24. Специальные защитные меры и меры по обеспечению добросовестной конкуренции. Экономический смысл, цели и экономическое обоснование применения защитных мер.
Специальные защитные меры (СЗМ) – меры по ограничению возросшего импорта товаров, которые применяются на временной основе, когда иностранные товары ввозятся в таком количестве и таких условиях, которые причиняют или могут причинить ущерб отрасли экономики, производящей аналогичный товар.
Нормы, регулирующие СЗМ:
Статья № 19 ГАТТ «Соглашение по применению защитных мер»
+ соглашение по защитным мерам.
Основные элементы в СЗМ:
-
Возросший импорт
-
Серьезный ущерб
-
Причинно-следственная связь
Предпосылки, лежащие в основе СЗМ:
Наряду с либерализацией торговли и связыванием тарифов предоставляют возможность отойти от своих обязательств (политический мотив);
Ряд отраслей может оказаться в ситуации, когда не могут конкурировать с иностранными отраслями. Поэтому им нужно время для адаптации (экономическая предпосылка);
Использование СЗМ по социальным соображениям.
Требования к применению СЗМ:
Общие:
-
Введение меры только после проведения расследования;
-
Предоставление возможности заинтересованным лицам высказаться;
-
Применение меры при наличии доказательств.
Основные элементы СЗМ:
-
Возросший импорт – в относительных показателях на основе предыдущего периода (не менее 3 лет);
-
Серьезный ущерб – значительное ухудшение показателей деятельности предприятий: доля на внутреннем рынке, занятый импортом, объем производства, продаж, производительность, загрузка промышленных мощностей, уровень прибыли, рентабельность, количество занятых.
Важное условие:
СЗМ применяется ко всем странам.
Серьезный ущерб серьезнее материального ущерба.
Нужно обращать внимание на все факторы, ни один не может быть решающим.
Угроза ущерба.
Замедление создание отрасли – таких расследований в мире было всего 2.
Причинно-следственная связь – ущерб вызван возросшим импортом. Основной критерий – импортные цены. Цены импортных товаров < цены отечественных, тогда отечественные предприятия вынуждены понизить цены или сдержать рост цен.
Наличие других факторов, кроме импорта – ситуация в стране, на фирме и т.п.
Необходимо представить план адаптации отрасли.
СЗМ применяется на временной основе ( максимальный срок – 4 года с возможностью продления на 8 лет).
СЗМ наряду с антидемпинговыми, компенсационными мерами являются гибкими инструментами протекционизма из-за невозможности конкретного определения возросшего импорта, серьезного ущерба и т.п.
Статистика: 1995-2007 гг. проведено 82 расследования, введено 82 меры.
2002-2003 гг. – пик расследований.
Лидер – Индия (9 мер),
США, Иордания – 6 мер,
ЧИЛИ, Турция – 7 мер.
Популярны в странах НИС.
Меры по обеспечению добросовестной конкуренции
СЗМ не связаны с недобросовестной конкуренции.
Антидемпинговые и компенсационные меры противодействуют недобросовестной конкуренции. (Подробно должны разбираться в других вопросах).
+++++++++++++++++
Основные условия введения специальных защитных мер
Элементы процедуры Условия
Определение ущерба
Должны быть приняты во внимание все значимые экономические факторы, такие, как объемы и динамика импорта, производства, продаж, производительности труда, занятость и пр. Должна быть установлена причинно-следственная связь между ущербом и импортом
Расследование
Процедуры расследования должны быть установлены до его начала. Заинтересованные стороны должны иметь возможность предоставить свою точку зрения. Результаты расследования должны быть опубликованы
Продолжительность мер
Первоначально до четырех лет, возможность продления до восьми лет
Объем импортных квот
Как правило, не может быть ниже среднего за последние три года, предшествующие расследованию
Запрет на возобновление
Меры после истечения срока их применения не могут быть введены повторно в течение срока, равного сроку их применения, или в течение двух лет
Прогрессивная либерализация
Если продолжительность меры превышает один год, она должна постепенно быть либерализована. Если мера действует более трех лет, член ВТО обязан пронести расследование с целью возможного пересмотра меры
ВТО запрещает заключение соглашений о самоограничении экспорта или иных соглашений, имеющих аналогичный эффект. Исключение из этого правила касается торговли текстилем и одеждой. Соответствующее соглашение ВТО предусматривает возможность сохранения количественных ограничений торговли этими товарами до 2005 года.
В то время, как "защитные" действия, предпринимаемые в соответствии со статьей XIX. рассматриваются как защита от ущерба в результате "честной" конкуренции н торговли, предпринимаемые в рамках Статьи VI ГАТТ действия по компенсации ущерба, нанесенного в результате демпинга или субсидирования экспорта, обычно характеризуются как ответ на "нечестную" торговлю.
Россия является объектом существенного числа антидемпинговых процедур. Поэтому, на примере Статьи VI ГАТТ рассмотрим, каков механизм введения антидемпинговых мер.
В соответствии с этим соглашением члены ВТО предоставляют товарам, поставляемым другими членами на их территорию, режим наибольшего благоприятствования и национальный режим в том, что касается применения стандартов и сертификации. Кроме того, члены ВТО обязаны в максимально возможной степени использовать международные стандарты, например, выработанные Международной организаций по стандартизации (ISO), Международной комиссией по электротехнике (IEC), Программой продовольственных стандартов ФАО/ВОЗ "Кодекс Алиментариус". Как общее правило, стандарты и процедуры сертификации не должны создавать препятствие торговле, должны быть транспарентны и открыты для ознакомления.
