Дивидендная политика
Бланк.Финансовая стратегия предприятия
Термин "дивидендная политика" связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые в этом разделе принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организационно-правовой формы деятельности (в этом случае меняться будет только терминология — вместо терминов акция и дивиденд будут использоваться термины пай, вклад и прибыль на вклад; механизм же выплаты доходов собственникам останется таким же). Распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант и поэтому избран для рассмотрения всех аспектов этого механизма. В принципе же в более широком трактовании под термином "дивидендная политика" можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие. Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика предприятия представляет собой составную часть общей политики управления формированием его финансовых ресурсов, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой частями прибыли с целью максимизации рыночной стоимости предприятия. Стратегический финансовый менеджмент выделяет три подхода к формированию дивидендной политики — "консервативный", "умеренный" ("компромиссный") и "агрессивный". Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (табл. 8.1). Таблица 8.1 Основные типы дивидендной политики акционерного общества
1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала (или другой избранный критерий, например, коэффициент финансовой рентабельности), то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности. 2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции).
Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того, чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне, что и относит данный тип дивидендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала. 3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика "экстра-дивиденда") по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом Уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная Политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость. 4. Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики (она "сигнализирует" о высоком уровне риска хозяйственной деятельности данного предприятия). Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства. 5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов (осуществляемая под девизом — "никогда не снижай годовой дивиденд") предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде (на этом принципе построена "Модель Гордона", определяющая рыночную стоимость акций таких компаний). Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности — если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность предприятия сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях). Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие 1 акционерные компании — если же эта политика не под- креплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству. Различные типы дивидендной политики акционерной компании проиллюстрированы на графике, представленном на рис. 8.3.
Рисунок 8.3. Динамика размера дивидендов на одну акцию при различных типах дивидендной политики. С учетом рассмотренных принципов дивидендная по литика акционерного общества формируется по следующим основным этапам (рис. 8.4).
Рисунок 8.4. Последовательность формирования дивидендной политики акционерного общества. Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы: 1. Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся: а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов); б) необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводства основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает); в) степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды). 2. Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников. В этой группе факторов основными являются: а)достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде; б)стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала; в)стоимость привлечения дополнительного заемного капитала; г)доступность кредитов на финансовом рынке; д)уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием. 3.Факторы, связанные с объективными ограничениями. К числу основных факторов этой группы относятся: а)уровень налогообложения дивидендов; б)уровень налогообложения имущества предприятий; в)достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала; г)фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала. 4.Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть выделены: а)конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает); б)уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами; в) неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат); г) возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому "сбросу" акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной компании конкурентами). Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период. Механизм распределения прогнозируемой прибыли акционерного общества в соответствии с избранным типом дивидендной политики предусматривает такую последовательность действий: • На первом этапе из суммы прогнозируемой чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества. "Очищенная" сумма чистой прибыли представляет собой так называемый "дивидендный коридор", в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики. • На втором этапе оставшаяся часть прогнозируемой чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной политики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей является формирование фонда производственного развития и наоборот. • На третьем этапе сформированный за счет прогнозируемой прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд). Основой такого распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному договору. Определение прогнозируемого уровня дивидендных выплат на одну простую акцию осуществляется по формуле: Прогнозируемый уровень дивидендных выплат на одну акцию = (Прогнозируемый фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики - Фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций (по предусматриваемому их уровню)) / Количество простых акций, эмитированных акционерным обществом. Важным этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются: 1. Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наиболее простая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат. 2. Выплата дивидендов акциями. Такая форма предусматривает предоставление акционерам вновь эмитированные акции на сумму дивидендных выплат. Она представляет интерес для акционеров, менталитет которых ориентирован на рост капитала в предстоящем периоде. Акционеры, предпочитающие текущий доход, могут продать в этих целях дополнительные акции на рынке. 3. Автоматическое реинвестирование. Эта форма выплаты предоставляет акционерам право индивидуального выбора — получить дивиденды наличными, или реивестировать их в дополнительные акции (в этом случае акционер заключает с компанией или обслуживающей ее брокерской конторой соответствующее соглашение). 4. Выкуп акций компанией. Он рассматривается как одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент Дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использования дивидендов требует согласия акционеров. Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели: а) коэффициент дивидендных выплат. Он рассчитывается по формулам: Коэффициент дивидендных виплат = Фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики / Сумма чистой прибыли акционерного общества. или Коэффициент дивидендных виплат = сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию / Сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию. б) коэффициент соотношения цены и дохода по акции. Он определяется по формуле: Коэффициент соотношения цены и дохода по акции = Рыночная цена одной акции / Сумма дивидендов, выплаченных на одну акцию. При оценке эффективности разработанной дивидендной политики могут быть использованы также показатели динамики рыночной стоимости акций.
