logo
ev_finpravo

Государственный и муниципальный долг: понятие и формы.

Государственный и муниципальный долг — долговые обязательства государства и муниципальных образований перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным и муниципальным гарантиям.

В составе государственного и муниципального долга учитываются следующие обязательства:

· основная номинальная сумма долга по государственным и муниципальным ценным бумагам;

· объем основного долга по кредитам;

· объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;

· объем обязательств по государственным и муниципальным гарантиям.

В составе государственного и муниципального долга для целей бюджетного законодательства и бюджетного процесса не учитываются: кредиторская задолженность бюджетных учреждений и унитарных предприятий, заимствования унитарных предприятий, недофинансирование получателей бюджетных средств, другая задолженность, возникшая из невыполнения договоров или причинения вреда государством или муниципалитетом.

Классификация государственного и муниципального долга:

По валюте, в которой выражены долговые обязательства, различают:

· внешний долг — иностранная валюта;

· внутренний долг:

¾ долговые обязательства — валюта РФ (рубль).

¾ целевые долговые обязательства — условная денежная единица учета долговых обязательств (долговой рубль — дор).

Международная классификация государственных долгов определяет внутренний долг как совокупность обязательств перед резидентами, внешний — перед нерезидентами.

Целевые долговые обязательства — это государственный долг РФ, образовавшийся в результате принятия РФ на себя обязанности восстановить сбережения граждан в виде:

· вкладов в Сберегательный банк РФ в период до 20 июня 1991 г.;

· вкладов в организации государственного страхования в период до 1 января 1992 г.;

· вкладов в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 г.

Номинал целевых долговых обязательств выражается в условных денежных единицах — долговых рублях (дорах): 1 дор равен 1 рублю указанных выше сбережений граждан. Для перевода долгового рубля в валюту РФ определяется коэффициент изменения стоимости необходимого социального набора товаров и услуг. Количество рублей РФ в одном доре равно коэффициенту увеличения стоимости необходимого социального набора по сравнению с 1990 г.

Отношения, связанные с целевыми долговыми обязательствами и долговыми рублями, регулируют:

¾ Федеральный закон «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» от 10.05.1995 г. № 73-ФЗ;

¾ Федеральный закон «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства» от 06.07.96 г. № 87-ФЗ;

¾ Федеральный закон «О базовой стоимости необходимого социального набора» от 04.02.99 г. № 21-ФЗ.

По сроку погашения долговые обязательства могут быть:

· краткосрочными (до одного года);

· среднесрочными (свыше одного года до пяти лет);

· долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Муниципальные образования не могут выпускать долговые обязательства сроком более 10 лет.

По уровню бюджетной системы можно выделить:

· государственный долг РФ;

· государственный долг субъекта РФ;

· муниципальный долг.

Подробная классификация государственных и муниципальных долгов приведена в Федеральном законе «О бюджетной классификации РФ» от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ (ред. от 08.08.2001 г.), приложение 10, 11.