logo
Studmed

Обоснование главной стратегической цели финансовой деятельности предприятия

Бланк.Финансовая стратегия предприятия

Рассматривая главную стратегическую цель финансо­вой деятельности, следует отметить, что она неразрывно связана с главной целью развития предприятия в целом и реализуется с ней в едином комплексе. Целевая функция предприятия рассматривается в рам­ках поведенческой экономической теории фирмы, которая исследует реальное поведение отдельных хозяйствующих объектов. С развитием микроэкономической теории (а затемтеории фирмы) менялись и подходы экономистов к определению главной цели функционирования предприя­тия а соответственно и его основных функциональных управляющих систем. В генезисе этой проблемы можно выделить следующие основные подходы (рис. 4.4).

Рисунок 4.4. Основные модели главной целевой функции пред­приятия. 1. Модель максимизации прибыли базируется на тео­ретических подходах еще классической экономической теории, в частности, на выводе А. Смита о том, что мак­симизация прибыли отдельных субъектов хозяйствования ведет к максимизации всего общественного благосостоя­ния [overal economic welfare]. Впервые эта целевая модель деятельности предприятия была четко сформулирована в 1938 году французским экономистом А. Курно и затем раз­вита в работах представителей неоклассической школы. С Учетом методологического аппарата маржиналистов реали­зация этой целевой модели обеспечивалась путем дости­ жения равенства показателей предельного дохода и пре­дельных затрат предприятия. Однако впоследствии эта формулировка главной це­левой функции предприятия (а соответственно и его ос­новных управляющих систем) была подвергнута критике многими экономистами. Прежде всего было отмечено, что практика учета во всех странах выделяет только бухгалтерскую прибыль, ко­торая представляет собой разность между доходами пред­приятия и внешними его текущими затратами (издержка­ми). Эта прибыль не учитывает целый ряд внутренних затрат предприятия — тех затрат ресурсов, которые бух­галтерским учетом не отражаются. Поэтому для оценки реального результата финансовой деятельности предприя­тия было введено понятие "экономической прибыли", кото­рая представляет собой разность между суммой доходов предприятия, с одной стороны, и суммой как внешних, так и внутренних его текущих затрат (издержек), с другой. При этом внутренние текущие затраты предприятия, не отра­жаемые бухгалтерским учетом, было предложено оценивать по альтернативной их стоимости. Таким образом, рассмат­риваемая экономическая прибыль предприятия, предлагае­мая для реальной оценки основного финансового результата деятельности предприятия, всегда меньше бухгалтерской на величину внутренних текущих затрат (издержек). Вместе с тем, использование в качестве главной це­левой функции предприятия модели максимизации даже экономической прибыли вновь не удовлетворило многих экономистов. Ими было доказано, что максимизация при­были в любой ее трактовке далеко не всегда обеспечивает необходимые темпы экономического развития предприя­тия. Полученная высокая по сумме и уровню прибыль мо­жет быть полностью израсходована на цели текущего по­требления, в результате чего предприятие будет лишено основного источника формирования собственных финан­совых ресурсов для своего предстоящего развития (а не­развивающееся предприятие утрачивает в перспективе до­стигнутую конкурентную позицию на рынке, сокращает потенциал приращения собственного капитала за счет внут­ренних источников, что в конечном итоге приводит к сни­жению его рыночной стоимости). Отсутствие связи модели максимизации прибыли с характером ее распределения дела­ ет бессмысленным осуществление эффективной дивиденд- н0й политики предприятия, так как уровень капитализа­ции прибыли не отражается данным целевым критерием. Наконец, многими экономистами отмечается, что вы­сокий уровень прибыли предприятия может достигаться при высоком уровне финансового риска, связанного с осу­ществлением его хозяйственных операций, а также при ухудшении других показателей его финансового состояния, генерирующих угрозу банкротства. С учетом изложенного, можно сделать вывод, что в рыночных условиях максимизация прибыли может высту­пать как одна из важнейших задач хозяйственной (в т.ч. финансовой) деятельности предприятия или как критерий оценки эффективности использования его активов (капи­тала), но не как главная цель функционирования предпри­ятия (а соответственно и финансовой деятельности). 2. Модель минимизации трансакционных издержек ба­зируется на теоретических подходах неоинституционализ- ма, в частности, его основоположника — лауреата Нобе­левской премии по экономике Р. Коуза. Он первый ввел понятие "трансакционные издержки", которые определил как затраты по обслуживанию сделок на рынке. Позднее к трансакционным издержкам начали относить любые виды затрат, сопровождающих хозяйственное взаимодействие экономических агентов, где бы оно не осуществлялось — на рынке или внутри предприятий. Современные эконо­мисты — приверженцы данной целевой модели функцио­нирования предприятия —• в состав трансакционных из­держек включают затраты ресурсов и времени, связанные с поиском и обработкой коммерческой информации о по­ставщиках и покупателях, необходимых товарах и услугах, ценах; затраты, связанные с осуществлением коммерчес­ких переговоров; затраты, связанные с приемкой и про­веркой поступающей продукции по количеству и качеству; затраты по ведению претензионной работы при наруше­нии коммерческих прав и другие аналогичные виды из­держек, связанные с обслуживанием коммерческих сделок. По результатам исследований американских экономи­стов Д. Уоллиса и Д. Норта в США доля трансакционных издержек в валовом внутреннем продукте уже в 1970 году составила 54,9% и имела тенденцию к постоянному возра­станию. Расширение трансакционного сектора экономики эти исследователи обозначили как "структурный сдвиг первостепенной важности". Приверженцы модели минимизации трансакционных издержек как основной целевой функции предприятия рас­сматривают фирму как систему сложной сети коммер­ческих контрактов, полагая, что она призвана выступать основным субъектом экономии трансакционных затрат. Вместе с тем, предложенный главный целевой критерий функционирования предприятия и его основных функци­ональных управляющих систем по оценке современных экономистов имеет ряд существенных недостатков. Прежде всего, информативное обеспечение процесса формирования "чистых" трансакционных издержек пред­приятия требует значительного расширения объема учет­ных работ (в рамках управленческого учета) на предприятии, а соответственно вызовет рост "учетных трансакционных издержек" (вместо их экономии). Кроме того, критерий минимизации трансакционных издержек не обеспечивает оценку усилий предприятия по комплексной экономии его ресурсов, так как при этом вне поля зрения остаются все другие виды его издержек (не связанные с обслуживанием коммерческих сделок). И наконец, любая экономия затрат предприятия (в том числе и трансакционных его издержек) не может но­сить характер глобальной цели его функционирования, так как не увязана с его развитием (она может сопровождать­ся свертыванием объемов хозяйственной деятельности и с конечными экономическими интересами основных групп участников его хозяйственного процесса. В связи с этим, данная экономическая модель может рассматриваться лишь как теоретическая предпосылка обеспечения одного из направлений повышения эффектив­ности хозяйственной деятельности предприятия, но не как его главная целевая функция. 3. Модель максимизации объема продаж является од­ной из наиболее известных целевых альтернатив модели максимизации прибыли, пользующейся широкой практи­ческой поддержкой. Приверженцы этой модели объясняют ее преимущество следующими доводами.

Во-первых, данный целевой критерий наилучшим об­разом отражает результаты деловой активности предприя­тия в рыночной среде, а соответственно в наибольшей степени подходит для оценки хозяйственной его деятельности в условиях рыночной экономики. Во-вторых, он отражает результаты реализации не только экономической, но и социальной миссии предпри­ятия, направленной на обеспечение потребностей покупа­телей в товарах и услугах. Соответственно, в условиях ры­ночной экономики только те предприятия преуспевают, которые удовлетворяют потребительские запросы более эффективно, чем их конкуренты. В-третьих, максимизация объема продажи интегриру­ет в своем составе и максимизацию прибыли, т.к. основу формирования последней составляет операционная при­быль от реализации продукции. Способность предприятия предложить на рынке такие товары и услуги, за которые покупатель готов платить деньги, характеризует одновремен­но и его способность генерировать необходимую прибыль. В-четвертых, рост объема продаж требует не только ак­тивизации маркетинговых усилий предприятия, но и посто­янных изменений в технологии производства и реализа­ции продукции, что стимулирует инновационный прогресс. В-пятых, в психологическом плане как управленче­ский аппарат, так и рабочие более чувствительны к объем­ным показателям деятельности предприятия, чем к его прибыльности, считая, что общественная престижность их занятости определяется в первую очередь размерами ком­пании и ее известностью у покупателей. Соответственно максимизацию объема продаж в качестве главной целевой функции предприятия они считают более приоритетной в сравнении с максимизацией прибыли. Исходя из этого приоритета, многие предприятия готовы поступиться час­тью своей прибыли с тем, чтобы увеличить объем реализу­емой продукции (особенно ярко в последние годы этот приоритет отражался в менталитете менеджеров крупных японских фирм). Вместе с тем, объективная оценка этой модели как главной целевой функции предприятия показывает, что она имеет ряд существенных недостатков. Так, потребительский выбор товаров и услуг является Функцией рыночной среды, которая очень изменчива под влиянием множества факторов. То, что в текущих условиях Рассматривается потребителем как привлекательные товар или услуга, в ближайшем будущем может не вызывать его предпочтений. Это соответственно сведет на нет все уси­лия предприятия по продвижению на разные рынки и уве­личению объема продажи его производимых продуктов. Поэтому с позиций перспективности оценки такая главная целевая функция предприятия оказывается очень уязвимой. С этих же позиций не всегда эффективными являют­ся и инновационные усилия предприятия по обеспечению высоких объемов продаж своей продукции. Технологичес­кий процесс, трансформация потребностей, появление но­вых видов материалов делают вчерашние инновационные решения предприятия устаревшими и открывают перспек­тивы для новых подходов, реализовать которые в условиях недостаточного формирования собственных финансовых ресурсов предприятие не в состоянии. Уязвимостью данной модели является также то, что хотя ее целевая функция поддерживает рост доходов предприя­тия, она практически не увязана с экономией его расходов. В результате очень часто оказывается, что темпы затрат по обеспечению роста продаж продукции обгоняют темпы роста доходов от ее реализации, что снижает уровень рен­табельности и потенциал формирования собственных фи­нансовых ресурсов предприятия из внутренних источников. Изложенное позволяет констатировать, что модель максимизации объема продаж не может быть использована как главная целевая функция предприятия — она может рас­сматриваться лишь как одна из задач операционного ме­неджмента и маркетинга. Использование этой целевой функ­ции в финансовой деятельности полностью лишено смысла. 4. Модель максимизации темпов роста предприятия. Эта модель базируется на одной из современных концепций теории фирмы, а как возможная главная целевая функция развития предприятия начала рассматриваться лишь в по­следнем десятилетии. На первый взгляд, в экономическом отношении она представляется аналогом предыдущей мо­дели (вместо абсолютного объема продаж в ней целевой функцией выступают темпы роста этого объема). Однако в составе этой модели в отличие от предыдущей присут­ствуют и темпы роста операционной прибыли предприя­тия, и основные пропорции распределения этой прибыли (т.е. элементы дивидендной политики), и важнейшие структурные параметры финансового состояния хозяйству­ющего субъекта. Преимуществом данной модели как главной целевой функции предприятия является ее четкая нацеленность на стратегическую перспективу, обеспечение в процессе раз­вития предприятия устойчивого формирования его доходов и прибыли, а также связь со структурой активов и капита­ла (т.е. с финансовыми аспектами развития предприятия). Вместе с тем, практическое использование этой мо­дели (как альтернативной моделям максимизации прибы­ли или продаж) позволило вскрыть довольно существен­ные ее недостатки. Прежде всего, эта модель в качестве целевой функции может функционировать лишь в услови­ях устойчивости спроса на продукцию предприятия, пред­полагая, что весь объем дополнительно произведенной продукции будет реализован на рынке по неизменным це­нам — уже это условие в условиях высокой колеблемости конъюнктуры рынка (особенно в странах с переходной экономикой) делает данную модель очень уязвимой. Кро­ме того, модель фиксирует в качестве основной предпо­сылки фактически достигнутый уровень прибыли предпри­ятия, не оценивая степень его достаточности для решения задач перспективного периода. Аналогичным образом, в качестве таких предпосылок выступают фактическая струк­тура активов и капитала без оценки эффективности их ис­пользования (а следовательно и без оптимизации этой структуры) в исходном периоде. Все это практически ис­ключает в процессе оценки темпов развития предприятия фактор риска. Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что максимизация темпов роста предприятия может рас­сматриваться как одна из важных задач, но не как главная цель его функционирования. Учитывая высокую связь этой модели с финансовыми показателями деятельности пред­приятия, она может быть использована в системе страте­гических целей финансовой деятельности предприятия бо­лее низкого уровня. 5. Модель обеспечения конкурентных преимуществ как приоритетная цель функционирования предприятия по­лучила развитие в системе парадигмы стратегического ме­неджмента. Преимуществами этой целевой концепции Функционирования предприятия является то, что она отра­жает результаты деятельности практически всех его основ­ных служб — конкурентные преимущества могут быть достигнуты за счет разработки нового продукта, повышения качества товаров и услуг, эффективного маркетинга, оп­тимальной ценовой политики, снижения издержек, ис­пользования прогрессивных финансовых технологий и ин­струментов, эффективной организационной структуры управления и высокой корпоративной культуры. Кроме того, конкурентные преимущества обеспечивают форми­рование избыточной доходности (прибыльности) предпри­ятия, а следовательно и потенциальные возможности обес­печения роста его стоимости. Вместе с тем, и этот целевой критерий функциони­рования предприятия имеет ряд недостатков. Прежде все­го, следует обратить внимание на то, что понятие "конку­рентное преимущество" характеризуется целым рядом показателей, которые очень сложно интегрировать в еди­ном измерителе (попытки построение такого интегрального показателя очень разноплановы по своим подходам, тре­буют привлечения довольно большого объема информации и высокой квалификации исполнителей в процессе его интерпретации). Кроме того, конкурентное преимущество как понятие характеризует относительное положение пред­приятия в рамках конкретной отрасли, в то время как значительная часть средних и крупных предприятий явля­ются многоотраслевыми. Наконец, многие экономисты от­мечают, что конкурентное преимущество в целом предпри­ятие может поддерживать лишь за счет той или иной последовательности кратковременных действий, обеспечи­вающих их приоритетное положение (т.е. за счет преиму­ществ, действующих в относительно коротком периоде времени) — возрастание уровня конкуренции в отдельных сегментах рынка в перспективном периоде может нивели­ровать конкурентные преимущества отдельных предприятий. Таким образом, обеспечение конкурентных преиму­ществ (в конкретных их формах) может рассматриваться как одна из целей развития предприятия, но не как глав­ная цель его функционирования. 6. Модель максимизации добавленной стоимости как главная целевая функция предприятия была выдвинута японскими экономистами и получила название "японской модели развития фирмы". Добавленная стоимость, создан­ная предприятием, рассчитывается как разница между до­ходами от реализации продукции за определенный период и суммой затрат на сырье, материалы и услуги (использу­емые в процессе производства этой продукции), приобре­тенные у внешних поставщиков. Таким образом, добавлен­ная стоимость включает все внутренние затраты предприятия по производству и реализации продукции (затраты по оплате труда персонала, обслуживанию кредитов и т.п.), а также прибыль. Преимуществом данного целевого критерия оценки деятельности предприятия является то, что он позволяет обеспечивать максимизацию экономических интересов не только рабочих и менеджеров, но и собственников пред­приятия (формируя достаточный уровень вознаграждения всех экономических субъектов данного предприятия и сглаживая противоречия между ними). Не вступает в про­тиворечие этот целевой критерий предприятия с такими его внешними контрагентами, как поставщики, кредито­ры и государство в целом (в процессе перераспредели­тельных отношений), так как затраты на приобретаемые сырье и материалы, обслуживание кредита и налоговые платежи формируются за пределами добавленной стои­мости и могут быть отражены в цене реализуемой про­дукции. В достаточной мере могут быть учтены при фор­мировании данного целевого показателя и инвести­ционные потребности предприятия в развитии основных средств и нематериальных активов инновационного ха­рактера. Наконец, данный целевой критерий носит дол­госрочный характер, т.е. легко моделируется в стратеги­ческой перспективе. Вместе с тем, рассматриваемая целевая модель имеет существенный недостаток, который нивелирует все пере­численные ее преимущества — она вступает в конфликт с экономическими интересами конечного покупателя про­дукции (товаров или услуг). Все формы удовлетворения экономических интересов отдельных субъектов как в рам­ках предприятия, так и вне его (о которых ранее шла речь) в конечном счете получают отражение в цене, которая мо­жет быть не поддержана покупателем. Поэтому сфера при­менения данной целевой модели носит очень ограничен­ный характер — ее могут использовать лишь предприятия, выпускающие эксклюзивную продукцию. Рассматриваемая модель в значительной степени ба­зируется на исторической менталитете и культуре этой страны, в основе которых лежат обеспечение гармониза­ции отношений между членами общества, с одной сторо­ны, и правительством и бизнесом, с другой, а также на твердой приверженности всех групп работников японских предприятий корпоративным целям. С учетом этого "японская модель развития фирмы" не была поддержана ни европейскими, ни американскими экономистами. 7. Модель максимизации рыночной стоимости предпри­ятия отражает одну из важнейших концептуальных идей современной парадигмы теории фирмы, выражающейся в том, что основной целью функционирования предприятия является максимизация благосостояния его владельцев. В те­чение последнего десятилетия эта концепция получила при­оритетное развитие в США, Европе и Японии, ее поддер­живает преимущественная часть руководителей фирм и компаний в странах с развитой рыночной экономикой. Модель максимизации рыночной стоимости предприя­тия как главной целевой функции его развития предпо­лагает, что все управленческие решения в любой сфере деятельности предприятия должны быть направлены в первую очередь на максимально возможный прирост ре­альной рыночной его цены, т.е. обеспечивать непрерыв­ный рост его стоимости на рынке. Модель, определяющая главной целью функциониро­вания и развития предприятия максимизацию его рыночной стоимости (в кратком варианте — модель 11 ориентированная на стоимость") характеризуется следующими основными особенностями, отличающими ее от других ранее рассмот­ренных целевых моделей (рис. 4.5). • Целевая модель, ориентированная на стоимость, оп­ределяет собственников как главных субъектов в системе экономических интересов, связанных с деятельностью пред­приятия. Их ведущая роль определяется, с одной стороны, тем, что они инвестировали в предприятие свой капитал, т.е. обеспечили финансовую основу его создания и функ­ционирования, а с другой — тем, что они принимают на себя основной риск, связанный с получением доходов. В системе экономических субъектов, связанных с деятельно­стью предприятия, его владельцы являются остаточными претендентами на его доход. Этот доход они могут полу­чить лишь после того, как удовлетворены экономические требования всех других субъектов — наемных рабочих, ме­неджеров, кредиторов, государства. Рыночная стоимость предприятия

Рисунок 4.5. Характеристика основных особенностей целевой модели максимизации рыночной стоимости пред­приятия. В то время как удов­летворение требований иных участников носит относи­тельно гарантированный характер (зарплата наемного персонала, проценты за кредит, налоговые отчисления и платежи в бюджет и внебюджетные фонды), экономи­ческие требования собственников предприятия в силу остаточного принципа их формирования могут остаться неудовлетворенными (при убыточной работе предприя­тия) или удовлетворенными не полностью (при низко­рентабельной его деятельности). Поэтому владельцы как конечные претенденты на доход в наибольшей степени в сравнении с другими участниками заинтересованы в эффективном управлении предприятием и этот стимул заключается в увеличении их благосостояния, отражае­мом ростом его рыночной стоимости. Такой стимул по­зволяет в наибольшей степени уравновешивать показа­тели доходности и риска в процессе управления пред­приятием. • Модель максимизации рыночной стоимости гармони­зирует экономические интересы основных субъектов, связан­ных с деятельностью предприятия. Собственники, заботясь о максимальном увеличении своего благосостояния, одно­временно способствуют росту благосостояния всех других экономических субъектов. Максимизация рыночной сто­имости предприятия достигается только в условиях обес­печения компромисса требований всех экономических субъектов, связанных с его деятельностью. Возрастание рыночной стоимости предприятия, а соответственно и бла­госостояния владельцев, как правило, сопровождается рос­том заработной платы и социальных гарантий для рабочих, повышением оплаты труда и привилегий менеджеров, уве­личением налоговых выплат и других обязательных плате­жей. Следовательно, такой целевой подход к деятельности предприятия реализует глобальную цель развития общества в условиях рыночной экономики — достижение экономи­ческого и социального процветания всех членов общества на основе приумножения частной собственности. • Целевая модель максимизации рыночной стоимости предприятия интегрирует основные цели и задачи эффектив­ного функционирования различных его служб и подразделений. Ни одна из ранее рассмотренных целевых моделей функционирования предприятия не противоречит его ориента­ции на максимизацию рыночной стоимости. Возрастание этой стоимости обеспечивается и ростом суммы прибыли, и снижением трансакционных (и других видов) издержек, и увеличением объемов продаж, и формированием конку­рентных преимуществ и т.