logo search
УМК Налоговое администрирование ФГОС

4.1. Лекции

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ

Реализация Федеральной целевой программы «Реформирова­ние налоговых органов», проводимая в настоящее время в Рос­сии, способствует повышению эффективности экономического развития налогового администрирования.

Ре­формирование налоговых отношений не может привести к положи­тельным результатам, если не будет достигнут 100-процентный уровень собираемости налогов. А этот показатель, в свою очередь, не может быть достигнут без эффективного налогового админис­трирования.

Сложившаяся в России экономическая ситуация требует от налоговой системы решения проблем своевременного пополне­ния государственного бюджета, его сбалансированности по дохо­дам и расходам, сокращения дефицита и внешнего долга, обеспе­чения финансирования федеральных и региональных потребнос­тей. Обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей приоритетной задачей российских налоговых органов.

Положения ст. 57 Конституции Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Но для исполнения закона недостаточно издать соответствующие юридические нормы. Закон, в котором закреплены воля государства, является только абстрактной нормой. Для его исполнения необходимы управляющие и контролирующие действия государства. Их то и осуществляют уполномоченные органы, управляющие и работающие непосредственно с организациями и людьми, а через них управляющие имуществом, работами, услугами и общественными процессами.

Современное развитие общественно-экономических отношений в совокупности с реформированием налоговой системы требует:

- повышения поступления налогов,

-упрощения налогового учета,

-стабильности и эффективности налоговой системы в целом.

К сожалению, в России нет нормативно-правовых актов, регламентирующих конкретно налоговое администрирование.

Исследование вопросов налогового администрирования находится только на начальной стадии в правовой науке. В современных официальных документах определение термину "налоговое администрирование" не дается. Сам термин "налоговое администрирование" зачастую встречается в контексте его совершенствования и улучшения.

Под администрированием толковые словари, как правило, понимают управление посредством приказов и распоряжений.

В советской науке понятие администрирования доходов впервые прозвучала в работе С.В. Запольского: "...под администрированием государственных доходов следует понимать деятельность по обеспечению возникновения, исполнения финансовых обязательств и мобилизации в бюджет предусмотренных законом денежных доходов государства" (Запольский С.В. О системе органов, администрирующих государственные доходы // Субъекты советского административного права: Сб. науч. трудов СЮИ. Свердловск, 1985. С. 148).

Понятие налогового администрирования отражено в работах ученых-экономистов А.З. Дадашева, В.А. Красницкого, А.В. Лобанова, И.А. Перонко.

По мнению И.А. Перонко и В.А. Красницкого, "налоговое администрирование - это система управления государством налоговыми отношениями. Налоговые отношения являются предметом налогового администрирования" (Перонко И.А., Красницкий В.А. Налоговое администрирование // Налоговый вестник. 2000. N 10. С. 22).

Единое для всех мнение, что Н/А – система управления налоговым процессом в государстве.

Учитывая современные условия российской политики и экономики наиболее оптимальным будет следующее определение: Налоговое администрирование - это регламентированная законами и другими правовыми актами организационная, управленческая деятельность уполномоченных государственных органов и других уполномоченных законами субъектов по обеспечению возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности и обеспечению поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Элементы налогового администрирования:

- контроль соблюдения налогового законодательства налогоплтаельщиками (главный элемент, содержание - налоговые проверки)

- контроль реализации и исполнения налогового законодательства налоговыми и иными контролирующими органами (внутриведомственный контроль)

- организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности (структура, функции, налоговых органов, разработка и содержание отчетности, порядок регулирования налоговых платежей, применение налоговых санкций, планирование и прогнозирование налоговых платежей)

Основными признаками администрирования налогов являются:

- подзаконность, осуществляемая во исполнение и на основании закона, направленная на достижение целей в рамках существующего правопорядка;

- процессуальный характер деятельности;

- возможность самостоятельно осуществлять меры принуждения в административном порядке, а также меры налоговой ответственности;

- вторичность по отношению к законодательной деятельности;

- юридическое неравенство субъектов;

- упорядоченность и постоянно осуществляемый контроль.

Изложенное позволяет сделать вывод, что администрирование налогов - деятельность исполнительно-распорядительного типа, осуществляемая органами государственного управления на основании и во исполнение закона.

Цели налогового администрирования

- социально-экономическая стабильность общества и государства

- бесперебойное финансирвание процесса гос. и муницип. управления.

Задачи налогового администрирования:

- выполнение налоговой политики, т.е. тех задач, которые стоят перед государством на настоящем этапе;

- исполнение налогоплательщиками налоговой обязанности;

- укрепление налоговой дисциплины;

- упорядочение налоговых отношений.