logo search
Studmed

Дивидендная политика

Бланк.Финансовая стратегия предприятия

Термин "дивидендная политика" связан с распреде­лением прибыли в акционерных обществах. Однако рас­сматриваемые в этом разделе принципы и методы распре­деления прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организаци­онно-правовой формы деятельности (в этом случае менять­ся будет только терминология — вместо терминов акция и дивиденд будут использоваться термины пай, вклад и при­быль на вклад; механизм же выплаты доходов собственни­кам останется таким же). Распределение прибыли в акцио­нерном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант и поэтому избран для рассмотрения всех ас­пектов этого механизма. В принципе же в более широ­ком трактовании под термином "дивидендная политика" можно понимать механизм формирования доли при­были, выплачиваемой собственнику, в соответствии с до­лей его вклада в общую сумму собственного капитала пред­приятия. Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стои­мость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие. Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: диви­дендная политика предприятия представляет собой составную часть общей политики управления формированием его финан­совых ресурсов, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой частями прибыли с целью максимизации рыночной стоимости предприятия. Стратегический финансовый менеджмент выделяет три подхода к формированию дивидендной политики — "консервативный", "умеренный" ("компромиссный") и "агрессивный". Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (табл. 8.1). Таблица 8.1 Основные типы дивидендной политики акционерного общества

1. Остаточная политика дивидендных выплат предпола­гает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в форми­ровании собственных финансовых ресурсов, обеспечиваю­щих в полной мере реализацию инвестиционных возмож­ностей предприятия. Если по имеющимся инвестици­онным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала (или другой избранный критерий, например, коэффициент фи­нансовой рентабельности), то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отло­женного дохода) собственников. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных воз­можностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная поли­тика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности. 2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяже­нии продолжительного периода (при высоких темпах ин­фляции сумма дивидендных выплат корректируется на ин­декс инфляции).

Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет ста­бильность котировки акций на фондовом рынке. Не­достатком же этой политики является ее слабая связь с фи­нансовыми результатами деятельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того, чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относи­тельно низком уровне, что и относит данный тип диви­дендной политики к категории консервативной, миними­зирующей риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных темпов прироста соб­ственного капитала. 3. Политика минимального стабильного размера диви­дендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика "экстра-дивиденда") по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее пре­имуществом является стабильная гарантированная выпла­та дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансо­выми результатами деятельности предприятия, позволяю­щей увеличивать размер дивидендов в периоды благопри­ятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом Уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная Политика дает наибольший эффект на предприятиях с не­стабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыноч­ная стоимость. 4. Политика стабильного уровня дивидендов преду­сматривает установление долгосрочного нормативного ко­эффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на по­требляемую и капитализируемую ее части). Преиму­ществом этой политики является простота ее формиро­вания и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является неста­бильность размеров дивидендных выплат на акцию, опре­деляемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыноч­ной стоимости акций по отдельным периодам, что препят­ствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики (она "сигнализи­рует" о высоком уровне риска хозяйственной деятельнос­ти данного предприятия). Даже при высоком уровне ди­видендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зре­лые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства. 5. Политика постоянного возрастания размера диви­дендов (осуществляемая под девизом — "никогда не сни­жай годовой дивиденд") предусматривает стабильное воз­растание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установлен­ном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде (на этом принципе построена "Модель Гордона", определяющая рыночную стоимость акций таких ком­паний). Преимуществом такой политики является обес­печение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциаль­ных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостат­ком же этой политики является отсутствие гибкости ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности — если темп роста коэффициента дивиден­дных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных вып­лат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестицион­ная активность предприятия сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях). Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие 1 акционерные компании — если же эта политика не под- креплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству. Различные типы дивидендной политики акционерной компании проиллюстрированы на графике, представлен­ном на рис. 8.3.

Рисунок 8.3. Динамика размера дивидендов на одну акцию при различных типах дивидендной политики. С учетом рассмотренных принципов дивидендная по литика акционерного общества формируется по следующим основным этапам (рис. 8.4).

Рисунок 8.4. Последовательность формирования дивидендной политики акционерного общества. Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определя­ющих эту политику. В практике финансового менеджмен­та эти факторы принято подразделять на четыре группы: 1. Факторы, характеризующие инвестиционные возмож­ности предприятия. К числу основных факторов этой груп­пы относятся: а) стадия жизненного цикла компании (на ранних ста­диях жизненного цикла акционерная компания вы­нуждена больше средств инвестировать в свое раз­витие, ограничивая выплату дивидендов); б) необходимость расширения акционерной компа­нией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направ­ленной на расширенное воспроизводства основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает); в) степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (от­дельные подготовленные проекты требуют ускорен­ной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концен­трации собственных финансовых ресурсов в эти пе­риоды). 2. Факторы, характеризующие возможности формиро­вания финансовых ресурсов из альтернативных источников. В этой группе факторов основными являются: а)достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде; б)стоимость привлечения дополнительного акционер­ного капитала; в)стоимость привлечения дополнительного заемного капитала; г)доступность кредитов на финансовом рынке; д)уровень кредитоспособности акционерного обще­ства, определяемый его текущим финансовым со­стоянием. 3.Факторы, связанные с объективными ограничениями. К числу основных факторов этой группы относятся: а)уровень налогообложения дивидендов; б)уровень налогообложения имущества предприятий; в)достигнутый эффект финансового левериджа, обу­словленный сложившимся соотношением использу­емого собственного и заемного капитала; г)фактический размер получаемой прибыли и коэф­фициент рентабельности собственного капитала. 4.Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть выделены: а)конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в пери­од подъема конъюнктуры эффективность капитали­зации прибыли значительно возрастает); б)уровень дивидендных выплат компаниями-конку­рентами; в) неотложность платежей по ранее полученным кре­дитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат); г) возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому "сбросу" акционе­рами, что увеличивает риск финансового захвата ак­ционерной компании конкурентами). Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший пер­спективный период. Механизм распределения прогнозируемой прибыли акционерного общества в соответствии с избранным ти­пом дивидендной политики предусматривает такую пос­ледовательность действий: • На первом этапе из суммы прогнозируемой чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязатель­ные отчисления в резервный и другие обязательные фон­ды специального назначения, предусмотренные уставом общества. "Очищенная" сумма чистой прибыли представ­ляет собой так называемый "дивидендный коридор", в рамках которого реализуется соответствующий тип диви­дендной политики. • На втором этапе оставшаяся часть прогнозируемой чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной политики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей является формирование фонда производственного разви­тия и наоборот. • На третьем этапе сформированный за счет прогно­зируемой прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества (предусматривающий дополни­тельное материальное стимулирование работников и удов­летворение их социальных нужд). Основой такого распре­деления является избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективно­му договору. Определение прогнозируемого уровня дивидендных выплат на одну простую акцию осуществляется по формуле: Прогнозируемый уровень дивидендных вы­плат на одну акцию = (Прогнозируемый фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики - Фонд выплат дивидендов владельцам привиле­гированных акций (по предусматриваемому их уровню)) / Количество простых акций, эмитированных акционерным обществом. Важным этапом формирования дивидендной полити­ки является выбор форм выплаты дивидендов. Основны­ми из таких форм являются: 1. Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наиболее простая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат. 2. Выплата дивидендов акциями. Такая форма предус­матривает предоставление акционерам вновь эмитирован­ные акции на сумму дивидендных выплат. Она представляет интерес для акционеров, менталитет которых ориентиро­ван на рост капитала в предстоящем периоде. Акционеры, предпочитающие текущий доход, могут продать в этих це­лях дополнительные акции на рынке. 3. Автоматическое реинвестирование. Эта форма вы­платы предоставляет акционерам право индивидуального выбора — получить дивиденды наличными, или реивестировать их в дополнительные акции (в этом случае акцио­нер заключает с компанией или обслуживающей ее бро­керской конторой соответствующее соглашение). 4. Выкуп акций компанией. Он рассматривается как одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответст­вии с которой на сумму дивидендного фонда компания ску­пает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер при­были на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент Дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использования дивидендов требует согласия акционеров. Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели: а) коэффициент дивидендных выплат. Он рассчитыва­ется по формулам: Коэффициент дивидендных виплат = Фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики / Сумма чистой прибыли акционерного общества. или Коэффициент дивидендных виплат = сумма дивидендов, выплачиваемых на одну ак­цию / Сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию. б) коэффициент соотношения цены и дохода по акции. Он определяется по формуле: Коэффициент соотношения цены и дохода по акции = Рыночная цена одной акции / Сумма дивидендов, выплаченных на одну ак­цию. При оценке эффективности разработанной дивиденд­ной политики могут быть использованы также показатели динамики рыночной стоимости акций.