2. Финансовая политика, её цели и задачи.
Следует определить государственную финансовую политику как часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.
Государственная финансовая политика может быть условно разделена на две основных - бюджетно-налоговую или фискальную политику и денежно-кредитную или монетарную политику.
Финансовая политика каждого субъекта в целом носит индивидуальный характер, но осуществляется в его тесной связи с другими субъектами, поскольку их объединяет один объект. Все это предполагает, несмотря на различие субъектов, идентичность основных положений механизма финансовой политики.
Среди основных задач финансовой политики выделяют следующие:
создание условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
выработка финансового механизма и его совершенствование в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
создание эффективной системы управления финансами.
Механизм финансовой политики складывается из этапов:
определения материальных интересов;
определения и классификации контрагентов;
определения целей, характера и принципов;
разработки ее системы;
реализации.
Финансовая политика субъекта экономических отношений формируется путем выработки концепций развития финансовой системы, составления целевых финансовых программ, определения эффективных направлений действия финансового механизма. Для реализации финансовой политики разрабатываются стратегия и тактика.
Финансовая стратегия определяет общее направление использования средств для достижения поставленной цели. Она направлена на выработку финансовых концепций и программ, решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы.
Финансовая тактика охватывает систему частных связей и отношений для достижения поставленной цели, т.е. она направлена на решение задач конкретного этапа в определенных условиях развития общества.
По длительности действия финансовая политика подразделяется на текущую и долговременную.
Текущая политика ведется повседневно и зависит от складывающейся конъюнктуры. Долговременная финансовая политика действует продолжительный период и меняется только при радикальных преобразованиях.
Состав финансовой политики субъектов определяется характером контрагентов и функциональных финансовых инструментов. По этому признаку финансовая политика государства включает следующие направления:
бюджетное;
налоговое;
денежно-финансовое;
кредитно-денежное;
валютное;
инвестиционное;
страховое;
ценовое.
В составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая, инвестиционная политика и политика бюджетного регулирования.
Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.
Под денежно-финансовой политикой понимают:
обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы;
управление деятельностью финансового рынка.
В кредитно-денежной политике важное значение имеют эмиссионная, ценовая, валютная, кредитная политика, — а в ней, в свою очередь, учетная и инвестиционная политика.
Валютная политика представляет собой совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов в области валютных отношений, осуществляемых государством и международными валютно-финансовыми организациями.
Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, проводимая государством в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня.
Инвестиционная политика на современном этапе предусматривает:
повышение роли Бюджета развития РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
развитие ипотечного кредитования;
привлечение прямых иностранных инвестиций.
Выбор и соотношение принципов в практике налогообложения в значительной степени определяется характером государственного устройства, спецификой конкретной экономической ситуации и другими факторами.
Здесь действует объективное положение: любой выбор принципов должен гарантировать прожиточный минимум для существования и воспроизводства рабочей силы как единственно реальной базы богатства общества и государства.
3. Финансовый контроль, аудиторский контроль.
С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Другими словами, финансовый контроль не только включает в себя оценку правомерности тех или иных финансовых действий, но имеет и аналитический аспект.
Обязательный контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т. д.
Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.
Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т. п.
Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная форма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом.
Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы.
Государственный контроль проводится органами государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и исполнительными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации). Цель данного контроля состоит в соблюдении интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства.
Контроль органов местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового контроля и направлен прежде всего на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов.
Контроль финансов кредитных органов состоит в проверке правильности и достоверности данных финансовой отчетности предприятий и организаций.
Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.
Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и экономическими подразделениями предприятий и организаций. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.
Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок.
- Тема 1. Деньги и денежное обращение.
- 1. Возникновение денег.
- 2. Сущность и функции денег.
- Функции денег.
- Функция меры стоимости
- Функция средства обращения.
- Функция средства платежа.
- Функция средства накопления.
- Функция мировых денег.
- Функциональные формы денег
- Роль денег в рыночной экономике.
- 3. Виды денег (бумажные и кредитные). Виды денег: Металлические деньги.
- Бумажные деньги
- Кредитные деньги
- Виды кредитных денег:
- Теории денег.
- 4. Наличноденежное и безналичное денежное обращение. Денежный оборот и его структура
- Налично-денежное обращение
- Безналичный денежный оборот
- Денежная масса.
- 5. Закон денежного обращения
- 6. Инфляция, её причины, формы проявления и социально – экономическая сущность. Сущность инфляции, её виды
- Причины инфляции
- Социально-экономические последствия инфляции
- Особенности современной инфляции
- Теории инфляции
- Тема 2. Денежная система и её элементы. Вопросы:
- Типы денежной системы
- Основные черты современных денежных систем
- 2.Порядок эмиссии денег. Выпуск денег в хозяйственный оборот.
- 3. Валютная система.
- Характеристика видов валютных систем Мировая валютная система
- Принципы Бреттон-Вудской валютной системы
- Тема 3. Финансы и финансовая система.
- 2. Определение финансов, функции финансов, роль финансов в расширенном воспроизводстве. Финансовый механизм.
- Тема 4. Управление финансами, финансовая политика и финансовый контроль.
- 2. Финансовая политика, её цели и задачи.
- Методы финансового контроля
- Тема 5. Финансы коммерческих предприятий и организаций.
- Тема 6, 7. Бюджетное устройство и бюджетная система. Бюджет государства. Территориальные бюджеты.
- 1. Понятие бюджета.
- 3. Основы распределения средств между отдельными уровнями бюджетной системы рф.
- 4. Доходы и расходы бюджетной системы. Бюджетная классификация.