Меры по защите внутреннего рынка
Несмотря на то, что член ВТО берет на себя ряд важных обязательств по открытию национального рынка, и в частности, по связыванию импортного тарифа и применению национального режима в отношении импортируемых товаров, ГАТТ предусматривает возможность применения селективных мер защиты рынка:
-
специальных защитных мер в случае резкого роста импорта,
-
антидемпинговых мер в случае импорта по демпинговым ценам,
-
компенсационных мер в случае использования неразрешенных ВТО субсидий.
Общие принципы применения мер селективной защиты рынка
-
меры могут применяться только после расследования, которое носит квази-судебный характер,
-
все заинтересованные стороны (экспортеры, импортеры, правительства стран экспортеров и другие) должны иметь право изложить точку зрения по существу дела, и их точка зрения должна приниматься во внимание,
-
меры могут применяться только в случае доказательства резкого роста импорта (демпинга, субсидируемого ввоза) и существенного ущерба или угрозы ущерба от такого импорта,
-
меры могут быть введены только в таком объеме и на такой срок, которые необходимы для устранения ущерба или его угрозы.
Статья XIX ГАТТ (защитные меры, англ. - safeguards) позволяет членам ВТО прибегать к чрезвычайным действиям, необходимым для предотвращения или возмещения серьезного ущерба национальным производителям, который является или мог бы быть результатом возросшего импорта продуктов, составляющих прямую конкуренцию производимой ими продукции. Такие чрезвычайные действия в основном сводятся к повышению импортных тарифов или установлению квот импорта.
+++++++++++++++++++++
В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». К ним относятся:
-
Импортные квоты
-
Специальные пошлины
-
Антидемпинговые пошлины
-
Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера
-
Компенсационные пошлины
Специальные защитные меры с точки зрения изложенной выше классификации представляют комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения
- 1. Внешнеэкономическая политика, как важнейший элемент общей экономической политики государства, ее значение и цели.
- 2. Теории международной торговли. Международное разделение труда и факторов производства.
- 3. Виды вэс.
- 4. Состояние внешней торговли рф. Товарная и географическая структура.
- 5. Понятия торгового режима и торговой политики. Основные элементы торгового режима.
- 6. Понятие протекционизма.
- 7. Понятие либерализма. Теории свободы торговли в международной торговле
- 8. Экономические методы регулирования вэс.
- 9. Административные методы регулирования вэс.
- 10.Тарифные инструменты торговой политики
- 11. Нетарифные инструменты торговой политики
- 12. Таможенные пошлины. Экономический смысл, виды таможенных пошлин.
- 13. Понятие таможенного тарифа. Виды таможенных тарифов. Таможенные тарифы и международные обязательства.
- Виды тарифов
- Международные обязательства
- 14. Понятие эффективного тарифа. Тарифная эскалация.
- 15. Товарная номенклатура вэд.
- 16. Определение таможенной стоимости товара. Методы.
- 17. Страна происхождения товара. Тарифные преференции.
- 18. Таможенные платежи Таможенные платежи
- 19. Таможенные режимы.
- Экономические:
- Завершающие:
- Специальные:
- 20. Экономический смысл и практика применения количественных ограничений.
- 21. Лицензирование вэд
- 22. Технические барьеры. Экономический и торгово-политический смысл. Технический регламенты и стандарты.
- 23. Санитарные и фито-санитарные меры во внешней торговле
- 24. Специальные защитные меры и меры по обеспечению добросовестной конкуренции. Экономический смысл, цели и экономическое обоснование применения защитных мер.
- 25. Уругвайский раунд мтп
- 26. История создания вто. Причины создания. Различия гатт и вто.
- 27. Организационная структура вто. Принципы членства и обязательства участников вто.
- 28. Основные принципы международной торговли, зафиксированные в соглашениях вто.
- 29. Основные функции вто.
- 30. Режим наибольшего благоприятствования, изъятия.
- 31. Национальный режим, исключения
- 32. Транспарентность
- 33. Структура многосторонних соглашений системы вто.
- 34. Защитные меры во внешней торговле: виды, особенности и порядок проведения расследования.
- 35. Меры внешнеэкономической политики, направленные на обеспечение добросовестной конкуренции.
- 36. Понятие и механизм демпинга. Нормальная стоимость. Демпинговая маржа.
- 37. Субсидии и компенсационные меры. Классификация промышленных субсидий.
- 38. Специальные защитные меры
- 39. Меры регулирования в области международного движения капитала. Правила оэср. Соглашение триМс.
- 40. Основные категории услуг в международной торговле услугами. Классификация услуг в гатс.
- 41. Способы поставки услуг в международной торговле
- 42. Распространение общих принципов вто на международную торговлю услугами. Гатс
- 43. Основные категории объектов интеллектуальной собственности
- 44. Международные торговые конфликты. Общие принципы разрешения. Дрс
- 45. Процедура разрешения торговых конфликтов в рамках вто.
- 46. Особенности и перспективы развития внешнеэкономической политики России
- 47. Проблемы включения рф в систему многосторонних обязательств
- 48. Процесс присоединения России к вто
- 49. Федеральный закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
- 50. Регулирование иностранных инвестиций в рф.
- Национально-правовое регулирование инвестиций в рф
- 51. Состояние иностранных инвестиций в российской экономике
- 52. История взаимоотношений рф с гатт/вто. Текущее состояние переговорного процесса.
- 53. Формирование системы многосторонних обязательств в области прав интеллектуальной собственности. Соглашение триПс.
- 54. Техническое регулирование в рф
- 55. Особенности регулирования торговли сельскохозяйственной продукцией