Управление эмиссией акций
Бланк.Финансовая стратегия предприятия
Привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом. Поэтому к данному источнику формирования собственных финансовых ресурсов следует прибегать лишь в крайне ограниченных случаях. С позиции финансового менеджмента основной целью управления эмиссией акций является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых ресурсов в минимально возможные сроки. Процесс управления эмиссией акций строится по следующим основным этапам (рис. 8.6): 1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки потенциальной инвестиционной привлекательности своих акций.
Рисунок 8.6. Основные этапы формирования эмиссионной политики предприятия при увеличении акционерного капитала. Анализ конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций.
Оценка потенциальной инвестиционной привлекательности своих акций проводится с позиции учета перспективности развития отрасли (в сравнении с другими отраслями), конкурентоспособности производимой продукции, а также уровня показателей своего финансового состояния сравнении со среднеотраслевыми показателями). В процесе оценки определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний. 2. Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегического развития предприятия и возможностей существенного повышения его рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основными из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются: а) реальное инвестирование, связанное с отраслевой (подотраслевой) и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т.п.); б) необходимость существенного улучшения структуры используемого капитала (повышение доли собственного капитала с целью роста уровня финансовой устойчивости; обеспечение более высокого уровня собственной кредитоспособности и снижение за счет этого стоимости привлечения заемного капитала; повышение суммы эффекта финансового левериджа и т.п.); в) намечаемое поглощение других предприятий с целью получения эффекта синергизма (участие в приватизации сторонних государственных предприятий также может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимущественная доля в уставном капитале); г) иные цели, требующие быстрой аккумуляции значительного объема собственного капитала. 3. Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых Ресурсов за счет внешних источников. 4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие — на приобретение населением). В процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не может превышать 10% общего объема эмиссии). Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций). 5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам: а) предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из избранного типа дивидендной политики); б) затрат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому размеру). Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций. 6. Определение эффективных форм андеррайтинга. Если не предусмотрена продажа акций непосредственно инвестором по подписке, то для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними степень их участия в размещении эмиссии, цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения (спрэда), обеспечить регулирование объемов продажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения. С учетом возросшего объема собственного капитала предприятие имеет возможность используя неизменный коэффициент финансового левериджа соответственно увеличить объем привлекаемых заемных средств в стратегическом периоде.
- Содержание
- Содержание и особенности осуществления финансовой деятельности предприятия
- Понятие финансовой стратегии и ее роль в развитии предприятия
- Основные принципы разработки финансовой стратегии предприятия
- Характеристика процесса разработки финансовой стратегии предприятия
- Сущность стратегического финансового анализа и методы его осуществления
- Система информационного обеспечения стратегического финансового анализа
- Анализ фактора внешней финансовой среды
- Особенности исследования конъюнктуры финансового рынка
- Комплексная оценка до стратегической финансовой позиции предприятия
- Понятие стратегических целей финансовой деятельности предприятия и принципы их формирования
- Обоснование главной стратегической цели финансовой деятельности предприятия
- Формирование системы стратегических целей и целевых нормативов, обеспечивающих реализацию главной цели финансовой деятельности предприятия
- Понятие стратегических финансовых решений и последовательность их разработки
- Выбор главной финансовой стратегии предприятия
- Формирование финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности
- Формирование, оценка и отбор стратегических финансовых альтернатив
- Концепция и методический инструментарий оценки стоимости денег во времени
- Концепция и методический инструментарий учета фактора инфляции
- Понятие финансовых ресурсов предприятия и принципы их формирования
- Методы прогнозирования общего объема инвестиционных ресурсов
- Методический инструментарий оценки стоимости формируемых финансовых ресурсов
- Содержание процесса стратегического управления формированием собственных финансовых ресурсов
- Дивидендная политика
- Амортизационная политика
- Управление эмиссией акций
- Содержание процесса у стратегического управления формированием заемных финансовых ресурсов
- Управление привлечением долгосрочного банковского кредита
- Управление финансовым лизингом
- Управление облигационным займом
- Виды инвестиций предприятия задачи стратегического управления ими
- Содержание процесса стратегического управления инвестициями предприятия
- Формирование политики предприятия по основным направлениям инвестирования
- Формирование инвестиционной политики предприятия в отраслевом и региональном разрезах
- Особенности и формы реального инвестирования предприятия
- Разработка реальных инвестиционных проектов
- Оценка эффективности реальных инвестиционных проектов
- Формирование программы реальных инвестиций
- Особенности и формы финансового инвестирования предприятий
- Факторы, определяющие инвестиционные качества отдельных финансовых инструментов инвестирования
- Оценка стоимости отдельных финансовых инструментов инвестирования
- Формирование портфеля финансовых инвестиций
- Виды финансовых рисков предприятия и принципы стратегического управления ими
- Содержание процесса стратегического управления финансовыми рисками
- Методический инструментарий учета фактора риска при подготовке стратегических финансовых решений
- Механизмы нейтрализации финансовых рисков
- Понятие структуры капитала и принципы стратегического управления ею
- Финансовый леверидж
- Оптимизация структуры капитала
- Виды денежных потоков предприятия и задачи стратегического управления ими
- Политика управления денежными потоками предприятия
- Оптимизация денежных потоков
- Финансовый кризис предприятия как объект стратегического управления
- Содержание процесса антикризисного финансового управления предприятием
- Использование внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия
- Финансовые аспекты реорганизации предприятий
- Использование современных финансовых инструментов
- Внедрение современных финансовых технологий
- Проектирование оптимальной организационной структуры управления финансовой деятельностью
- Формирование организационной культуры финансовых менеджеров
- Оценка разработанной финансовой стратегии
- Задачи и последовательность управления реализацией финансовой стратегии
- Обеспечение стратегических изменений финансовой деятельности предприятия
- Методы реализации финансовой стратегии в условиях текущих изменений внешней финансовой среды
- Контроль реализации финансовой стратегии