Основные термины налогообложения
Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщики – организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
Налоговый агент – лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц – организация-работодатель.)
Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).
Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговый период – календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой - применяется ко всему объекту, так и сложной – повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).
Порядок исчисления налога – в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Порядок и сроки уплаты налогов – уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
К основным тенденциям развития налоговой системы относятся:
общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков;
выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Становление современной системы межбюджетных отношений, соответствующей федеративному государственному устройству России, началось в 1991 г. В основу финансовой политики, проводимой в Российской Федерации, заложены принципы бюджетного федерализма. Основу формирования системы бюджетного федерализма в России определяет Конституция. В соответствии с Конституцией бюджеты всех уровней (федеральный, субъектов Федерации и местные) провозглашаются как самостоятельные финансовые институты, действие которых базируется на разграничении налогов и бюджетных расходов по уровням бюджетной системы. Конституция Российской Федерации также выделяет совместные бюджетные и налоговые полномочия Федерации и ее субъектов, устанавливает их взаимосвязь и взаимозависимость.
Бюджетно-налоговая система федеративного государства традиционно состоит из бюджета центрального правительства (федерального бюджета) и региональных бюджетно-налоговых систем. В связи с этим возникает необходимость решения таких проблем, как реализация принципов разделения полномочий в финансовой сфере между федеральными и региональными органами государственной власти, создание действенного механизма бюджетных взаимоотношений между ними, а также между субъектами Федерации и органами местного самоуправления. При этом определяющим фактором является сохранение целостности государства.
Бюджетный федерализм представляет собой систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Основной принцип указанных отношений – сочетание общегосударственных и региональных интересов, включая интересы местных бюджетов. К сожалению, в российских законодательных актах определение бюджетного федерализма отсутствует.
В мировой практике общепринятыми принципами бюджетного федерализма являются: разграничение полномочий между всеми уровнями власти по расходам; наделение соответствующих органов власти достаточными для реализации этих полномочий фискальными ресурсами; сглаживание вертикальных и горизонтальных дисбалансов с помощью системы бюджетных трансфертов с целью предоставления на всей территории страны определенного стандарта государственных услуг.
Особенностью российского бюджетного федерализма является наличие значительного разрыва в уровне бюджетной обеспеченности субъектов Федерации. Центральные органы, осуществляя функции макроэкономического регулирования и перераспределения ВВП, сосредоточивают у себя наиболее важные налоговые доходы, ослабляя доходную базу территориальных бюджетов. Проблема вертикальной несбалансированности решается, в частности, и путем долевого участия разных уровней власти в федеральных налогах и межбюджетными трансфертами.
Горизонтальная несбалансированность бюджетов системы возникает вследствие различий экономического потенциала территориальных единиц. При этом горизонтальная несбалансированность проявляется как в различиях налоговых баз территорий, так и в разных потребностях и стоимости предоставляемых государственных услуг.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в целях обеспечения сбалансированности территориальных бюджетов используются следующие формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета: финансовая помощь бюджетам в форме дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, субсидии (из Федерального фонда софинансирования расходов), субвенции (из Федерального фонда компенсаций), ссуды, бюджетные кредиты.
Структура межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета в 2010 г. представлена в таблице 2.
Федеральные налоги поступают на счета федерального казначейства и лишь затем делятся по установленным в федеральном законодательстве пропорциям между уровнями бюджетной системы.
- Содержание
- Календарно-тематический план дисциплины «налоги и налогообложение»
- Учебная программа дисциплины «налоги и налогообложение»
- Тема 1. Общая характеристика налоговой системы России
- 1.1. Сущность и функции налогов. Принципы построения налоговой системы
- 1.2. Виды налогов и сборов в Российской Федерации
- 1.3. Налоговые органы. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов
- 1.4. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- 1.5. Налоговое администрирование: содержание, формы, методы
- Тема 2. Федеральные налоги и сборы
- 2.1. Налог на добавленную стоимость
- 2.2. Акцизы
- 2.3. Налог на доходы физических лиц
- 2.4. Налог на прибыль организаций
- 2.5. Налог на добычу полезных ископаемых
- 2.6. Водный налог
- 2.7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- 2.8. Государственная пошлина
- Тема 3. Региональные налоги
- 3.1. Налог на имущество организаций
- 3.2. Транспортный налог
- Тема 1. Общая характеристика налоговой системы россии
- 1.1. Сущность и функции налогов. Принципы построения налоговой системы
- Основные термины налогообложения
- Межбюджетные трансферты из Федерального бюджета в 2010 г.*
- 1.2. Виды налогов и сборов в Российской Федерации
- 1.3. Налоговые органы. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов
- Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
- 1.4. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- Элементы налогового правонарушения
- Виды налоговых правонарушений, совершенных налогоплательщиками и иными лицами, и ответственность за их совершение
- 1.5. Налоговое администрирование: содержание, формы и методы
- Контрольные вопросы.
- Тема 2. Федеральные налоги и сборы
- 2.1. Налог на добавленную стоимость
- Объекты ндс
- Место реализации товаров (работ, услуг)
- 2.2. Акцизы
- Состав подакцизных товаров
- Продукция, освобождаемая от налогообложения акцизом
- Плательщики акциза
- Объект налогообложения
- Операции, освобождаемые от налогообложения
- Ставки акцизов
- Налоговая база
- Порядок исчисления акцизов
- Сроки уплаты акцизов и предоставления отчетности
- 2.3. Налог на доходы физических лиц
- Налоговые ставки
- Налоговые вычеты
- Нормативы затрат при определении имущественного вычета
- Порядок исчисления и уплаты
- Налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой
- Декларирование доходов
- 2.4. Налог на прибыль организаций
- 2.5. Налог на добычу полезных ископаемых
- Четыре модели обложения ндпи
- Вопросы для самопроверки
- 2.6. Водный налог
- 2.7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Плательщики сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- 2.8. Государственная пошлина
- Характеристика государственных пошлин
- Размер (ставки) государственной пошлины
- Контрольные вопросы:
- Задания
- Тема 3. Региональные налоги
- 3.1. Налог на имущество организаций
- 3.2. Транспортный налог
- Базовые ставки транспортного налога и действующие в Москве в 2010 году
- Тема 4. Местные налоги
- Разграничение компетенций федерального и муниципального законодательств при установлении местных налогов
- 4.1. Земельный налог
- Ставки земельного налога
- 4.2. Налог на имущество физических лиц
- Ставки налога на имущество физических лиц
- Тема 5. Специальные налоговые режимы
- 5.1. Упрощенная система налогообложения
- 5.2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (енвд)
- Контрольные вопросы
- Список литературы Основной
- Дополнительный
- Интернет-ресурсы
- 117997, Москва, Стремянный пер., 36,