1.3. Налоговые органы. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов
Одной из приоритетных задач, стоящих перед российским государством и прежде всего перед исполнительной властью, является обеспечение правопорядка в сфере налоговых отношений, основанных на нормах налогового законодательства РФ. Они возникают между налогоплательщиками и действующими от имени государства налоговыми органами.
Налоговые органы Российской Федерации – единая централизованная система органов контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения (рис.4). Федеральная налоговая служба – федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов.
ФНС создана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» и является правопреемницей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Рис. 4 Единая централизованная система налоговых органов
Служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач (рис. 5).
Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы.
Рис. 5 Основные задачи Федеральной налоговой службы
Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия:
контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, представлением деклараций, осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами;
государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
учет всех налогоплательщиков, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;
бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;
возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
устанавливает (утверждает) форму налогового уведомления, форму требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством России, и направляет их для утверждения в Министерство финансов;
проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.
Федеральная налоговая служба имеет право организовывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализа и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора, запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений, давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.
Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Налоговые органы вправе:
Требовать от налогоплательщика документы, являющиеся основанием и подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
Проводить налоговые проверки;
При проверке производить выемку документов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, если есть основания полагать, что эти документы будут уничтожены, скрыты, изменены, заменены;
Вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов, либо в связи с налоговой проверкой;
Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках, налагать арест на имущество налогоплательщиков;
Обследовать любые складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиком. Проводить инвентаризацию имущества;
Определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, расчетным путем на основе имеющейся информации;
Требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений, контролировать выполнение указанных требований;
Взыскивать недоимки по налогам и сборам, пени;
Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов сумм налогов и пени;
Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, переводчиков, экспертов;
Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
Заявлять ходатайство об аннулировании, приостановлении действия лицензий, выданных юридическим и физическим лицам;
Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.
Основная обязанность налогоплательщика – уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного остатка на счете налогоплательщика. В случае если налогоплательщик имеет неисполненные требования к счету и не имеет достаточных денежных средств для удовлетворения всех требований, а также в случае отзыва платежного поручения, налог не признается уплаченным. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. Неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок является основанием для применения мер принудительного исполнения по уплате налога.
Взыскание производится по решению налогового органа путем направления в банк инкассового поручения (распоряжения) на списание денежных средств со счетов (валютных, рублевых) налогоплательщика или налогового агента. Инкассовое поручение на перечисление налога с рублевых счетов должно быть исполнено банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения распоряжения, а с валютных счетов – не позднее двух операционных дней.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика поручение налогового органа на перечисление налогов и сборов исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и при отсутствии информации о счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.
Взыскание налога за счет имущества производится по решению руководителя налогового органа. В течение трехдневного срока с момента вынесения такого решения судебному приставу направляется постановление о взыскании налога за счет имущества. Постановление исполняется в двухмесячный срок последовательно в отношении:
наличных денежных средств;
имущества, не участвующего в производстве продукции (ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений и т. п.);
готовой продукции;
сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
имущества, переданного по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество;
другого имущества.
Обязанность по уплате налога считается выполненной с момента реализации имущества налогоплательщика и погашения задолженности за счет вырученных сумм.
При ликвидации юридического лица обязанность по уплате налогов и сборов исполняются ликвидационной комиссией за счет денежных средств организации. Если денежных средств недостаточно, то остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями. Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных ею налогов, сборов, пеней и штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации. При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности, сумма излишне уплаченных налогов и сборов подлежит возврату организации.
При реорганизации юридического лица обязанность по уплате налогов исполняется его правопреемником, который должен также уплатить все пени и суммы штрафов. При слиянии юридических лиц правопреемником признается возникшее юридическое лицо, при присоединении – присоединившее юридическое лицо, при разделении – возникшие юридические лица. Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника либо исключает возможность исполнения обязанности в полном объеме, то по решению суда возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность. При выделении юридического лица правопреемства не возникает. Но если в результате выделения юридического лица налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов, то выделившиеся юридические лица по решению суда могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.
Сумма налога, излишне уплаченная юридическим лицом до реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником обязанности по уплате других налогов, пеней, штрафов. При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога эта сумма подлежит возврату правопреемнику.
Если физическое лицо признано судом безвестно отсутствующим, то имуществом отсутствующего управляет лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства. Оно же обязано уплатить всю неуплаченную сумму налогов и сборов (пеней, штрафов) безвестно отсутствующего лица.
