logo
Otvet_Fin_menedzh

Дивидендная политика организации.

Дивидендная политика организации. Факторы, определяющие дивидентную политику В рамках финансового менеджмента организации, наряду с инвестиционными решениями, определяющими степень увеличения активов и дополнительную потребность организации в денежных средствах, большое значение отводится дивидендной политике. Без учета особенностей дивидендной политики финансовые менеджеры не могут принять решения по структуре источников финансирования и направлениям инвестиционной политики организации. Дивиденд — это часть прибыли, которую получают акционеры по имеющимся у них акциям. Дивиденды являются вознаграждением акционерам за капитал, вложенный ими в организацию. Они начисляются и выплачиваются только по тем акциям, которые находятся в обращении, и не начисляются по акциям, выкупленным организацией и находящимся на ее балансе. Дивидендная политика — это политика организации в области использования прибыли, по которой определяется, в каком режиме организации следует выплачивать дивиденды акционерам: выплатить сразу в полном объеме или реинвестировать прибыль с целью получения с нее дохода с последующей выплатой дивидендов в большем размере. Дивидендная политика — часть финансовой политики организации. В ее основе лежит концепция распределения чистой прибыли , определяющая соотношение между потребляемой и капитализируемой частями. При определении данного соотношения учитываются следующие факторы:

• нормативные документы, регулирующие порядок выплаты дивидендов;

• наличие свободных денежных средств;

• доступность привлечения средств из других источников и их стоимость;

• интересы акционеров.

Гарантией, обеспечивающей права акционеров в Российской Федерации, является формирование обязательных резервов. Не менее важно наличие свободных денежных средств, поскольку использование в случае их недостатка краткосрочных кредитов для выплаты дивидендов приводит к дополнительным расходам. Дивидендная политика разрабатывается и реализуется в следующей последовательности:

1) анализ дивидендной политики в предшествующем периоде;

2) анализ исходных факторов формирования дивидендной политики;

3) учет всех факторов формирования дивидендной политики;

4) выбор типа дивидендной политики исходя из внутренних и внешних условий

функционирования организации на данном этапе ее жизненного цикла;

5) взаимоувязка дивидендной политики с прочими приоритетами экономической

стратегии;

6) утверждение дивидендной политики собственниками организации;

7) распределение прибыли в соответствии с выбранной дивидендной политикой;

8) определение общего уровня дивидендных выплат;

9) принятие решения о размере выплат на одну обыкновенную акцию;

10) анализ эффективности дивидендной политики;

11) совершенствование и последующие корректировки дивидендной политики организации.

Решение о расширении деятельности организации всегда связано с выбором источников финансирования. И в этом случае предпочтение может быть отдано использованию в качестве источника нераспределенной прибыли. И, наконец, с одной стороны, нельзя забывать об интересах акционеров, поскольку дивиденды являются текущим доходом акционеров. Выплата дивидендов и тенденция к их росту приводят к увеличению курсовой стоимости акций организации и, следовательно, к росту благосостояния ее владельцев. Однако чем больше чистой прибыли приходится на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на дальнейшее развитие организации, что приводит к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки от реализации продукции и соответственно платежеспособности. С другой стороны, если акционеры не получат ожидаемых дивидендов, то привлекательность акций станет снижаться, и, как следствие, снизится рыночная стоимость данной организации, сегодняшние собственники могут утратить контроль над акционерным капиталом.

В современной теории дивидендной политики и ее влияния на рыночную стоимость организации существуют три основные точки зрения:

1) теория иррелевантности дивидендов (Ф. Модильяни и М. Миллер );

2) теория синицы? в руках? (М. Гордон и Д. Линтнер );

3) теория налоговой дифференциации (Н. Литценбергер и К. Рамасвами ).

Для определения взаимосвязи между выплатой дивидендов и величиной капитализированной прибыли применяется формула цены обыкновенных акций:

где Д1 / Цпр — текущая дивидендная доходность;

g — капитализированная доходность.

В основе теории Модильяни — Миллера лежат следующие допущения:

• отсутствуют налоги на прибыль для физических и юридических лиц;

• отсутствуют транзакционные затраты (расходы по выпуску и размещению акций);

• дивидендная политика не влияет на стоимость компании, поэтому решение организации по их выплате не влияет на благосостояние акционера;

• инвестиционная политика организации независима от дивидендной;

• инвесторы и менеджеры имеют бесплатную и равнодоступную информацию относительно возможностей инвестирования.

Согласно теории иррелевантности акционерам безразлично, в какой форме будет осуществляться распределение чистой прибыли: в форме дивидендов или дохода от прироста стоимости капитала.