Целевые бюджетные и внебюджетные денежные фонды.
Целевые бюджетные фонды создаются в бюджетах разных уровней для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. На федеральном уровне они создаются в силу Федерального закона «О федеральном бюджете на предстоящий финансовый год и финансовый год, а на региональном - в силу законов о бюджетах субъектов РФ.
Особенностью целевых бюджетных фондов является то, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование.
Источниками формирования целевых бюджетных фондов являются, как правило, специальные налоги, средства бюджета, иные доходы. Целевые бюджетные фонды отличает от всех остальных, что их доходы и направления расходов учитываются в составе доходов и расходов соответствующего бюджета.
Федеральные и территориальные дорожные фонды как целевые бюджетные фонды создавались для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1992 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации», который утратил силу с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.
Федеральные, региональные (субъектов РФ) и муниципальные экологические фонды создавались в соответствии со ст. 21 Закона РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» для решения неотложных природоохранительных задач.
В настоящее время Закон 1991 г. отменен в связи с принятием нового Федерального закона от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Экологические фонды расходуются на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий и др.
В ст. 42, 43, 44, 49, 50 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год», например, в качестве целевых бюджетных фондов предусмотрены следующие: Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Федеральный фонд компенсаций, Федеральный фонд регионального развития, Фонд софинансирования социальных расходов. В бюджет на 2008 и плановый 2009-2010 годы создание фондов предусмотрено в соответствии с ведомственными расходами на соответствующие цели, например, образование, физкультура и спорт и т.д. Таким образом, утратил силу ФЗ «О бюджетной классификации», и денежные фонды предусматриваются в функциональном разделе бюджетной классификации бюджета на очередной финансовый год.
Создание внебюджетных фондов в России относится к 1990 г. Как внебюджетный в числе первых был создан Пенсионный фонд РФ, затем стали появляться и другие фонды.
С помощью внебюджетных фондов государство стремится более эффективно и целесообразно использовать свои финансовые ресурсы. Это связано с тем, что в государственном бюджете доходы не закреплены за конкретными видами расходов, поэтому расходы на конкретные программы, как правило, оказываются урезанными.
Внебюджетные фонды по целевому назначению подразделяются на социальные на экономические.
К числу социальных фондов относятся Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Эти фонды называются внебюджетными социальными фондами потому что созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи; медицинского обслуживания и т.д.
Пенсионный фонд РФ создан в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (на сегодняшний день данный Закон отменен в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Его правовой режим определен Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.
Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.
Источниками формирования Пенсионного фонда РФ являются:
страховые взносы работодателей и граждан;
ассигнования из федерального бюджета РФ, выделяемые на выплату пенсий и пособий и приравненные ним выплат военнослужащим и их семьям, а также на выплату пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы;
средства, взыскиваемые с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
добровольные взносы и др.
Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на выплату «Государственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребенком
в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, на другие мероприятия.
Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется Правлением Пенсионного фонда и исполнительной дирекцией. Правление Пенсионного фонда РФ возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Правительством РФ в районах и городах действуют уполномоченные Пенсионного фонда РФ.
Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении ежегодно рассматривается и принимается Государственной Думой.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы во исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Правовой режим этих фондов определен Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. NQ 857, а также Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.
Основными источниками образования Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются:
страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование;
бюджетные ассигнования;
доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса;
добровольные взносы и иные поступления.
При этом Устав о федеральном фонде и Положение о территориальных фондах обязательного медицинского страхования дают конкретный перечень источников для каждого вида фондов.
Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования и другие мероприятия.
Бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются и принимаются Государственной Думой.
Фонд социального страхования РФ является специализированным Финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Его право вой режим определен постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О фонде социального страхования Российской Федерации».
Источниками образования фонда социального страхования РФ являются:
страховые взносы работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих.субъектов независимо от форм собственности);
страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
добровольные взносы граждан и юридических лиц;
поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
прочие поступления.