- Содержание
- Содержание и особенности осуществления финансовой деятельности предприятия
- Понятие финансовой стратегии и ее роль в развитии предприятия
- Основные принципы разработки финансовой стратегии предприятия
- Характеристика процесса разработки финансовой стратегии предприятия
- Сущность стратегического финансового анализа и методы его осуществления
- Система информационного обеспечения стратегического финансового анализа
- Анализ фактора внешней финансовой среды
- Особенности исследования конъюнктуры финансового рынка
- Комплексная оценка до стратегической финансовой позиции предприятия
- Понятие стратегических целей финансовой деятельности предприятия и принципы их формирования
- Обоснование главной стратегической цели финансовой деятельности предприятия
- Формирование системы стратегических целей и целевых нормативов, обеспечивающих реализацию главной цели финансовой деятельности предприятия
- Понятие стратегических финансовых решений и последовательность их разработки
- Выбор главной финансовой стратегии предприятия
- Формирование финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности
- Формирование, оценка и отбор стратегических финансовых альтернатив
- Концепция и методический инструментарий оценки стоимости денег во времени
- Концепция и методический инструментарий учета фактора инфляции
- Понятие финансовых ресурсов предприятия и принципы их формирования
- Методы прогнозирования общего объема инвестиционных ресурсов
- Методический инструментарий оценки стоимости формируемых финансовых ресурсов
- Содержание процесса стратегического управления формированием собственных финансовых ресурсов
- Дивидендная политика
- Амортизационная политика
- Управление эмиссией акций
- Содержание процесса у стратегического управления формированием заемных финансовых ресурсов
- Управление привлечением долгосрочного банковского кредита
- Управление финансовым лизингом
- Управление облигационным займом
- Виды инвестиций предприятия задачи стратегического управления ими
- Содержание процесса стратегического управления инвестициями предприятия
- Формирование политики предприятия по основным направлениям инвестирования
- Формирование инвестиционной политики предприятия в отраслевом и региональном разрезах
- Особенности и формы реального инвестирования предприятия
- Разработка реальных инвестиционных проектов
- Оценка эффективности реальных инвестиционных проектов
- Формирование программы реальных инвестиций
- Особенности и формы финансового инвестирования предприятий
- Факторы, определяющие инвестиционные качества отдельных финансовых инструментов инвестирования
- Оценка стоимости отдельных финансовых инструментов инвестирования
- Формирование портфеля финансовых инвестиций
- Виды финансовых рисков предприятия и принципы стратегического управления ими
- Содержание процесса стратегического управления финансовыми рисками
- Методический инструментарий учета фактора риска при подготовке стратегических финансовых решений
- Механизмы нейтрализации финансовых рисков
- Понятие структуры капитала и принципы стратегического управления ею
- Финансовый леверидж
- Оптимизация структуры капитала
- Виды денежных потоков предприятия и задачи стратегического управления ими
- Политика управления денежными потоками предприятия
- Оптимизация денежных потоков
- Финансовый кризис предприятия как объект стратегического управления
- Содержание процесса антикризисного финансового управления предприятием
- Использование внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия
- Финансовые аспекты реорганизации предприятий
- Использование современных финансовых инструментов
- Внедрение современных финансовых технологий
- Проектирование оптимальной организационной структуры управления финансовой деятельностью
- Формирование организационной культуры финансовых менеджеров
- Оценка разработанной финансовой стратегии
- Задачи и последовательность управления реализацией финансовой стратегии
- Обеспечение стратегических изменений финансовой деятельности предприятия
- Методы реализации финансовой стратегии в условиях текущих изменений внешней финансовой среды
- Контроль реализации финансовой стратегии