2.1. Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость является самым молодым из налогов, формирующих основную долю доходной части бюджетов. Схема его взимания была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 г., в налоговую систему Франции он был введен в 1968 г. В России налог на добавленную стоимость взимается с 1992 г.
Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенный многоступенчатый налог, взимаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного цикла и заканчивая продажей конечному потребителю.
Добавленную стоимость можно рассчитать как сумму выплачиваемой заработной платы (V) и получаемой прибыли (m):
VA=V+m.
Добавленную стоимость также можно представить как разность сумм поступлений за проданную продукцию и произведенных затрат (материальных и амортизации):
VA=O–I
Исходя из этих способов определения добавленной стоимости, можно использовать четыре различных способа ее налогообложения:
прямой аддитивный, предполагающий применение ставки налога к результату сложения компонентов добавленной стоимости;
косвенный аддитивный, основанный на применении ставки к каждому из компонентов;
метод прямого вычитания, основанный на применении ставки к разнице в ценах реализации и закупки;
косвенный метод вычитания, или зачетный метод по счетам, когда ставка применяется отдельно к цене реализации продукции и к цене приобретения сырья, материалов и пр.
Если условно принять ставку налога за R, то расчет налога, согласно перечисленным методам, будет иметь вид:
R (V + m) = VAT, (1)
RV + Rm = VAT, (2)
R (O – I) = VAT, (3)
RO – RI = VAT. (4)
Не все возможные способы исчисления НДС одинаково удобны и практически реализуемы. Так, существенным недостатком прямого и косвенного аддитивных методов является то, что при необходимости применить к разным товарам различные ставки налога требуется вести очень сложный аналитический и бухгалтерский учет с разбивкой компонентов добавленной стоимости в зависимости от их отношения к конкретному товару. Соответственно многократно усложняется система налогового администрирования.
При расчете налога на добавленную стоимость используется четвертый метод. Его использование не требует определения собственно добавленной стоимости. Вместо этого ставка применяется к ее компонентам (затратам (кроме заработной платы) и реализованной продукции).
Этот метод удобен, так как:
позволяет применять ставку налога непосредственно при сделке, что дает преимущества технического и юридического характера;
наличие счета-фактуры, в котором отражаются налоги, становится самым важным и принципиальным моментом совершения сделки и информации о налоговых обязательствах. Использование счета-фактуры с указанием совершенной сделки дает возможность контроля за движением товара с целью налоговой проверки.
При использовании первого и второго методов расчета налога необходимо определить прибыль. Но поскольку в балансах компаний совершенные операции по продаже не подразделяются на виды товарной продукции в соответствии с действующими ставками налога, а также не выделяются по видам товаров закупки, то в этом случае применима лишь единая ставка налога на добавленную стоимость. Четвертый метод позволяет использовать дифференцированную ставку налога.
Таким образом, четвертый метод, или инвойсный, наиболее практичный. Фискальное достоинство НДС заключается в том, что каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара в момент продажи является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Разница между НДС, полученным от покупателя, и НДС, уплаченным ранее поставщикам при покупке товаров для своего производства, вносится в бюджет. Смысл подобной схемы расчета и уплаты налога состоит в том, чтобы облагать на каждой стадии сумму добавленной стоимости (заработной платы, процента, ренты, прибыли). Механизм действия налога на добавленную стоимость является относительно нейтральным по отношению к интересам предпринимателей, так как предполагает возмещение НДС, уплаченного налогоплательщиком, каждым последующим потребителем, падая в результате на конечного потребителя продукции (работ, услуг) – население. Выделение добавленной стоимости в каждом звене реализации имеет важное значение:
четко ограничивается цена товара, что побуждает производителя снижать издержки производства;
в процессе расчетов по налогу государство получает сведения о темпах оборачиваемости промышленного и торгового капитала, тем самым облегчаются задачи макроэкономического программирования;
государству поступают доходы еще до реализации товара населению – единственному и конечному плательщику НДС.
НДС позволяет государству получать доход на каждой стадии реализации, обеспечивая бюджет стабильным источником дохода. По политическим и экономическим соображениям многие страны устанавливают несколько ставок налога. Пониженные применяются, как правило, к продовольственным товарам и медицинским услугам, повышенные – к предметам роскоши.
Кроме того, существует широкий круг товаров, для которых ставка процента равна нулю (например, для экспортируемых товаров (работ, услуг)).
Введение налога на добавленную стоимость – это обязательное условие вступления страны в ЕС. Налог на добавленную стоимость более эффективен по сравнению с налогом с продаж в розничной торговле для создания льготных условий налогообложения отдельных товаров и услуг. НДС способен значительно увеличить поступления в бюджет страны по сравнению с другими налогами.
