4.5. Управление дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность возникает в результате несовпадения срока передачи права собственности на приобретаемую продукции и срока ее оплаты. Наличие дебиторской задолженности приводит к дополнительной потребности организации в оборотных средствах. На уровень дебиторской задолженности влияют следующие факторы:
оценка и классификация покупателей с учетом видов продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, условий оплаты;
контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;
анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.
В основе управления дебиторской задолженностью лежат два подхода. Первый подход предполагает сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при выборе политики реализации продукции. Этот подход достаточно детально рассмотрен в 4.2. Второй подход требует сравнения и оптимизации величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженности с учетом уровня кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходов и расходов по инкассации.
Одним из основных вопросов управления оборотным капиталом является оценка реального состояния дебиторской задолженности. Оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками ее возникновения. Алгоритм оценки приведен в табл. 4.3.
Таблица 4.3
Сроки возникновения дебиторской задолженности, дни | Величина дебиторской задолженности, тыс. р. | Удельный вес в общей сумме, % | Вероятность безнадежных долгов, % | Величина безнадежных долгов, тыс. р. | Реальная величина задолженности |
0…30 | 1000 | 43,82 | 2 | 20,0 | 980,0 |
30…60 | 600 | 26,29 | 4 | 24,0 | 576,0 |
60…90 | 500 | 21,91 | 7 | 35,0 | 465,0 |
90…120 | 100 | 4,38 | 15 | 15,0 | 85,0 |
120…150 | 50 | 2,19 | 25 | 12,5 | 37,5 |
150…180 | 20 | 0,88 | 50 | 10,0 | 10,0 |
180…360 | 10 | 0,44 | 75 | 7,5 | 2,5 |
>360 | 2 | 0,09 | 95 | 1,9 | 0,1 |
Итого: | 2282 | 100 | 5,52 | 125,9 | 2156,1 |
Вероятность безнадежных долгов в целом определяется как отношение итога графы 5 к итогу 2:
Чтобы максимизировать приток денежных средств, организация должна разрабатывать различные виды договоров с гибкими условиями оплаты и ценообразования (предоплата, частичная предоплата до передачи на реализацию, банковские гарантии, скидки и т. д.).
Предложение скидок целесообразно в ситуациях, когда скидки:
приводят к увеличению объема продаж и общей прибыли;
интенсифицируют приток денежных средств в условиях их дефицита в организации;
устанавливаются при ускорении сроков оплаты отгруженной продукции.
Важным направлением управления дебиторской задолженностью является также регулирование соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями.
- Финансовый менеджмент
- 1. Введение в финансовый менеджмент
- Понятие, цель, задачи, предмет, метод и эволюция финансового
- 1.2. Концепции финансового менеджмента
- 1.3. Финансовые инструменты, приемы и методы финансового
- 1.4. Информационная база финансового менеджмента
- 1.5. Математическое обеспечение финансового менеджмента
- Отсюда:
- 2. Финансовый механизм организации
- 2.1. Показатели финансовой деятельности организации
- 2.2. Эффект финансового рычага (первая и вторая концепции)
- 2.3. Рациональная заемная политика организации
- 2.4. Эффект операционного рычага
- 2.5. Взаимодействие финансового и операционного рычагов
- 2.6. Дивидендная политика и развитие организации
- 3. Стратегия финансового менеджмента
- 3.1. Инвестиционная стратегия организации
- 3.2. Инвестиционный анализ и методы отбора инвестиционных проектов
- 4. Тактика финансового менеджмента
- 4.1. Основы ценовой политики организации
- 4.2. Оперативное управление оборотными активами
- 4.3. Политика комплексного оперативного управления оборотными
- 4.4. Управление запасами
- 4.5. Управление дебиторской задолженностью
- 4.6. Управление денежными активами
- Список литературы
- Оглавление
- Финансовый менеджмент
- 1 97376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5