logo search
Финансы полные шпоры

Реформа бюджетных учреждений.

Предлагается: - наделить бюджетные учреждения расширенным объемом прав и перевести их со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания; - предоставить бюджетным учреждениям право заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений, а также расширить права по распоряжению закрепленным за учреждением движимым имуществом; - устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам таких учреждений.

Кроме того, предусматривается создание нового типа государственных (муниципальных) учреждений - казенные учреждения. Их статус будет аналогичен статусу бюджетных учреждений, действующих сегодня. Есть и третий вид государственных (муниципальных) учреждений, так называемые автономные. Они избавляются от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получают право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. При этом государство снимает с себя ответственность за дальнейшее существование таких учреждений.

Изменяется правовой статус бюджетных учреждений, а также создаются условия и стимулы для сокращения внутренних издержек, повышения эффективности работы и привлечения внебюджетных источников финансирования.

Закон предоставляет бюджетным учреждениям право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться сами.

Сейчас Гражданский кодекс РФ определяет, что государственное или муниципальное учреждение может быть или бюджетным, или автономным. Закон вводит новый тип учреждений - казенные. В этот новый тип переводится большое количество бюджетников, в том числе армия и силовики.

Закон должен вступить в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года предлагается установить переходный период. В рамках первого чтения переходный период предлагалось завершить 1 января 2011 года. Таким образом, он увеличен на 1,5 года для того, чтобы дать время правительству РФ, регионам и муниципалитетам принять необходимые подзаконные акты.

Закон предусматривает внесение изменений в 18 законодательных актов, из которых 15 - в сфере образования, науки, культуры, архивного дела, обороны и других сферах; а также в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.

В соответствии с данным законом, все бюджетные организации будут разделены на два типа: казённые и, соответственно, бюджетные. К казенным учреждениям законодатель отнёс практически все силовые структуры РФ, учреждения Главного управления специальных программ президента РФ, психиатрические больницы, а также ряд инфекционных больниц. Все остальные государственные учреждения отнесены к бюджетным.

Ключевой особенностью данного закона является изменение метода финансирования государственных учреждений. По новым правилам все бюджетные учреждения переходят со сметного финансирования на бюджетное субсидирование в рамках государственных заказов. Так же бюджетные учреждения могут заниматься “предпринимательством”, т.е. оказывать населению всевозможные платные услуги, сдавать помещения в аренду и т.д. При этом все вырученные деньги от платных услуг поступают в распоряжение данного учреждения.

В отличие от бюджетных, казённые предприятия остаются на сметном финансировании. Но при этом законодатель разрешил и данным учреждениям оказывать платные услуги. Единственное отличие заключается в том, что весь доход от такой деятельности будет поступать в муниципальный, краевой или федеральный бюджет.

Новые правила вступят в силу с 1 июля 2012 года. Такой большой период времени нужен для того, чтобы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях были приняты всевозможные поправки в законодательные акты.

Комментируя данный закон, можно сделать вывод о том, что в ближайшее время школы, больницы, а так же другие государственные учреждения введут ряд платных услуг, в том числе и по основному профилю. Не исключено, что во многих школах будет введено платное образование, но, естественно, при условии сохранения альтернативного бесплатного.