26. Понятие тэа, цели, задачи, виды экономического анализа.
ТЭА – выявление взаимосвязей между финансовыми, техническими, экономическими, технологическими потенциальными возможностями предприятия и результатами его деятельности (прибыль, рентабельность, себестоимость, производительность труда, численность работников, объем производства, фондоотдача).
Предметом ТЭА является производственно-хозяйственная деятельность предприятия, результаты работы организации (фирмы) в целом и их хозрасчетных подразделений, изучаемые на основе данных плана, учета, отчетности и других источников информации.
Содержанием анализа является контролирование выполнения хозяйственного плана, поиск на его основе внутренних резервов, выявление достижений и недостатков.
Роль анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятий (фирм) - дать комплексную оценку работе предприятию (фирмы) по вводу в действие мощностей и объектов, прибыли и росту производительности труда.
Главная задача анализа - выявление и использование имеющихся внутрихозяйственных ресурсов, способствующих улучшению деятельности строительных организаций (фирм). Задачей анализа также является контролирование выполнения плановых заданий. Эта задача решается путем проверки выполнения плановых заданий по данным отчетности и текущего учета.
Основный принцип анализа - изучение экономических явлений в единстве анализа и синтеза (анализ - изучение явлений путем расчленения общих показателей на частные, синтез - обобщение отдельных факторов).
Классификация анализа:
По отраслевому признаку (основан на общественном разделении труда):
– отраслевой (методика учитывает специфику отдельной отрасли (промышленность, с/х, транспорт, строительство);
- межотраслевой (теоретическая и методологическая основа АХД).
По признаку времени:
– предварительный (прогнозный), осуществляется до совершения хозяйственной операции (для обоснования управленческих решений, для прогнозирования, оценки).
- последующий (ретроспективный), производится после совершения хозяйственной операции (для контроля выполнения плана, для выявления неиспользованных резервов).
Ретроспективный анализ подразделяется на:
- оперативный (ситуационный) – проводится сразу же после совершения операции или изменения ситуации за короткий отрезок времени (смену, сутки, декаду). Оперативно выявить недостатки в работе и воздействовать на хозяйственные процессы
- итоговый (заключительный) – производится по итогам отчетного периода (мес, квартал, год).
Цель – изучение деятельности предприятия комплексно и всесторонне.
По пространственному признаку:
– внутрихозяйственный –деятельность только исследуемого предприятия и его структ. подразд.
– межхозяйственный – сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий (выявление передового опыта, резервов, недостатков и на его основе оценка деятельности предпр-ия).
По объектам управления:
– технико-экономический анализ – изучение взаимосвязи технических и экономических характеристик предприятия и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;
– финансово-экономический анализ – изучение финансовых результатов, оценка выполнения финансовых планов, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявления резервов увеличения прибыли, роста рентабельности, улучшение финансового состояния и платежеспособности предприятия
– управленческий анализ. Цель – предоставление руководству предприятия информации, необходимой для планирования, контроля, принятия оптимальных управленческих решений, разработка стратегии и тактики предприятия по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства предприятий. Носит оперативный характер, его результата являются коммерческой тайной предприятия.
– социально-экономический анализ – изучение взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты деятельности предприятия.
– экономико-статистический – изучение общественного мнения и влияния общественных явлений на разных уровнях управления предприятием.
– экономико-экологический анализ – изучение взаимодействия экономических и экологических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды, затратами за экологию, эффект, штрафы.
– маркетинговый анализ – изучение внешней среды функционирования предприятия, рынков ценных бумаг и сбыта готовой продукции, конкурентоспособности, спроса и предложения, рисков, формирования ценовой политики, разработка тактики и стратегии маркетинговой политики.
По методике изучения объектов:
- сопоставительный анализ – сравнение отчетных показателей и результатов ФХД с плановыми показателями текущего года, данными прошлых лет, показателями передовых предприятий данной отрасли.
- факторный анализ – выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.
- диагностический анализ – установление характера нарушения нормативного хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения.
Пример: темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции. Это свидетельствует о темпах роста остатков незавершенного строительства. Если темпы роста валовой продукции выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана мероприятий по механизации и автоматизации производства, улучшения организации труда, совращение численности рабочих.
– маржинальный анализ – метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственных взаимосвязей объемов продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
– экономико-математический анализ – выбор наиболее оптимального варианта решения экономической задачи, выявление резервов повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся резервов.
– детерминированный анализ – исследование функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями.
– стохастический (дисперсионный, корреляционный, комплексный, компонентный) анализ – исследования степени влияния друг на друга взаимосвязанных показателей
– функционально-стоимостный анализ (ФСА) - метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект исследования и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (НИОКР, эксплуатация и утилизация).
Цель – предупреждение лишних затрат за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощение имеющихся изделий, замена материалов.
По субъектам (пользователям) анализа:
– внутренний – проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления;
– внешний – проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами и инвесторами.
По охвату изучаемых объектов:
– сплошной – делаются выводы после изучения всех без исключения объектов анализа;
выборочный – по результатам обследования только части объектов.
По содержанию программ:
– комплексный – деятельность предприятия изучается всесторонне.
– тематический – изучаются отдельные стороны деятельности предприятия, представляющий в определенный момент конкретный интерес.
Экономический анализ – это функция управления, которая обеспечивает научность принимаемых решений, является важным элементом и действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки обоснованных планов и оптимальных управленческих решений. Предмет анализа – причинно-следственные связи возникновения и протекания экономических и технических явлений и процессов.
- 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.
- 2. Понятие и классификация субъектов предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность гражданина.
- 3. Государственная регистрация, реорганизация и прекращение хозяйствующих субъектов.
- 4. Лицензирование предпринимательской деятельности.
