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работы для организации в целом. В результате его составления создаются: план прибылей и убытков; прогноз денежных потоков; прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении).

Главный бюджет организации состоит из двух основных бюджетов-операционного и финансового. В операционном бюджете хозяйственная деятельность организации отражается через систему специальных технико-экономических показателей, характеризующих отдельные стороны и стадии производственно-хозяйственной деятельности. Конечной целью является составление сводного плана прибылей и убытков. При его формировании используются бюджеты: продаж; производства; закупки и использования материальных запасов; трудовых затрат; общепроизводственных расходов; управленческих расходов; коммерческих расходов. Разработка операционного бюджета начинается, как правило, с составления плана продаж. После установления планируемого объема продаж разрабатывается производственный бюджет, на основе которого составляют бюджеты закупки и использования материалов, трудовых и общепроизводственных расходов. В соответствии с производственным бюджетом готовят сметы коммерческих и общехозяйственных расходов.

Целью сметы по труду – предоставление исчерпывающей информации о расходах на основную и дополнительную заработную плату персонала. Смета общепроизводственных расходов представляет собой планируемые расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования и пр. Смета коммерч-х расходов представляет собой план расходов, связанных со сбытом продукции и услуг. В смете общехозяйственных расходов рассчитываются плановые расходы на нужды управления, не связанные непосредственно с производственным процессом, эти расходы считаются условно-постоянными, так как они в целом не зависят от увеличения или уменьшения объемов производства. На основании подготовленных смет рассчитывается план прибылей и убытков, который является последним шагом при подготовке операционного бюджета. Бюджетный отчет о прибылях и убытках (план прибылей и убытков) включает в себя следующие показатели: выручка от продаж; себестоимость продаж; валовая прибыль (убыток) (п.1-п.2);коммерческие расходы; управленческие расходы; прибыль (убыток) от продаж (п.2-п.4-п.5) Второй составной частью главного (сводного) бюджета организации является финансовый бюджет (план). В наиболее общем виде он представляет собой баланс доходов и расходов организации. В нем количественные оценки доходов и расходов, приводимые в операционном бюджете, трансформируются в денежные. Его основной целью является отражение предполагаемых источников поступления финансовых средств и направления их использования. С помощью финансового бюджета можно получить информацию о таких показателях, как: объем продаж и общая прибыль; себестоимость 톼牆продаж; процентное соотношение доходов и расходов и другое. В конечном итоге финансовый бюджет представляет собой баланс активов и пассивов предприятия. Финансовый бюджет состоит из бюджета инвестиций, бюджета денежных средств; бюджетного бухгалтерского баланса. В бюджете инвестиций (капитальных затрат) определяются источники инвестиционных ресурсов и направления предполагаемых капитальных вложений. Определение необходимости данных действий и привлечение источников финансирования капитальных вложений являются ключевой задачей управленческого учета. Бюджет денежных средств представляет собой планируемые поступления денежных средств и различные платежи, которые необходимо осуществить в заданном планируемом периоде. Последним шагом в подготовке главного бюджета (сводного) является разработка прогнозного бухгалтерского баланса. Он отражает структуру активов и пассивов организации и соответствует отчетной форме № 1.

Рассмотрение бюджетного бухгалтерского баланса представляет собой последнюю фазу принятия или отклонения главного бюджета либо внесения необходимых изменений и корректировок. Наиболее распространенным в нашей практике и наиболее привычным для понимания руководителями любого уровня управления является бюджет доходов и расходов (БДиР) или, как его называют, бюджет прибыли и убытков. Назначение данного бюджета – показать соотношение всех доходов (выручки) от реализации (по фактически отгруженной или поставленной потребителям продукции либо по показанным услугам) с расходами.

  1. Стратегическое, долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование. Планирование – осознанное предвидение действий в будущем путем сопоставления различных вариантов и определения оптимального пути и условий достижения поставленных целей.

Финансовое планирование (планирование ликвидности) состоит в расчете всех составляющих притоков и оттоков финансовых средств, исходя из обоснованных нормативов. Эти нормативы вырабатываются в ходе анализа как внешних факторов, так и внутренних условий хозяйствования и в совокупности образуют систему взаимосвязанных конечных и частных показателей деятельности.

Финансовое планирование состоит из 2 этапов:

1) Постановка стратегических целей (установление стратегических финансовых параметров деятельности организации)

2) Разработка тактики деятельности организации и средств реализации поставленных целей (установка контрольных нормативов деятельности организации)

Стратегическое планирование – это планирование, указывающее на результат деятельности хозяйствующего субъекта с пониманием того, что данный результат будет достигнут. Носит долгосрочный характер, строится цель, миссия организации, устанавливаются стратегические параметры деятельности организации. Субъект управления – высший менеджмент. Может быть разделено на планирование действующей организации и новой.

Текущее (тактическое) финансовое планирование. Носит среднесрочный (~1 год) характер. На данном этапе устанавливаются конкретные результаты деятельности хозяйствующего субъекта. Субъект управления – среднее звено. Существует три основных текущих финансовых плана:

1) Балансовый план

2) План прибылей и убытков

3) План движения денежных средств

Оперативное финансовое планирование (краткосрочное) раскрывает частные показатели. Субъект управления – низшее менеджерское звено.

Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Она охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования.

Генеральной финансовой стратегией называют финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия (взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования) на год.

Оперативная финансовая стратегия - это стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами, разрабатывается на квартал, месяц. Оперативная финансовая стратегия охватывает валовые доходы и поступления средств (расчеты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитным операциям, доходы по ценным бумагам) и валовые расходы (платежи поставщикам, заработная плата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней и банками), что создает возможность предусмотреть все предстоящие в планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам.

Нормальным положением считается равенство расходов и доходов или небольшое превышение доходов над расходами. Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует её на конкретном промежутке времени.