Если физическое лицо признано судом недееспособным, то обязанность по уплате налогов и сборов исполняется опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица. В случае недостаточности средств физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, исполнение обязанности по уплате причитающихся сумм налогов и сборов (пени, штрафов) приостанавливается по решению налогового органа.
В случае если за отдельными налогоплательщиками числится недоимка, взыскание которой невозможно в силу причин экономического, социального или юридического характера, эта сумма признается безнадежной для взыскания и подлежит списанию. Такая задолженность возникает вследствие банкротства предприятия при невозможности удовлетворить требования кредиторов за счет его имущества в случае истечения срока давности взыскания налогов. Списание безнадежных долгов по федеральным налогам и сборам производится в порядке, установленном Правительством, а по региональным и местным налогам – исполнительными органами субъектов Федерации и местного самоуправления.
В целях снижения задолженности перед бюджетами всех уровней коммерческих банков, а также их клиентов был принят комплекс законодательных мер по обеспечению поступления налоговых платежей в бюджетную систему. Так, банки несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручений налогоплательщика в соответствующие бюджеты, а также решений налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика. А неоднократное нарушение банками обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Банк России с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности. Действующим законодательством предусмотрены следующие способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (табл. 5).
- Содержание
- Календарно-тематический план дисциплины «налоги и налогообложение»
- Учебная программа дисциплины «налоги и налогообложение»
- Тема 1. Общая характеристика налоговой системы России
- 1.1. Сущность и функции налогов. Принципы построения налоговой системы
- 1.2. Виды налогов и сборов в Российской Федерации
- 1.3. Налоговые органы. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов
- 1.4. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- 1.5. Налоговое администрирование: содержание, формы, методы
- Тема 2. Федеральные налоги и сборы
- 2.1. Налог на добавленную стоимость
- 2.2. Акцизы
- 2.3. Налог на доходы физических лиц
- 2.4. Налог на прибыль организаций
- 2.5. Налог на добычу полезных ископаемых
- 2.6. Водный налог
- 2.7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- 2.8. Государственная пошлина
- Тема 3. Региональные налоги
- 3.1. Налог на имущество организаций
- 3.2. Транспортный налог
- Тема 1. Общая характеристика налоговой системы россии
- 1.1. Сущность и функции налогов. Принципы построения налоговой системы
- Основные термины налогообложения
- Межбюджетные трансферты из Федерального бюджета в 2010 г.*
- 1.2. Виды налогов и сборов в Российской Федерации
- 1.3. Налоговые органы. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов
- Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
- 1.4. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- Элементы налогового правонарушения
- Виды налоговых правонарушений, совершенных налогоплательщиками и иными лицами, и ответственность за их совершение
- 1.5. Налоговое администрирование: содержание, формы и методы
- Контрольные вопросы.
- Тема 2. Федеральные налоги и сборы
- 2.1. Налог на добавленную стоимость
- Объекты ндс
- Место реализации товаров (работ, услуг)
- 2.2. Акцизы
- Состав подакцизных товаров
- Продукция, освобождаемая от налогообложения акцизом
- Плательщики акциза
- Объект налогообложения
- Операции, освобождаемые от налогообложения
- Ставки акцизов
- Налоговая база
- Порядок исчисления акцизов
- Сроки уплаты акцизов и предоставления отчетности
- 2.3. Налог на доходы физических лиц
- Налоговые ставки
- Налоговые вычеты
- Нормативы затрат при определении имущественного вычета
- Порядок исчисления и уплаты
- Налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой
- Декларирование доходов
- 2.4. Налог на прибыль организаций
- 2.5. Налог на добычу полезных ископаемых
- Четыре модели обложения ндпи
- Вопросы для самопроверки
- 2.6. Водный налог
- 2.7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Плательщики сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- 2.8. Государственная пошлина
- Характеристика государственных пошлин
- Размер (ставки) государственной пошлины
- Контрольные вопросы:
- Задания
- Тема 3. Региональные налоги
- 3.1. Налог на имущество организаций
- 3.2. Транспортный налог
- Базовые ставки транспортного налога и действующие в Москве в 2010 году
- Тема 4. Местные налоги
- Разграничение компетенций федерального и муниципального законодательств при установлении местных налогов
- 4.1. Земельный налог
- Ставки земельного налога
- 4.2. Налог на имущество физических лиц
- Ставки налога на имущество физических лиц
- Тема 5. Специальные налоговые режимы
- 5.1. Упрощенная система налогообложения
- 5.2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (енвд)
- Контрольные вопросы
- Список литературы Основной
- Дополнительный
- Интернет-ресурсы
- 117997, Москва, Стремянный пер., 36,