- 5. Понятие и виды хозяйственных договоров. Принципы и содержание договора.
- 6. Правовые гарантии, формы и способы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.
- 7. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности.
- 8. Налог на прибыль: объект налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления, порядок признания расходов, классификация расходов.
- 9. Ндс: объект налогообложения; ставки; льготы, порядок исчисления, порядок определения налоговых вычетов.
- 10. Налог на доходы физических лиц: объект налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления, налоговые вычеты
- 11) Региональные и местные налоги: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на землю, объекты налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления.
- 12) Специальные налоговые режимы: единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения. Основные понятия, объекты, порядок расчета, ставки, особенности исчисления.
- 14. Исследование рынка. Виды исследований. Организация исследований. Методика шкал. Выборки. Анализ рынка и рыночное прогнозирование.
- 15. Товарная и марочная политика. Классификация товаров. Ассортимент. Марка. Стадии разработки товара. Жизненный цикл товара.
- 16. Продвижение товаров. Стимулирование. Реклама. Личные продажи. Стимулирование продаж. Связи с общественностью.
- 17. Бухгалтерский баланс. Четыре типа хозяйственных операций, влияющих на баланс.
- 18. Предмет и метод бухгалтерского учета. Счета и двойная запись.
- 19. Амортизация основных средств.
- 20. Учет поступления основных средств. (ос)
- 21. Учет поступления материальных ценностей.
- 22. Учет приобретения нематериальных активов.
- 23. Учет на расчетном и валютном счетах.
- 24. Учет предоставленных и полученных займов.
- 25. Учет реализации и выбытия основных средств.
- 26. Понятие тэа, цели, задачи, виды экономического анализа.
- 27. Информационная основа тэа, методы тэа.
- 28. Анализ факторных систем, виды факторных систем.
- 29. Методы конструирования факторных моделей. Основы моделирования
- 30. Индексный метод анализа факторных систем.
- 31. Метод цепных подстановок.
- 32. Оценка технического уровня производства.
- 33. Оценка эффективности использования основных производственных фондов.
- 34. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия.
- 35. Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности продукции, работ, услуг.
- 36. Понятия предпринимательства, субъект малого бизнеса. Государственная поддержка малого бизнеса.
- 37. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов. Основные методы.
- 38. Деловая среда предприятия. Краткая характеристика основных субъектов внутренней и внешней среды предприятия
- 39. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 40. Анализ безубыточности. Операционный рычаг: экономическое содержание
- 41. Бизнес-план в предпринимательской деятельности. Структура. Содержание разделов. Общие положения
- 42. Методы определения ставки дисконтирования.
- 43. Кредитование в предпринимательской деятельности. Оценка кредитных рисков
- 43. Сущность, функции и виды денег.
- 45. Основные формы кредита.
- 46. Организация и принципы проведения безналичных расчетов в рф.
- 47.Банковская система России. Риски в банковской практике.
- 48. Функции коммерческих банков. Пассивные операции коммерческого банка.
- 49. Организация финансов коммерческих предприятий.
- 53. Содержание функции организации. Организационная структура и факторы ее определяющие
- 57. Понятие и принципы развития логистики. Понятие логистического сервиса. Цели и этапы развития логистики. Понятие и виды материальных запасов.
- 58. Виды логистических операций. Основные методы, применяемые для решения научных и практических задач в области логистики.
- 59. Виды и операции с материальными потоками. Критерии определения качества логистического обслуживания.
- 60. Организация логистики на предприятии. Закупочная логистика как элемент логистических систем.
- 61. Информационные технологии. Экономическая информация. Виды экономической информации.
- 62. Характеристика современных операционных систем персональных компьютеров и локальных сетей.
- 63. Информационные технологии анализа данных в ms Excel.
- 64) Понятие качества, качества проекта, качества изготовления, качества эксплуатации.
- 65) Этапы управления качеством продукции. Опережение требований потребителей к качеству продукции
- 66)Осуществление деятельности по управлению качеством по спроектированной системе. Постоянное управление системой управления качеством.
- 67) Организация контроля качества продукции. Классификация видов эффекта от повышении качества продукции.
- 68.Структера межгосударственного управления вэд. Основные функции управления: постановка целей, организация деятельности, планирование, контроль
- 69.Постановка стратегических и оперативных целей вэд. Партнерские предприятия. Процесс принятия решения во внешнеэкономической деятельности
- 70.Финансирование вэд. Виды финансовых инструментов на международных финансовых рынках
- Инструменты финансового рынка
- 1. По видам финансовых рынков различают следующие обслуживающие их инструменты:
- 3. По характеру финансовых обязательств финансовые инструменты подразделяются на следующие виды:
- 4. По приоритетной значимости различают следующие виды финансовых инструментов:
- 6. По уровню риска выделяют следующие виды финансовых инструментов:
- 71.Структура управления вэд. Типы структур в области вэд. Региональное управление вэд
- 72) Понятие и виды экономического поведения. Понятие и виды экономической социализации. Постановка стратегических и оперативных целей вэд.
- 73) Модели покупательского поведения. Покупательское поведение индивидуального потребителя. Покупательское поведение организаций-потребителей
- 74.Механизмы психологического воздействия в рекламе. Психотехническая матрица рекламного воздействия. Психологические особенности создания рекламного текста. Методы рекламного воздействия.
- - Побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности на предмет, ради которого он осуществляется;
- 1)Утвердительные высказывания
- 4) Концентрация на нескольких чертах или особенностях
- 5)Дополнительное свидетельство
- 8) Создание контраста
- 75.Управление конфликтными ситуациями в условиях совместной деятельности. Организация переговоров как процесса. Переговорный процесс как решение проблем.
- 1)Разъяснение задач и требований к деятельности каждого сотрудника/группы.
- 2)Использование координационных и интеграционных механизмов: