logo search
лекции финансы и кредит

Тема 3. Финансы и финансовая система.

Вопросы:

1.Развитие финансовой науки, финансы как экономическая категория.

2.Определение финансов, функции финансов, роль финансов в расширенном воспроизводстве. Финансовый механизм.

3.Финансовая система и её звенья.

1. Развитие финансовой науки, финансы как экономическая категория.

Все теоретики едины во мнении, что «финансы» возникли в связи с функционированием государства и формировались в процессе многовекового развития товарно-денежных отношений, изменения функций денег как средства обращения и платежа, а также расширения масштабов кредитования. Тем не менее, в мировой экономической науке до сих пор не сложилось общепринятого представления о происхождении самого слова «финансы» . Одни связывают «финансы» со средневековыми латинскими терминами «finatio, financia, financia pecuniaria», употреблявшимися в XIII-XIV веках в значении «обязательная уплата денег, денежно-долговое обязательство». Другие обращают внимание на похожесть звучания слова «финансы» и английского «fine» (денежная пеня, пошлина за привилегию).

Показательно, что во Франции в XVI веке слово «финансы» использовалось в значении «государственные доходы», «денежные суммы». Употребленное во множественном числе, это слово (les finances) обозначало все государственное достояние и состояние правительственного хозяйства. Может быть, поэтому именно во Франции в XVIII веке финансы сформировались в самостоятельную науку.

Во всех же остальных европейских странах начала финансовых знаний входили в состав так называемых камеральных наук, которые исследовали надлежащее управление так называемой камерой. «Камерой» называли помещение, в котором хранилось частное имущество главы государства. Именно поэтому впоследствии этим термином стали обозначать само учреждение (управление), заведовавшее государственным (камеральным) имуществом (Kammergüter).

С распространением в России французского языка слово «финансы» в значении государственного имущества и управления им стало постепенно вытеснять из научного и официального оборота слово «казна», пришедшее в русский язык из арабского (хазана).

Что бы разобраться в сущности финансов, начать рассмотрение данного вопроса следует с истории развития понятия "финансов" в отечественной и зарубежной финансовой науке, ибо исходной базой всякой науки, в том числе и финансовой, является сумма знаний, накопленных в предшествующий период.

Сначала скажем о понятии финансов, применяемом зарубежными экономистами, потом расскажем о развитии финансовой науки в нашей стране.

У них финансовое богатство отождествляется с деньгами. Финансовые институты есть для них институты денежного рынка и рынка ценных бумаг, а финансовые посредники -

все, кто стоит между кредитором и ссудозаёмщиком. Любой заём у них есть финансирование долга. При этом следует особо подчеркнуть, что всё равно, чем произведено это самое финансирование долга. Ведь заём можно взять и оборудованием (лизинг), товарами (товарный кредит). Главное, что бы цена всего этого выражалась в деньгах. Такой подход содержится во всех учебниках по классической экономики запада, это и "Экономикс" Фишера, Дорнбуша и Шмалензи, и двухтомник "Экономикс" Стэнли Брю и Кэмпбелла Макконелла.

Финансовые отношения в зарубежной экономической науке суть отношения с государством, связанные с формированием и расходованием средств «государственной казны». И для экономических отношений между другими участниками (исключая государство) указанный термин обычно не применяется.

Финансы тесно увязывают с деньгами, ибо финансы суть распределительные отношения, осуществляемые обычно на основе движения денежных средств (как минимум это удобнее, предполагаем меньшие издержки, а в большинстве стран, как и в Российской Федерации, исполнение обязанностей плательщиков по платежам в бюджет государства законодательно устанавливается только в деньгах). В то же время финансы и деньги – вещи разные. Например, выражая функцию денег в качестве средства обращения по К. Марксу как Т - Д - Т (Товар – Деньги – Товар), мы должны обратить особое внимание на равноценность Товара, который продается на деньги (в начале сделки), и Товара, который приобретается на полученные деньги (в конце сделки).

Что же касается финансов, то подобно деньгам они являются инструментом распределения и перераспределения ВВП, но если деньги осуществляют такое перераспределение (Т-Д-Т) на эквивалентной основе, то финансы, как будет показано ниже, опосредуют неэквивалентный обмен.

Во-первых, финансы формировались либо в виде натуральных повинностей или сборов в пользу государства, либо в форме налоговых платежей в денежной форме, призванных содержать государство как общественный институт. Из этого следует, что финансы проявлялись как доходы и расходы государства в обществе, реализуемые как в натуральной, так и в денежной форме. Причем менялась сфера участия государства в общественной жизни (дифференцировались расходы), увеличивалась или уменьшалась доля доходов общества, присваиваемая государством, но продолжало существовать государство как явление хозяйственной жизни, а вместе с ним – и финансы, как способ содержания данного института.

Во-вторых, способ перераспределения доходов общества в пользу государства с помощью финансов носит, как правило, императивный (обязательный для всех) характер. Такой способ обеспечения экономического явления финансов обусловлен тем, что государство необходимо обществу. Только в этом случае, по К. Марксу, в обществе объективно формируются механизмы, позволяющие данному экономическому явлению (деньгам, кредиту, финансам) возникнуть, развиваться и выполнять свои функции. Другими словами, все платят налоги, рассчитывая, что государство выполнит адекватно свои функции по отношению к каждому гражданину (например, финансируя определенное количество бюджетных мест в системе высшего образования страны). Однако судить об эквивалентности обмена в этом случае бессмысленно. Собственно, можно с уверенностью сказать, что эквивалентности обмена не существует, да и не может существовать в случае конкретного налогоплательщика.

И, в-третьих, через механизм государственных финансов перераспределяется значительная часть ВВП для обеспечения функций государства, следовательно, оно должно демонстрировать наиболее эффективный способ ее использования по сравнению с частным бизнесом. Однако поскольку перечисление налоговых платежей и оказание услуг государством разорвано во времени и в пространстве, то возникают долговые обязательства государства оказать эти услуги гражданам в обмен на их налоги и платежи. Другими словами, государственные финансы представляют собой денежные отношения, с помощью которых осуществляется перераспределение доходов общества под обязательство государства эффективно их использовать в общенациональных интересах.

Для первых теоретических работ советских учёных научной базой служило марксистско-ленинское наследие по финансовым вопросам, и, в частности, понимание работы К. Маркса "Критика Готской программы", в которой дана схема распределения результатов труда при социализме в форме общественных фондов с определённым целевым назначением. В этой работе К. Маркс критикует лассальянский принцип неурезанного трудового дохода, согласно которому все результаты труда в полном (т. е. в неурезанном виде) будут непосредственно присваиваться производителем благ. К. Маркс выделяет общественно - значимые потребности, которые необходимы как залог существования и функционирования всего общественного организма и на цели удовлетворения которых необходимо выделять соответствующую часть совокупного общественного продукта, отнимая её, таким образом, от личного потребления непосредственно производителем материальных благ. Но следует указать, что о денежной форме этого распределения в работе нет ни слова.

Работа К. Маркса была принята в качестве схемы распределения совокупного общественного продукта при социализме. Денежные отношения при социализме отменять не стали (Ленин отметил, что это преждевременно, деньги минимизируют общественные издержки обращения), и нормализовав после гражданской войны денежное обращение, деньги стали главным инструментом распределительного процесса.

Вот как эта схема выглядела:

┌─ а) восстановление оборотных средств и амортизация;

ПЕРВИЧНОЕ │ б) прибыль для расширения производства (на инвес-

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ │ тиции и прирост норматива оборотных средств);

└─ в) резервный плюс страховой фонды.

┌─ а) на совместное потребление (образование, здраво-

ВТОРИЧНОЕ │ охранение, правоохранительная деятельность);

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ │ б) фонды для нетрудоспособных (пенсии, пособия на

│ детей, инвалидов и т. п.);

└─ в) общие фонды.

До реформы 1965 года централизация финансовых средств в руках государства была почти стопроцентной. И бюджет был единый с подчинением бюджета нижестоящего уровня вышестоящему, и фонд социального страхования включался в Госбюджет, и кредит (банковская система) и страхование (Госстрах и Ингосстрах) были собственностью государства. Поэтому в то время финансы понимали как отношения, связанные с процессом формирования и использования централизованных (государственных) и децентрализованных (выделенных отдельным предприятиям или подразделением со строгим указанием целевой направленности расходования средств) фондов денежных средств. Поскольку государство было фактически единственным организатором производства в нашей стране в то время, то и все финансовые отношения определялись как императивные, т. е. основанные на неравенстве прав экономических субъектов, а распределение и перераспределение фондов денежных средств предполагало в основе своей исполнение закона или директивы органа государственной власти. Наличие финансовых отношений при взамодействии предприятий (экономических субъектов) между собой не допускалось. Это мы можем видеть в учебниках по теории советских финансов 1960 - 1970-х годов, особенно у А. М. Бирмана в "Очерках теории советских финансов".

Но экономическая реформа 1965 года расширила права предприятий. Стало возможным, например, выделение части прибыли на финансирование капитальных вложений. Таким образом, средства, выделенные на удовлетворение определённых общественных потребностей, фондовой формы не принимали. Пришлось и в финансовой науке заменить понятие "фонды денежных средств" на понятие "финансовые ресурсы".

К. Маркс относил к финансовым отношениям в современное ему время государственно - правовые (налоги, например); а образование прибыли у предпринимателей, процента, ренты, заработной платы он считал пропорциями воспроизводства и к финансовым отношениям не относил. В советский - же период государство стало единственным предпринимателем, теперь императивный характер стал свойственен и отношениям, на основе которых производится образование и расходование фондов внутрихозяйственного назначения социалистических предприятий. Так появился (и небезосновательно) целый раздел советской финансовой науки - финансы предприятий. М. К. Шерменёвым, А. М. Александровым, Э. А. Вознесенским и многими другими советскими экономистами отмечалось, что и "... процесс создания предприятия - наделение его основными средствами - производится на основе финансов путём выделения целевых фондов денежных средств (как правило в государственном бюджете) на финансирование производственной программы "; и "... финансы на предприятии используются для формирования фонда заработной платы "; и "... на основе финансов материального производства производится дробление на фонды выручки от реализации продукции: фонды внутреннего назначения для удовлетворения потребностей самого производства, платежи в бюджет и т. д. ".