Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
Т а б л и ц а 5
Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов | Содержание |
1 | 2 |
Залог имущества | Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем и осуществляется за счет стоимости заложенного имущества |
Поручительство | Поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если налогоплательщик не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налогов и пеней. При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем |
Пеня | Пеня – денежная сумма, которую налогоплательщик должны выплатить в случае уплаты причитающихся налогов и сборов в более поздние сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего дня уплаты налога. Ставка пени – 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России
|
Приостановление операций по счетам в банке | Прекращение банком всех расходных операций по счету, кроме платежей, очередность которых предшествует исполнению обязанности по уплате налога.
|
Наложение ареста на имущество налогоплательщика | Действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов |
Таким образом, права налоговых органов достаточно широки. Что касается обязанностей должностных лиц налоговых органов, то они обязаны:
действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами;
реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям, иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
В настоящее время существуют следующие виды налоговых проверок, которые используются налоговыми органами для контроля за своевременной и полной уплаты налогов:
1) Камеральная налоговая проверка. Проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков. Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Длительность проверки – 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, необходимых для расчета налогов.
2) Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Длительность проверки не должна превышать 2-х месяцев, но указанный срок может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может продлить срок проверки до 6-х месяцев.
Запрещается проведение выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Повторная выездная проверка проводится по решению вышестоящих органов в случаях:
реорганизации или ликвидации организации-налогоплатель-щика;
контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
Налоговые проверки можно классифицировать по следующим признакам:
по методу проведения:
сплошные (проверяются все документы организаций без каких – либо ограничений. Такие проверки, как правило, планируются в организациях с небольшим объемом документации либо в организации, где необходимо восстановить учет);
выборочные (проверяется часть документации организации).
по объему проверяемых вопросов:
комплексные (охватывают финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика, причем происходит проверка по всем вопросам соблюдения налогового законодательства за проверяемый период);
выборочные (это также проверка финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, но уже по вопросам исчисления и уплаты отдельных видов налогов);
целевые (проверки соблюдения налогового законодательства по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика или определенным финансово-хозяйственным операциям (по проведению взаиморасчетов с поставщиками и потребителями, по внешнеэкономическим операциям и т. п.). Чаще проходят в ходе комплексных или выборочных проверок, но могут проходить и как самостоятельные.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке с указанием предмета и срока ее проведения. Не позднее 2-х месяцев после составления справки уполномоченные лица налоговых органов составляют акт налоговой проверки. В акте указываются: документально подтвержденные факты налоговых правонарушений; содержание проверки (с ссылкой на соответствующие бухгалтерские документы и проводки); выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ответственность за них (с ссылками на статьи НК РФ). При несогласии с выводами, содержащимися в акте, налогоплательщик представляет в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или свои возражения по акту. Руководитель налогового органа в течение 10 дней рассматривает акт и материалы налогоплательщика и выносит решение. На основании решения налогоплательщик при совершении налоговых правонарушений привлекается к ответственности. Ему направляется требование об уплате недоимки и пени.
Ст. 106 НК РФ дает понятие налогового правонарушения, которым признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.
К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации, так и физические лица. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Ст. 108 НК РФ раскрывает общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:
никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;
никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;
ответственность за налоговое правонарушение, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ;
привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной действующим законодательством;
привлечение налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени;
лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда или налогового органа. Налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказательств возложено на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
НК РФ различает степень виновности налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений. Так, противоправное деяние может быть совершено умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействий), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействий). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействий), хотя должно и могло это осознавать.
Согласно ст. 114 НК РФ, налоговой санкцией является мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции установлены в виде денежных взысканий (штрафов) главой 16 НК РФ.
Если налогоплательщик совершил два или более налоговых правонарушения, то налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение.
- Содержание
- Календарно-тематический план дисциплины «налоги и налогообложение»
- Учебная программа дисциплины «налоги и налогообложение»
- Тема 1. Общая характеристика налоговой системы России
- 1.1. Сущность и функции налогов. Принципы построения налоговой системы
- 1.2. Виды налогов и сборов в Российской Федерации
- 1.3. Налоговые органы. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов
- 1.4. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- 1.5. Налоговое администрирование: содержание, формы, методы
- Тема 2. Федеральные налоги и сборы
- 2.1. Налог на добавленную стоимость
- 2.2. Акцизы
- 2.3. Налог на доходы физических лиц
- 2.4. Налог на прибыль организаций
- 2.5. Налог на добычу полезных ископаемых
- 2.6. Водный налог
- 2.7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- 2.8. Государственная пошлина
- Тема 3. Региональные налоги
- 3.1. Налог на имущество организаций
- 3.2. Транспортный налог
- Тема 1. Общая характеристика налоговой системы россии
- 1.1. Сущность и функции налогов. Принципы построения налоговой системы
- Основные термины налогообложения
- Межбюджетные трансферты из Федерального бюджета в 2010 г.*
- 1.2. Виды налогов и сборов в Российской Федерации
- 1.3. Налоговые органы. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов
- Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
- 1.4. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- Элементы налогового правонарушения
- Виды налоговых правонарушений, совершенных налогоплательщиками и иными лицами, и ответственность за их совершение
- 1.5. Налоговое администрирование: содержание, формы и методы
- Контрольные вопросы.
- Тема 2. Федеральные налоги и сборы
- 2.1. Налог на добавленную стоимость
- Объекты ндс
- Место реализации товаров (работ, услуг)
- 2.2. Акцизы
- Состав подакцизных товаров
- Продукция, освобождаемая от налогообложения акцизом
- Плательщики акциза
- Объект налогообложения
- Операции, освобождаемые от налогообложения
- Ставки акцизов
- Налоговая база
- Порядок исчисления акцизов
- Сроки уплаты акцизов и предоставления отчетности
- 2.3. Налог на доходы физических лиц
- Налоговые ставки
- Налоговые вычеты
- Нормативы затрат при определении имущественного вычета
- Порядок исчисления и уплаты
- Налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой
- Декларирование доходов
- 2.4. Налог на прибыль организаций
- 2.5. Налог на добычу полезных ископаемых
- Четыре модели обложения ндпи
- Вопросы для самопроверки
- 2.6. Водный налог
- 2.7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Плательщики сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- 2.8. Государственная пошлина
- Характеристика государственных пошлин
- Размер (ставки) государственной пошлины
- Контрольные вопросы:
- Задания
- Тема 3. Региональные налоги
- 3.1. Налог на имущество организаций
- 3.2. Транспортный налог
- Базовые ставки транспортного налога и действующие в Москве в 2010 году
- Тема 4. Местные налоги
- Разграничение компетенций федерального и муниципального законодательств при установлении местных налогов
- 4.1. Земельный налог
- Ставки земельного налога
- 4.2. Налог на имущество физических лиц
- Ставки налога на имущество физических лиц
- Тема 5. Специальные налоговые режимы
- 5.1. Упрощенная система налогообложения
- 5.2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (енвд)
- Контрольные вопросы
- Список литературы Основной
- Дополнительный
- Интернет-ресурсы
- 117997, Москва, Стремянный пер., 36,