Направлениями расходов фонда являются:
выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на погребение;
оплата путевок для работников и их де1;ей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; В) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев; г) частичная оплата путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;
частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и др.
Иные внебюджетные фонды могут быть созданы на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 113-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ (например, внебюджетные фонды развития жилищного строительства).
- О.Ш. Рашидов финансовое право краткий курс лекций
- О.Ш. Рашидов Финансовое право: краткий курс лекций. – Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия. – 2009. – с.
- Содержание
- Введение
- Общая часть Лекция 1. Финансовое право как отрасль российского права
- 1. Финансы и финансовая система.
- 2. Понятие финансового права, его предмет и метод. Принципы финансового права.
- 3. Система и источники финансового права.
- Субъекты финансового права.
- 5. Понятие и виды финансово-правовых норм
- Финансовые правоотношения и их виды.
- Соотношение финансового права с другими отраслями права.
- Лекция 2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
- Понятие, роль и методы финансовой деятельности.
- Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности.
- Лекция 3. Финансовый контроль
- 1. Понятие и значение финансового контроля.
- 2. Виды финансового контроля
- 3. Методы финансового контроля
- 4. Органы, осуществляющие финансовый контроль
- Особенная часть Лекция 4. Бюджетное право и бюджетное устройство рф
- Понятие и роль бюджетов.
- 2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения.
- 3. Бюджетное устройство рф. Бюджетная классификация.
- 4. Бюджетные права (компетенция) рф, ее субъектов, муниципальных образований.
- Лекция 5. Бюджетный процесс в рф
- Понятие бюджетного процесса и его принципы.
- 26 Августа 1 января 31 декабря
- I. Составление бюджета II. Рассмотрение и утверждение бюджета III. Исполнение бюджета IV. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета
- Составление проекта бюджета.
- 3. Рассмотрение и утверждение бюджета.
- 4. Стадия исполнения бюджета
- 5. Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета
- Целевые бюджетные и внебюджетные денежные фонды.
- 3. Целевые фонды Правительства рф
- 4. Целевые отраслевые (ведомственные) денежные фонды
- 5. Единый социальный налог как основной источник формирования целевых внебюджетных фондов
- Лекция 7. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов.
- 1. Понятие и система государственных и муниципальных доходов
- 2. Неналоговые государственные и муниципальные доходы
- 3. Налоговые доходы государства и муниципальных образований.
- Лекция 8. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов.
- Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов
- Финансирование государственных унитарных предприятий, расходы бюджетного учреждения, сметно-бюджетное финансирование
- Лекция 9. Правовое регулирование финансов государственных и муниципальных предприятий.
- 1. Понятие финансов предприятий
- 2. Финансы предприятий как объект финансово-правового регулирования
- 3. Планирование финансовых ресурсов предприятия. Выручка и прибыль предприятия
- 4. Правовое регулирование определения себестоимости продукции (работ, услуг)
- 5. Использование кредита, амортизационных поступлений и прочих поступлений государственными и муниципальными предприятиями
- Лекция 10. Страхование в Российской Федерации
- 1. Правовые основы страхования в Российской Федерации
- 2. Страховые правоотношения. Виды страхования.
- 3. Государственное регулирование страховой деятельности
- Лекция 11. Правовое регулирование денежного обращения в рф
- Правовые основы денежного обращения и денежной системы рф
- 2. Правовые основы безналичных расчетов
- 3. Правовые основы обращения наличных денежных средств
- 4. Правила ведения кассовых операций
- Лекция 12. Валютное регулирование и валютный контроль в рф
- 1. Валютные правоотношения и их регулирование
- 2. Виды валютных операций по российскому валютному законодательству. Права и обязанности резидентов и нерезидентов по осуществлению валютных операций.
- 3. Валютный контроль. Органы, осуществляющие валютный контроль в рф
- Нормативные правовые акты:
- Официальные акты высших судебных органов:
- Основная литература:
- Дополнительная литература: