Порядок составления, утверждения и рассмотрения федерального бюджета и отчета о его исполнении.
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.
Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
В целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.
К сведениям, необходимым для составления проектов бюджетов, относятся сведения о:
– действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;
– нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
– предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
– видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой;
– нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
– нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.
Составление бюджета основывается на:
– бюджетном послании Президента РФ;
– прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;
– основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
– прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;
– плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
Срок предоставления бюджета РФ – не позднее 26 августа. Субъекты РФ устанавливают свои сроки, как и муниципальные образования.
Представительный орган, получив проект бюджета, направляет его в Совет Федерации и Президенту РФ, а также Счетной палате РФ. Аналогично организуется работа по составлению и представлению бюджета в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Перспективный финансовый план — документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых:
– первый год – это год, на который составляется бюджет;
– следующие два года – плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
Исходной базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год.
Срок внесения Правительством РФ проекта федерального бюджета в Государственную Думу – не позднее 26 августа. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту РФ. В течение суток со дня внесения проекта он направляется в комитет Государственной Думы.
Совет Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о принятии законопроекта к рассмотрению Государственной Думой либо о возврате его на доработку Правительству РФ. В этом случае Правительство РФ обязано доработать законопроект и со всеми необходимыми документами и материалами представить его в Государственную Думу в десятидневный срок.
Далее проект закона о федеральном бюджете в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.
Порядок рассмотрения проекта закона о федеральном бюджете утвержден БК РФ, в соответствии с которым проект рассматривается в четырех чтениях. При этом установлено, что некоторые федеральные законы должны быть приняты еще до рассмотрения последнего в первом чтении, другие – до рассмотрения последнего во втором чтении.
Первое чтение – этап, на котором заслушиваются доклад Правительства РФ и содоклады профильных комитетов Государственной Думы, а также доклад Председателя Счетной палаты РФ. Указанный этап длится 30 дней. В случае возникновения разногласий на данном этапе БК РФ предусмотрены следующие варианты решений:
– законопроект передается в согласительную комиссию;
– возвращается на доработку Правительству РФ;
– может быть поставлен вопрос о доверии Правительству РФ.
Второе чтение – этап, на котором утверждаются более детальные показатели расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. В случае разногласий может образовываться согласительная комиссия. Государственная Дума рассматривает во втором чтении законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.
Третье чтение – самый ответственный этап. Происходит рассмотрение проекта с дальнейшей конкретизацией показателей по всем уровням функциональной классификации. Государственная Дума рассматривает в третьем чтении законопроект в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.
Четвертое чтение (15 дней). На этом этапе Государственная Дума рассматривает акт о федеральном бюджете в целом. Никаких поправок здесь уже не вносится. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, где он рассматривается в порядке, предусмотренном Конституцией РФ. Совет Федерации рассматривает представленный закон в течение 14 дней на предмет его одобрения в целом. В случае отклонения указанный федеральный закон передается в согласительную комиссию, в случае одобрения – в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания.
В случае отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ. После преодоления разногласий в порядке, предусмотренном БК РФ, федеральный закон о федеральном бюджете подлежит подписанию Президентом РФ и опубликованию в средствах массовой информации.
Исполнение бюджета – процесс реализации утвержденного бюджета по доходам и расходам, т. е. это обеспечение полного и своевременного поступления доходов в бюджет и их использование по целевому назначению. Общую ответственность за исполнение бюджета соответствующего уровня несут: Правительство РФ – за федеральный бюджет, правительства (администрации) субъектов РФ – за бюджет субъекта РФ, исполнительные органы местного самоуправления – за исполнение местного бюджета. В деятельности по исполнению бюджета участвуют разнообразные органы: исполнительные органы общей компетенции и все органы управления. Непосредственной работой по исполнению бюджета занимается Минфин России и его структурные подразделения. За исполнение бюджета по поступлению в доходную часть налогов отвечают налоговые органы. Особое место и роль в исполнении бюджета принадлежит главному распорядителю, распорядителям и получателям бюджетных средств.
В исполнении бюджета, кроме того, участвуют органы федерального казначейства и банковской системы. В соответствии с БК РФ в России устанавливается казначейское исполнение бюджетов (вместо ранее имевшего место кассового исполнения бюджетов банковскими организациями). С 1 января 2006 г. вводится в действие ст. 215 БК РФ, более подробно регулирующая основы исполнения бюджета.
Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи.
Бюджетное обязательство – это обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью. Порядок утверждения, доведения и изменения лимитов бюджетных обязательств подробно урегулирован БК РФ.
Исполнение бюджетов включает две составляющие: исполнение бюджетов по доходам и исполнение бюджетов по расходам.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. При этом санкционирование подразумевает:
– составление и утверждение бюджетной росписи;
– утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
– утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
– принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
– подтверждение и выверку исполнения денежных обязательств.
Процедура же финансирования заключается в выделении бюджетных средств для расходования. БК РФ впервые разрешено финансирование расходов путем зачета денежных средств в случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств. Порядок проведения зачета денежных средств определяется Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета бюджетный процесс завершается. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета – один из важнейших этапов исполнения.
- Понятие и роль финансов.
- Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
- Формы финансовой деятельности государства и местного самоуправления.
- Финансовая система рф и ее развитие на современном этапе.
- Министерство финансов рф: правовое положение, структура, функции.
- Финансовые органы в Российской Федерации, их правовое положение.
- Финансовое право как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
- Система финансового права: понятие, строение, особенности.
- Принципы финансового права.
- Источники финансового права.
- Финансово-правовые акты. Финансово-плановые акты, их особенности и виды.
- Понятие и виды финансово-правовых норм. Структура финансово-правовой нормы.
- Финансовое правоотношение: понятие, особенности, виды.
- Субъекты финансового права и финансового правоотношения.
- Защита прав субъектов финансовых правоотношений.
- Санкции, применяемые за нарушение норм финансового права, их особенности виды.
- Понятие и значение финансового контроля. Финансовая дисциплина.
- Понятие, содержание финансово-правовой ответственности.
- Виды финансового контроля, органы его осуществляющие.
- Финансовый контроль, осуществляемый представительными (законодательными) органами государственной власти и местного самоуправления.
- Финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой рф.
- Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой по финансовому мониторингу.
- Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
- Аудиторский финансовый контроль.
- Методы финансового контроля. Акт ревизии.
- Понятие и роль государственного и местного бюджетов.
- Понятие и предмет бюджетного права, его источники.
- Бюджетный кодекс рф как источник бюджетного права.
- Бюджетные правоотношения. Субъекты бюджетного правоотношения.
- Бюджетное устройство и бюджетная система рф.
- Основные принципы бюджетной системы. Принцип сбалансированности бюджета.
- Доходы бюджета: понятие, классификация. Порядок распределения доходов бюджетов в бюджетной системе рф.
- Расходы бюджета: понятие, виды и принципы распределения в бюджетной системе.
- Формы финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов: субвенции, субсидии, трансферты, бюджетный кредит.
- Бюджетная компетенция рф.
- Бюджетная компетенция субъектов рф.
- Бюджетная компетенция муниципальных образований.
- Понятие и принципы бюджетного процесса, его стадии.
- Порядок составления, утверждения и рассмотрения федерального бюджета и отчета о его исполнении.
- Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса. Временное управление бюджетом.
- Распорядители и получатели бюджетных средств: их права и обязанности.
- Бюджетный контроль в рф, ответственность за нарушения бюджетного законодательства.
- Бюджетные (внутрибюджетные) фонды: понятие, особенности.
- Особенности правового положения Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
- Правовое положение целевых фондов Президента рф и Правительства рф.
- Федеральные и территориальные внебюджетные фонды: понятие, значение, особенности деятельности.
- Финансы государственных и муниципальных предприятий: понятие, роль, особенности как звена финансовой системы.
- Финансовая деятельность государственных и муниципальных предприятий: понятие, содержание, принципы. Особенности распределения прибыли государственных и казенных предприятий.
- Налоговое право и налоговое правоотношение, источники налогового права.
- Права и обязанности налогоплательщиков.
- Понятие, юридические особенности и роль налогов.
- Система налогов и сборов. Порядок установления и введения налоговых платежей рф, субъектов рф и муниципальных образований.
- Налогоплательщики и основные элементы налогообложения.
- Понятие и значение государственного и муниципального кредита.
- Государственный и муниципальный долг: понятие и формы.
- Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным (муниципальным) долгом.
- Общая характеристика страхования и организации страхового дела в рф.
- Организация обязательного государственного имущественного и личного страхования. Виды страхования.
- Государственное регулирование и надзор в области страхования.
- Центральный Банк рф (Банк России). Особенности правового положения, функции.
- Банковская система рф: структура, ее роль в финансовой деятельности государства.
- Правовое положение кредитных организации как составной части банковской системы.
- Надзор Центрального Банка рф (Банка России) за деятельностью кредитных организации.
- Порядок страхования банковских вкладов физических лиц. Агентство по страхованию вкладов.
- Правовое регулирование сберегательного дела. Роль Сберегательного банка России. Государственные меры по обеспечению сохранности вкладов.
- Банковский кредит как институт финансового права.
- Понятие и система государственных доходов.
- Понятие и система государственных расходов и их финансирование. Два основных режима финансирования.
- Налоговый кодекс как источник финансового права.
- Доходы бюджетного учреждения, получаемые им от разрешенных видов деятельности, приносящей доход.
- Понятие денежной системы: ее основные элементы.
- Правовые основы организации и обращения наличных денежных знаков. Полномочия цб рф в этой сфере.
- Валютное регулирование и валютный контроль: основы правового регулирования.
- Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-фз "о валютном регулировании и валютном контроле": основные положения.