logo search
ev_finpravo

Формы финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов: субвенции, субсидии, трансферты, бюджетный кредит.

Субвенции — средства, предаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия.

Субвенции подразделяются на два вида:

1) текущие, т.е. направленные на финансирование текущих расходов;

2) инвестиционные, т.е. направленные на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности, а также другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.

Субвенции предоставляются на следующих условиях:

— направление на финансирование конкретных мероприятий;

— осуществление субвенционного финансирования в форме долевого участия в расходах соответствующих бюджетов;

— орган, предоставляющий субвенцию, устанавливает назначение, объем, получателя, порядок и условия ее предоставления в соответствии с законодательством РФ;

— орган, предоставивший субвенцию, вправе контролировать ее использование, получатель же обязан отчитаться.

За нарушение условий предоставления и использования субвенции предусмотрена ответственность. Не использованная в срок субвенция или использованная не по назначению подлежит возврату предоставившему ее органу в бесспорном порядке в трехмесячный срок после принятия этого решения за счет средств получателя субвенции. Решение о возврате субвенции принимает орган, предоставивший ее, не позднее трех месяцев после получения отчетности об использовании субвенции или по истечении срока отчетности. Нарушение других условий предоставления и использования субвенций приводит к прекращению их выделения.

Трасфер — это средство, передаваемое из вышестоящего бюджета в нижестоящий из Фонда финансовой поддержки по определенной системе показателей для выравнивания бюджетной обеспеченности.

Статус региона, «особо нуждающегося в поддержке», представляется тем регионам, у которых сумма федеральных налогов (налог на прибыль, НДС, акцизов и подоходного налога на физических лиц), собираемых на их территории и подлежащих зачислению в их региональный бюджет, в расчете на одного жителя региона оказывается меньше 95% от средней аналогичной величины по Российской Федерации, условная сумма расходов окажется меньше 100% плановых расходов регионального бюджета.

Трансферы регионам перечисляются ежемесячно исходя из фактических поступлений налогов в федеральный бюджет, а также с учетом удельного веса каждого региона в зависимости от статуса в Фонде финансовой поддержки регионов. Регионы объединяются в зависимости от географического положения, а также от факторов, в наибольшей степени влияющих на доходы и расходы бюджетов.

Такими факторами являются:

— отдаленность от центральных регионов страны при отсутствии или слабом развитии железнодорожного или автомобильного сообщения;

— более длительный отопительный сезон из-за климатических условий;

— ограниченные сроки завоза товаров из-за климатических и географических условий, а также удельный вес численности населения, проживающего в районах с ограниченными сроками завоза товаров.

Бюджета всех уровней должны быть сбалансированы. При наличии дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

Кредитные ресурсы — это средства, передаваемые на кредитной основе, т.е. они должны быть возвращены с процентами или без них.