Финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой рф.
Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению была создана Счетная палата РФ - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.
К основным задачам Счетной палаты отнесены:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;
финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;
контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;
регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Счетная палата осуществляет следующие виды деятельности:
контрольно-ревизионную: проведение контроля полноты и своевременности денежных поступлений, фактического расходования бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявление отклонений и нарушений, проведение их анализа, внесение предложений по их устранению;
экспертно-аналитическую: экспертиза проектов нормативных актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ; подготовка заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ;
информационную и иные виды деятельности.
Счетная палата состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и аппарата Счетной палаты. Государственная Дума назначает на 6 лет Председателя Счетной палаты и шесть аудиторов Счетной палаты. Совет Федерации также на 6 лет назначает заместителя председателя и еще шесть аудиторов.
Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие основные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных общим назначением.
Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных штатных сотрудников, в служебные обязанности которых входят непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.
Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и 'тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.
В соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложений Национального банковского совета, Счетная палата РФ осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка РФ, его структурных подразделений и учреждений.
Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством.
Федеральное казначейство осуществляет контроль за:
непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;
непревышением бюджетных ассигнований, распределенных главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над утвержденными им бюджетными ассигнованиями;
непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
непревышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над доведенными до них бюджетными ассигнованиями;
соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;
наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Министерством финансов Российской Федерации, возникновение у него денежных обязательств.
- Понятие и роль финансов.
- Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
- Формы финансовой деятельности государства и местного самоуправления.
- Финансовая система рф и ее развитие на современном этапе.
- Министерство финансов рф: правовое положение, структура, функции.
- Финансовые органы в Российской Федерации, их правовое положение.
- Финансовое право как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
- Система финансового права: понятие, строение, особенности.
- Принципы финансового права.
- Источники финансового права.
- Финансово-правовые акты. Финансово-плановые акты, их особенности и виды.
- Понятие и виды финансово-правовых норм. Структура финансово-правовой нормы.
- Финансовое правоотношение: понятие, особенности, виды.
- Субъекты финансового права и финансового правоотношения.
- Защита прав субъектов финансовых правоотношений.
- Санкции, применяемые за нарушение норм финансового права, их особенности виды.
- Понятие и значение финансового контроля. Финансовая дисциплина.
- Понятие, содержание финансово-правовой ответственности.
- Виды финансового контроля, органы его осуществляющие.
- Финансовый контроль, осуществляемый представительными (законодательными) органами государственной власти и местного самоуправления.
- Финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой рф.
- Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой по финансовому мониторингу.
- Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
- Аудиторский финансовый контроль.
- Методы финансового контроля. Акт ревизии.
- Понятие и роль государственного и местного бюджетов.
- Понятие и предмет бюджетного права, его источники.
- Бюджетный кодекс рф как источник бюджетного права.
- Бюджетные правоотношения. Субъекты бюджетного правоотношения.
- Бюджетное устройство и бюджетная система рф.
- Основные принципы бюджетной системы. Принцип сбалансированности бюджета.
- Доходы бюджета: понятие, классификация. Порядок распределения доходов бюджетов в бюджетной системе рф.
- Расходы бюджета: понятие, виды и принципы распределения в бюджетной системе.
- Формы финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов: субвенции, субсидии, трансферты, бюджетный кредит.
- Бюджетная компетенция рф.
- Бюджетная компетенция субъектов рф.
- Бюджетная компетенция муниципальных образований.
- Понятие и принципы бюджетного процесса, его стадии.
- Порядок составления, утверждения и рассмотрения федерального бюджета и отчета о его исполнении.
- Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса. Временное управление бюджетом.
- Распорядители и получатели бюджетных средств: их права и обязанности.
- Бюджетный контроль в рф, ответственность за нарушения бюджетного законодательства.
- Бюджетные (внутрибюджетные) фонды: понятие, особенности.
- Особенности правового положения Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
- Правовое положение целевых фондов Президента рф и Правительства рф.
- Федеральные и территориальные внебюджетные фонды: понятие, значение, особенности деятельности.
- Финансы государственных и муниципальных предприятий: понятие, роль, особенности как звена финансовой системы.
- Финансовая деятельность государственных и муниципальных предприятий: понятие, содержание, принципы. Особенности распределения прибыли государственных и казенных предприятий.
- Налоговое право и налоговое правоотношение, источники налогового права.
- Права и обязанности налогоплательщиков.
- Понятие, юридические особенности и роль налогов.
- Система налогов и сборов. Порядок установления и введения налоговых платежей рф, субъектов рф и муниципальных образований.
- Налогоплательщики и основные элементы налогообложения.
- Понятие и значение государственного и муниципального кредита.
- Государственный и муниципальный долг: понятие и формы.
- Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным (муниципальным) долгом.
- Общая характеристика страхования и организации страхового дела в рф.
- Организация обязательного государственного имущественного и личного страхования. Виды страхования.
- Государственное регулирование и надзор в области страхования.
- Центральный Банк рф (Банк России). Особенности правового положения, функции.
- Банковская система рф: структура, ее роль в финансовой деятельности государства.
- Правовое положение кредитных организации как составной части банковской системы.
- Надзор Центрального Банка рф (Банка России) за деятельностью кредитных организации.
- Порядок страхования банковских вкладов физических лиц. Агентство по страхованию вкладов.
- Правовое регулирование сберегательного дела. Роль Сберегательного банка России. Государственные меры по обеспечению сохранности вкладов.
- Банковский кредит как институт финансового права.
- Понятие и система государственных доходов.
- Понятие и система государственных расходов и их финансирование. Два основных режима финансирования.
- Налоговый кодекс как источник финансового права.
- Доходы бюджетного учреждения, получаемые им от разрешенных видов деятельности, приносящей доход.
- Понятие денежной системы: ее основные элементы.
- Правовые основы организации и обращения наличных денежных знаков. Полномочия цб рф в этой сфере.
- Валютное регулирование и валютный контроль: основы правового регулирования.
- Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-фз "о валютном регулировании и валютном контроле": основные положения.