4.4. Управление запасами
После изучения вопросов управления оборотными активами в целом необходимо рассмотреть особенности управления отдельными составляющими оборотных активов. Одной из важнейших составляющих оборотных активов, имеющих значительный удельный вес в их общей величине, являются запасы. Управление запасами требует решения следующих задач:
определения необходимого объема финансовых средств, вложенных в формирование товароматериальных ценностей;
минимизации текущих затрат по обслуживанию запасов;
обеспечения своевременного вовлечения в хозяйственный оборот излишних запасов товароматериальных ценностей.
Объем финансовых ресурсов, необходимых для формирования запасов, определяется расчетом потребности в отдельных видах запасов и практически сводится к расчету нормативов собственных оборотных средств по каждому виду запасов (текущие, сезонные, целевого назначения) по формуле:
ФРз = СР Нз – КЗ,
где ФРз – объем финансовых ресурсов; СР – среднесуточный запас определенного вида в стоимостной форме; Нз – норма запаса в днях; КЗ – средняя сумма кредиторской задолженности по расчетам за приобретение товароматериальных ценностей данного вида. Детально нормирование оборотных средств рассмотрено в дисциплине «Экономическое управление организацией».
Минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов является оптимизационной задачей, решаемой в процессе нормирования запасов. Для производственных запасов задача сводится к определению оптимального размера партии поставки сырья и материалов. Чем больше размер партии, тем ниже относительный размер текущих затрат по размещению заказа, до-ставке и приемке. При этом растет величина текущего запаса, т. е. увеличивается размер средств, вложенных в оборотные средства.
Расчет оптимального размера партии поставки осуществляется по формуле, известной как модель Уилсона:
где Зг – необходимый объем закупок соответствующего сырья или материалов на год; ТЗ1 – размер текущих затрат по размещению заказа, его доставке и приемке в расчете на одну партию; ТЗ2 – размер текущих затрат по хранению единицы запаса.
Графически влияние размера партии поставки на величину запаса может быть представлено на рис. 4.3.
Как видно из рисунка, увеличение размера партии поставки приводит к росту среднего размера запаса и периода его расхода, а также к росту затрат на хранение запаса и потребности в оборотных активах, связанных в этих запасах.
Для запаса готовой продукции задача сводится к определению оптимального размера партии производимой продукции. Он определяется по модели Уилсона, в которой ТЗ1 – это текущие затраты организации на переналадку оборудования и подготовку производства, а ТЗ2 – это затраты по хранению готовой продукции. Расчеты корректируются с учетом минимальной нормы отгрузки (ж. д. или автомобильным транспортом), создания страхового запаса, альтернатив в выборе средств транспортировки и других условий.
Рис. 4.3. Влияние размера партии поставки на величину запаса
Обеспечение своевременного вовлечения в хозяйственный оборот излишних запасов товароматериальных ценностей осуществляется на основе мониторинга текущей финансовой деятельности. Основной целью является высвобождение финансовых средств, связанных в сверхнормативных запасах.
Размер высвобождаемых финансовых средств определяется по формуле:
ФСв = Зн – Зф = (Нн – Нф) СР,
где Зн – норматив запасов, тыс. р.; Зф – фактическая величина запасов, тыс. р.; Нн – норма запаса, дни; Нф – фактический размер запаса, дни.
- Финансовый менеджмент
- 1. Введение в финансовый менеджмент
- Понятие, цель, задачи, предмет, метод и эволюция финансового
- 1.2. Концепции финансового менеджмента
- 1.3. Финансовые инструменты, приемы и методы финансового
- 1.4. Информационная база финансового менеджмента
- 1.5. Математическое обеспечение финансового менеджмента
- Отсюда:
- 2. Финансовый механизм организации
- 2.1. Показатели финансовой деятельности организации
- 2.2. Эффект финансового рычага (первая и вторая концепции)
- 2.3. Рациональная заемная политика организации
- 2.4. Эффект операционного рычага
- 2.5. Взаимодействие финансового и операционного рычагов
- 2.6. Дивидендная политика и развитие организации
- 3. Стратегия финансового менеджмента
- 3.1. Инвестиционная стратегия организации
- 3.2. Инвестиционный анализ и методы отбора инвестиционных проектов
- 4. Тактика финансового менеджмента
- 4.1. Основы ценовой политики организации
- 4.2. Оперативное управление оборотными активами
- 4.3. Политика комплексного оперативного управления оборотными
- 4.4. Управление запасами
- 4.5. Управление дебиторской задолженностью
- 4.6. Управление денежными активами
- Список литературы
- Оглавление
- Финансовый менеджмент
- 1 97376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5