logo
Studmed

Система информационного обеспечения стратегического финансового анализа

Бланк.Финансовая стратегия предприятия

Информационная система (или система информационного обеспечения) стратегического финансового анализа представ­ляет собой функциональный комплекс, обеспечивающий про­цесс целенаправленного подбора соответствующих информа­тивных показателей для исследования финансовой среды Функционирования предприятия и оценки его стратегической финансовой позиции по всем основным аспектам финансо­вой деятельности. Содержание системы информационного обеспече­ния стратегического финансового анализа, ее широта и глубина определяются отраслевыми особенностями дея­тельности предприятий, их организационно-правовой фор­мой функционирования, объемом и степенью диверсифи­кации финансовой деятельности и рядом других условий. Конкретные показатели этой системы формируются за счет как внешних (находящихся вне предприятия), так и внут­ренних источников информации. В разрезе каждой из групп этих источников вся совокупность показателей, включаемых в информационную систему стратегического финансового анализа, предварительно классифицируется. Система показателей информационного обеспечения стратегического финансового анализа, формируемых из внешних источников, делится на четыре основные группы (рис. 3.7). 1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Система информативных показателей этой группы служит основой проведения анализа и про­гнозирования условий внешней финансовой среды функ­ционирования предприятия. Формирование системы пока­зателей этой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики. Показатели, входящие в состав первой группы, под­разделяются на два блока. В первом блоке — "Показатели макроэкономического развития " — содержатся следующие основные информа­тивные показатели, используемые в процессе стратегичес­кого финансового анализа: а) темп роста внутреннего валового продукта и нацио­нального дохода; б) объем эмиссии денег в аналитическом периоде; в) денежные доходы населения; г) вклады населения в банках; д) индекс инфляции; е) учетная ставка центрального банка. Во втором блоке — " Показатели отраслевого разви­тия " — содержатся следующие основные информативные показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие: а) объем произведенной (реализованной) продукции, его динамика; б) общая стоимость активов предприятий, в том чис­ле оборотных; в) сумма собственного капитала предприятий; г) сумма валовой прибыли предприятий, в том числе по основной (операционной) деятельности; д) ставка налогообложения прибыли по основной де­ятельности;

Рисунок 3.7. Система показателей информационного обеспечения стратегического финансового анализа, формируемых из внешних источников. е) ставки налога на добавленную стоимость и акцизно­го сбора на продукцию, выпускаемую предприятиями от­расли; ж) индекс цен на продукцию отрасли в рассматривае­мом периоде.

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финан­сового рынка. Система информативных показателей этой группы служит для анализа эффективности формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуще­ствления краткосрочных финансовых инвестиций, привле­чения кредитов, валютных операций и некоторых других аспектов финансовой деятельности. Формирование систе­мы показателей этой группы основывается на публикациях периодических коммерческих изданий, фондовой и валют­ной биржи, а также на соответствующих электронных источниках информации. Показатели, входящие в состав второй группы, под­разделяются на три блока. В первом блоке — "Показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов фондового рынка " — со­держатся следующие основные информативные данные: а) виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций, деривативов и т.п.), обращающихся на бирже­вом и внебиржевом фондовом рынке; б) котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов; в) объемы и цены сделок по основным видам фондо­вых инструментов; г) сводный индекс динамики цен на фондовом рынке. Во втором блоке — "Показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов кредитного рынка " — со­держатся следующие основные информативные данные: а) кредитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансо­вого кредита; б) лизинговая ставка по видам лизингуемых активов; в) депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребования и сроч­ным вкладам. В третьем блоке — "Показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов валютного рынка" — со­держатся следующие информативные показатели:  а) официальный курс отдельных валют, которыми оперирует предприятие в процессе внешнеэкономической деятельности; б) курс покупки — продажи аналогичных видов ва­лют, установленный коммерческими банками. 3. Показатели, характеризующие деятельность контра­гентов и конкурентов. Система информативных показате­лей этой группы используется в основном для анализа эф­фективности формирования и использования финансовых ресурсов. Эти показатели формируются обычно в разрезе следующих блоков: "Банки"; "Лизинговые компании"; "Стра­ховые компании"; "Инвестиционные компании и фонды"; "Поставщики продукции "; "Покупатели продукции "; "Кон­куренты". Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие пуб­ликации являются обязательными), соответствующие рей­тинги с основными результативными показателями дея­тельности (по банкам, страховым компаниям), а также платные бизнес-справки, предоставляемые отдельными ин­формационными компаниями (получение такой информа­ции должно осуществляться только легальными способами). Состав информативных показателей каждого блока определяется конкретными целями осуществления страте­гического финансового анализа, перспективами партнер­ских отношений и другими условиями. 4. Нормативно-регулирующие показатели. Система этих показателей учитывается в процессе осуществления тех ас­пектов стратегического анализа, которые связаны с осо­бенностями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий. Эти показатели формируются, как правило, в разрезе двух блоков: "Нормативно-регули­рующие показатели по различным аспектам финансовой деятельности предприятия" и "Нормативно-регулирующие показатели по вопросам функционирования отдельных сег­ментов финансового рынка". Источником формирования показателей этой группы являются нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственно­го управления. Система показателей информационного обеспечения стратегического финансового анализа, формируемых из внут­ренних источников, делится на три группы (рис. 3.8).