В Российской Федерации до 2001 г. НДС взимался на основании закона от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», а с 1 января 2001 г. он взимается на основании главы 21 Налогового кодекса. В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации.
Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии с Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.
Кроме этого, ст. 145 НК РФ предоставляет право организации и индивидуальному предпринимателю на освобождение от обязанностей плательщика НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Освобождение не может быть предоставлено организациям и предпринимателям, реализующим подакцизные товары или ввозящим товары на таможенную территорию Российской Федерации.
Право на освобождение предоставляется на 12 последовательных календарных месяцев в уведомительном порядке. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета:
выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
выписка из книги продаж;
выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с основаниями, установленными НК РФ.
По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:
документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;
уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.
Организации (или предприниматели), получившие право на освобождение от уплаты НДС, включают «входящий» НДС в свои затраты, т. е. суммы «входящего» НДС уже не могут быть предъявлены ими к вычету.
Операции, признаваемые (не признаваемые) объектами налогообложения, приведены в таблице 8:
- Содержание
- Календарно-тематический план дисциплины «налоги и налогообложение»
- Учебная программа дисциплины «налоги и налогообложение»
- Тема 1. Общая характеристика налоговой системы России
- 1.1. Сущность и функции налогов. Принципы построения налоговой системы
- 1.2. Виды налогов и сборов в Российской Федерации
- 1.3. Налоговые органы. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов
- 1.4. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- 1.5. Налоговое администрирование: содержание, формы, методы
- Тема 2. Федеральные налоги и сборы
- 2.1. Налог на добавленную стоимость
- 2.2. Акцизы
- 2.3. Налог на доходы физических лиц
- 2.4. Налог на прибыль организаций
- 2.5. Налог на добычу полезных ископаемых
- 2.6. Водный налог
- 2.7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- 2.8. Государственная пошлина
- Тема 3. Региональные налоги
- 3.1. Налог на имущество организаций
- 3.2. Транспортный налог
- Тема 1. Общая характеристика налоговой системы россии
- 1.1. Сущность и функции налогов. Принципы построения налоговой системы
- Основные термины налогообложения
- Межбюджетные трансферты из Федерального бюджета в 2010 г.*
- 1.2. Виды налогов и сборов в Российской Федерации
- 1.3. Налоговые органы. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов
- Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
- 1.4. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- Элементы налогового правонарушения
- Виды налоговых правонарушений, совершенных налогоплательщиками и иными лицами, и ответственность за их совершение
- 1.5. Налоговое администрирование: содержание, формы и методы
- Контрольные вопросы.
- Тема 2. Федеральные налоги и сборы
- 2.1. Налог на добавленную стоимость
- Объекты ндс
- Место реализации товаров (работ, услуг)
- 2.2. Акцизы
- Состав подакцизных товаров
- Продукция, освобождаемая от налогообложения акцизом
- Плательщики акциза
- Объект налогообложения
- Операции, освобождаемые от налогообложения
- Ставки акцизов
- Налоговая база
- Порядок исчисления акцизов
- Сроки уплаты акцизов и предоставления отчетности
- 2.3. Налог на доходы физических лиц
- Налоговые ставки
- Налоговые вычеты
- Нормативы затрат при определении имущественного вычета
- Порядок исчисления и уплаты
- Налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой
- Декларирование доходов
- 2.4. Налог на прибыль организаций
- 2.5. Налог на добычу полезных ископаемых
- Четыре модели обложения ндпи
- Вопросы для самопроверки
- 2.6. Водный налог
- 2.7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Плательщики сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- 2.8. Государственная пошлина
- Характеристика государственных пошлин
- Размер (ставки) государственной пошлины
- Контрольные вопросы:
- Задания
- Тема 3. Региональные налоги
- 3.1. Налог на имущество организаций
- 3.2. Транспортный налог
- Базовые ставки транспортного налога и действующие в Москве в 2010 году
- Тема 4. Местные налоги
- Разграничение компетенций федерального и муниципального законодательств при установлении местных налогов
- 4.1. Земельный налог
- Ставки земельного налога
- 4.2. Налог на имущество физических лиц
- Ставки налога на имущество физических лиц
- Тема 5. Специальные налоговые режимы
- 5.1. Упрощенная система налогообложения
- 5.2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (енвд)
- Контрольные вопросы
- Список литературы Основной
- Дополнительный
- Интернет-ресурсы
- 117997, Москва, Стремянный пер., 36,