Понятие и принципы бюджетного процесса, его стадии.
Государственный и местный бюджет как основной финансовый план территории действует строго определенное время и требует обновления. Это обусловлено происходящими в обществе социально-экономическими изменениями. В связи с этим государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют периодически деятельность по формированию нового финансового плана и принимают меры по его реализации. Эта деятельность состоит из стадий:
– составления;
– рассмотрение;
– утверждение проекта бюджета.
Эти три стадии в совокупности называются формированием бюджета. Следующая стадия – исполнение бюджета. Заключительная стадия – утверждение отчета об исполнении бюджета – включает, в свою очередь, такие этапы:
– составление отчета об исполнении бюджета;
– рассмотрение отчета об исполнении бюджета;
– утверждение отчета об исполнении бюджета. Указанные стадии характерны для бюджета любого уровня. Каждая из них регулируете бюджетно-процессуальными нормами, закрепленными в БК РФ
Бюджетный процесс – это регламентированная правовыми нормами деятельность органов государственно власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, завершаемая утверждением отчета об исполнении бюджета.
Несколько иное определение бюджетного процесса дает законадатель, исключая из него стадию утверждения отчета об исполнении бюджета и включая стадию контроля за его исполнением. При этом бюджетным процессом охватывается и деятельность, связанная с принятием бюджетов государственных внебюджетных фондов, без упоминания муниципальных. Подобное определение, однозначно, требует корректировки.
Необходимо отметить, что в ближайшие годы предполагается осуществить реформу бюджетного процесса, что предусмотрено и закреплено специальной Концепцией его реформирования. Реформирование состоит в переходе от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами». Предполагается повысить ответственность и расширить самостоятельность участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. В рамках концепции «управления результатами» бюджет будет формироваться исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования будут иметь строгую привязку к функциям (услугам, видам деятельности). В тоже время основное внимание при их планировании будет уделяться обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Реформирование также включает переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств. В целом же, по замыслу законодателя, реформирование бюджетного процесса должно быть осуществлено по следующим направлениям:
– реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета;
– выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
– совершенствование среднесрочного финансового планирования;
– совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
д) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
БК РФ закрепляет распределение компетенции в области бюджетного процесса между представительными и исполнительными органами власти (на представительные органы власти в соответствии с Кодексом возлагаются правомочия по рассмотрению, утверждению и контролю, а на исполнительные – составлению и исполнению бюджета).
Бюджетный процесс основан на общеправовых принципах, а также на принципах построения бюджетной системы, первые из которых получили закрепление в Конституции РФ, а вторые – в гл. 5 БК РФ. Среди первых можно назвать принципы демократизма, гуманизма, справедливости и т. д. Перечень принципов, на которых основана бюджетная система РФ, закреплен в ст. 28 БК РФ. К ним относятся следующие 11 принципов:
– единство бюджетной системы РФ;
– разграничение доходов и расходов между бюджетами разных уровней;
– самостоятельность бюджетов;
– полнота отражения доходов и расходов бюджетов;
– сбалансированность бюджета;
– эффективность и экономности использования бюджетных средств;
– общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
– гласность;
– достоверность бюджета;
– адресность и целевого характера бюджетных средств;
– равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Помимо них следует назвать специальные принципы бюджетного процесса:
– реальность;
– ежегодность;
– специализация бюджетных показателей;
– взаимосвязь формирования и исполнения бюджета с прогнозами, планами и программами социально-экономического развития.
Соответственно названным принципам законодательство требует, чтобы представленные исполнительными органами проекты бюджетов были подкреплены расчетами о предполагаемых доходах, а при установлении (введении) новых расходов в обязательном порядке прилагались сведения об источниках предполагаемых доходов. Принцип сбалансированности – это соответствие доходов и расходов.
Соответственно принципу гласности бюджет и результаты его исполнения открыто и всесторонне обсуждаются представительными органами, в том числе и в средствах массовой информации. Этот принцип наиболее полно реализуется на стадиях рассмотрения и утверждения бюджета, а также утверждения отчета об исполнении бюджета. Учитывая, что и сам бюджет на текущий финансовый год, и отчет об исполнении бюджета прошедшего года принимаются в форме правовых актов представительных органов государственной власти (органов местного самоуправления), т. е. законов либо решений, они подлежат обязательному опубликованию. Кроме того, если будет принято решение об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчета об его исполнении, причины принятия таких решений также подлежат опубликованию в средствах массовой информации.
БК РФ предусмотрено ежегодное составление и утверждение бюджета. Финансовый (бюджетный) год в РФ составляет 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря). Кроме того, по прошествии года для завершения операций по обязательствам, принятым в рамках исполнения данного бюджета, предоставляется один льготный месяц. Указанный льготный месяц в совокупности с финансовым годом принято называть счетным периодом. Принцип ежегодности бюджета позволяет выявить ближайшие перспективы развития страны в условиях рыночных отношений и потому имеет важное экономическое значение.
Специализация бюджетных показателей означает необходимость конкретизации сумм бюджетных доходов по источникам, а бюджетных расходов – по целевому назначению. Данный принцип реализуется на всех стадиях бюджетного процесса и имеет важное значение, так как в соответствии с ним определяются рамки деятельности соответствующих органов власти. Чтобы реализовать рассматриваемый принцип существует бюджетная классификация – группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
- Понятие и роль финансов.
- Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
- Формы финансовой деятельности государства и местного самоуправления.
- Финансовая система рф и ее развитие на современном этапе.
- Министерство финансов рф: правовое положение, структура, функции.
- Финансовые органы в Российской Федерации, их правовое положение.
- Финансовое право как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
- Система финансового права: понятие, строение, особенности.
- Принципы финансового права.
- Источники финансового права.
- Финансово-правовые акты. Финансово-плановые акты, их особенности и виды.
- Понятие и виды финансово-правовых норм. Структура финансово-правовой нормы.
- Финансовое правоотношение: понятие, особенности, виды.
- Субъекты финансового права и финансового правоотношения.
- Защита прав субъектов финансовых правоотношений.
- Санкции, применяемые за нарушение норм финансового права, их особенности виды.
- Понятие и значение финансового контроля. Финансовая дисциплина.
- Понятие, содержание финансово-правовой ответственности.
- Виды финансового контроля, органы его осуществляющие.
- Финансовый контроль, осуществляемый представительными (законодательными) органами государственной власти и местного самоуправления.
- Финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой рф.
- Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой по финансовому мониторингу.
- Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
- Аудиторский финансовый контроль.
- Методы финансового контроля. Акт ревизии.
- Понятие и роль государственного и местного бюджетов.
- Понятие и предмет бюджетного права, его источники.
- Бюджетный кодекс рф как источник бюджетного права.
- Бюджетные правоотношения. Субъекты бюджетного правоотношения.
- Бюджетное устройство и бюджетная система рф.
- Основные принципы бюджетной системы. Принцип сбалансированности бюджета.
- Доходы бюджета: понятие, классификация. Порядок распределения доходов бюджетов в бюджетной системе рф.
- Расходы бюджета: понятие, виды и принципы распределения в бюджетной системе.
- Формы финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов: субвенции, субсидии, трансферты, бюджетный кредит.
- Бюджетная компетенция рф.
- Бюджетная компетенция субъектов рф.
- Бюджетная компетенция муниципальных образований.
- Понятие и принципы бюджетного процесса, его стадии.
- Порядок составления, утверждения и рассмотрения федерального бюджета и отчета о его исполнении.
- Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса. Временное управление бюджетом.
- Распорядители и получатели бюджетных средств: их права и обязанности.
- Бюджетный контроль в рф, ответственность за нарушения бюджетного законодательства.
- Бюджетные (внутрибюджетные) фонды: понятие, особенности.
- Особенности правового положения Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
- Правовое положение целевых фондов Президента рф и Правительства рф.
- Федеральные и территориальные внебюджетные фонды: понятие, значение, особенности деятельности.
- Финансы государственных и муниципальных предприятий: понятие, роль, особенности как звена финансовой системы.
- Финансовая деятельность государственных и муниципальных предприятий: понятие, содержание, принципы. Особенности распределения прибыли государственных и казенных предприятий.
- Налоговое право и налоговое правоотношение, источники налогового права.
- Права и обязанности налогоплательщиков.
- Понятие, юридические особенности и роль налогов.
- Система налогов и сборов. Порядок установления и введения налоговых платежей рф, субъектов рф и муниципальных образований.
- Налогоплательщики и основные элементы налогообложения.
- Понятие и значение государственного и муниципального кредита.
- Государственный и муниципальный долг: понятие и формы.
- Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным (муниципальным) долгом.
- Общая характеристика страхования и организации страхового дела в рф.
- Организация обязательного государственного имущественного и личного страхования. Виды страхования.
- Государственное регулирование и надзор в области страхования.
- Центральный Банк рф (Банк России). Особенности правового положения, функции.
- Банковская система рф: структура, ее роль в финансовой деятельности государства.
- Правовое положение кредитных организации как составной части банковской системы.
- Надзор Центрального Банка рф (Банка России) за деятельностью кредитных организации.
- Порядок страхования банковских вкладов физических лиц. Агентство по страхованию вкладов.
- Правовое регулирование сберегательного дела. Роль Сберегательного банка России. Государственные меры по обеспечению сохранности вкладов.
- Банковский кредит как институт финансового права.
- Понятие и система государственных доходов.
- Понятие и система государственных расходов и их финансирование. Два основных режима финансирования.
- Налоговый кодекс как источник финансового права.
- Доходы бюджетного учреждения, получаемые им от разрешенных видов деятельности, приносящей доход.
- Понятие денежной системы: ее основные элементы.
- Правовые основы организации и обращения наличных денежных знаков. Полномочия цб рф в этой сфере.
- Валютное регулирование и валютный контроль: основы правового регулирования.
- Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-фз "о валютном регулировании и валютном контроле": основные положения.