Рисунок 3.8. Система показателей информационного обеспечения стратегического финансового анализа, формируем^ из внутренних источников. муруемых 1. Показатели финансовой отчетности предприятия. Сис­тема информативных показателей этой группы наиболее широко используется в процессе стратегического финан­сового анализа, так как дает наиболее агрегированное пред­ставление о результатах финансовой деятельности пред­приятия. Преимуществом показателей этой группы является их унифицированность, так как они базируются на общепри­нятых стандартизированных принципах учета (что позво­ляет использовать типовые технологии и алгоритмы фи­нансовых расчетов по отдельным аспектам формирования и распределения финансовых ресурсов, а также сравнивать эти показатели с другими аналогичными предприятиями); четкая регулярность формирования (в установленные нормативные сроки); высокая степень надежности (отчет­ность, формируемая на базе финансового учета, предостав­ляется внешним пользователям и подлежит внешнему аудиту). В то же время, информационная база, формируемая на основе финансового учета, имеет и определенные не­достатки, основными из которых являются: отражение ин­формативных показателей лишь по предприятию в целом (что не позволяет использовать ее при осуществлении стра­тегического анализа по отдельным сферам финансовой деятельности, центрам ответственности и т.п.); низкая пе­риодичность разработки (как правило, один раз в квартал, а отдельные формы отчетности — только один раз в год); использование только стоимостных показателей (что за­трудняет анализ влияния изменения цен на формирование финансовых ресурсов). Показатели, входящие в состав этой группы, подраз­деляются на три основных блока. В первом блоке содержатся показатели, отражаемые в 'Балансе предприятия". Этот баланс содержит два основ­ных раздела — "Актив" и "Пассив". В втором блоке содержатся показатели, отражаемые в ' Отчете о финансовых результатах" предприятия. Этот отчет включает показатели по следующим трем разделам: 1) финансовые результаты; 2) элементы операционных зат­рат; 3) расчет показателей прибыльности акций. В третьем блоке содержатся показатели, отражаемые в Отчете о движении денежных средств" предприятия.  Этот отчет построен в разрезе следующих разделов: 1) движение средств в результате операционной деятельности; 2) дви­жение средств в результате инвестиционной деятельности; 3) движение средств в результате финансовой деятельности. 2. Показатели управленческого учета предприятия. Система этой группы показателей используется для стра­тегического анализа по всем аспектам финансовой деятель­ности предприятия, а в наибольшей степени — в процессе анализа финансового обеспечения операционной его дея­тельности. Этот вид учета получает развитие в связи с переходом предприятий нашей страны к общепринятой в междуна­родной практике системе бухгалтерского учета, который позволяет существенно дополнить учет финансовый. Он представляет собой систему учета всех необходимых показа­телей, формирующих информационную базу управления, в том числе и стратегического. В сравнении с финансовым управленческий учет об­ладает следующими основными преимуществами: он отра­жает не только стоимостные, но и натуральные значения показателей (а следовательно и тенденции изменения цен на сырье, готовую продукцию и т.п.); периодичность пред­ставления результатов управленческого учета полностью соответствует потребности в информации для проведения отдельных этапов стратегического финансового анализа; этот учет может быть структуризирован в любом разрезе — по центрам ответственности, видам финансовой деятель­ности и т.п. (при одновременном агрегировании показате­лей в целом по предприятию); он может отражать отдель­ные активы с учетом темпов инфляции, стоимости денег во времени и т.п. В процессе построения системы информационного обеспечения стратегического финансового анализа управ­ленческий учет призван формировать группы показателей, отражающих объемы деятельности, сумму и состав затрат, сумму и состав получаемых доходов и других. Эти группы показателей формируются в процессе управленческого уче­та обычно по следующим блокам: а) по сферам финансовой деятельности предприятия; б) по регионам деятельности (если для предприятия ха­рактерна региональная диверсификация финансовой дея­тельности); в) по центрам ответственности (созданным на пред­приятии центрам затрат, дохода, прибыли и инвестиций). Управленческий учет строится индивидуально на каж­дом предприятии. 3. Нормативно-плановые показатели, связанные с финан­совым развитием предприятия. Эти показатели используют­ся в процессе стратегического финансового анализа для изучения контролируемых показателей финансовой дея­тельности. Они формируются непосредственно на пред­приятии по следующим двум блокам: а) система внутренних нормативов, регулирующих фи­нансовое развитие предприятия. В эту систему включаются нормативы отдельных видов активов предприятия, норма­тивы соотношения отдельных видов активов и структуры капитала, нормы удельного расхода финансовых ресурсов и затрат и т.п.; б) система плановых показателей финансового развития предприятия. В состав показателей этого блока включается вся совокупность показателей текущих и оперативных фи­нансовых планов всех видов. Построение информационной системы стратегическо­го анализа неразрывно связано с внедрением на предпри­ятиях автоматизированных информационных технологий управления финансовой деятельностью. Применение таких технологий предполагает использование разнообразного программного обеспечения, современных средств вычис­лительной техники и связи, максимальное приближение терминальных устройств по накоплению, хранению и пе­реработке информации к рабочим местам финансовых ме­неджеров. Вместе с тем, следует учесть, что высокая степень автоматизации финансовой информационной системы усиливает риск снижения ее безопасности, повышает ее уязвимость по отношению к деструктивным воздействиям конкурентов и других заинтересованных лиц. В связи с этим, внедряя на предприятии автоматизированные ин­формационные технологии управления финансовой дея­тельностью, необходимо обеспечивать соответствующие системы их защиты. Использование всех представляющих интерес показа­телей, формируемых из внешних и внутренних источни­ков, а также внедрение современных автоматизированных информационных технологий позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную систему информационно­го обеспечения стратегического финансового анализа, ори­ентированного на комплексное исследование его стратеги­ческой финансовой позиции.