п. Ориентация на стоимость не противоречит функциональным целям операционной дея­тельности, маркетинговой деятельности, инновационной деятельности, финансовой деятельности, а соответственно и служб, осуществляющих эти виды деятельности. Следова­тельно, рассматриваемая целевая модель позволяет не только гармонизировать систему частных целей и задач различ­ных функциональных служб предприятия, но и радикально изменить всю систему обоснования их управленческих ре­шений, подчинив их единому целевому критерию. • Показатель рыночной стоимости предприятия обла­дает более широким спектром и более глубоким потенциа­лом роста в сравнении с другими целевыми показателями. Кроме роста доходов и снижения издержек, составляющих основу максимизации (минимизации) ранее рассмотрен­ных основных целевых показателей функционирования предприятия, возрастание его рыночной стоимости может обеспечиваться ростом его имиджа, организационной структурой управления и организационной культурой, ре­структуризацией капитала, синхронизацией денежных по­токов различных видов, использованием эффекта синер­гизма и др. Кроме того, если размеры прибыли или экономии издержек имеют свои пределы на каждом пред­приятии, то размеры возрастания его рыночной стоимости таких пределов практически не имеют (любая новая управ­ленческая идея может генерировать дополнительный рост рыночной стоимости предприятия). • Модель максимизации рыночной стоимости гармони­зирует текущие и перспективные цели развития предприя­тия. Такая гармонизация достигается путем приведения рыночной стоимости предприятия на любом из этапов его развития к единой стоимостной оценке на основе ее дис­контирования. При этом сопоставимость оценки может быть обеспечена на каждом из этапов не только по пред­приятию в целом, но и по любому виду денежного пото­ка, обеспечивающему возрастание этой рыночной стои­мости. • Показатель рыночной стоимости обеспечивает воз­можность оценки более отдаленной перспективы функ­ционирования предприятия в сравнении с другими целевыми ориентирами. Максимизация прибыли, минимизация транс­акционных издержек и затрат в целом, а также некоторые другие модели многими экономистами рассматриваются как цели относительно короткого стратегического периода (в пределах до 3-х лет). Базирующиеся на них стратегии во многих случаях ослабляют долгосрочные позиции пред­приятия и часто, в связи с неиспользованием новых рыноч­ных возможностей отказом от инвестиций, игнорированием капиталоемких инноваций, экономией затрат на привле­чение высококвалифицированного персонала и т.п., реали­зованные стратегии приводят не к повышению, а к сни­жению эффективности деятельности предприятия в более отдаленной перспективе. В то же время стратегия максими­зации рыночной стоимости предприятия требует разработки долгосрочных маркетинговых, инновационных, финансо­вых и других стратегий, т.е. направлена на обеспечение наиболее долгосрочного возрастания эффективности его деятельности. Поэтому максимизацию рыночной стоимо­сти предприятия следует рассматривать как наиболее пред­почтительную стратегическую цель его функционирования. • Показатель рыночной стоимости реализует наиболее полную информацию о функционировании предприятия в срав­нении с другими оценочными показателями. Ни один другой показатель оценки результатов функционирования пред­приятия не интегрирует в себе столь полную информацию, как его рыночная стоимость. Он базируется не только на информации о многочисленных видах доходов и расходов предприятия, формирующих сумму его прибыли или из­держек, но и на информации, характеризующей все виды его денежных потоков, состав основных видов его рисков, возможные резервы более эффективного использования его ресурсного потенциала, эффективность общего и функци­онального управления. Немаловажную роль в формирова­нии этого показателя играет информация об инвестици­онной привлекательности отрасли, в которую входит предприятие; инвестиционной привлекательности региона страны, в котором оно размещено; конъюнктуре товарно­го и финансового рынков; отдельных направлениях эко­номической политики государства. • Целевая модель максимизации рыночной стоимости предприятия полностью отражает весь спектр его финан­совых отношений и основных финансовых решений. Исследуя эту особенность рассматриваемой модели, необходимо от­метить, что она наиболее полно отражает характер распре­делительных отношений предприятия, связанных с фор­мированием и использованием его финансовых ресурсов. Данная модель охватывает все основные направления фи­нансовой деятельности — инвестирование, финансирование, управление активами и денежными потоками, а соответ­ственно позволяет оценить качество всего спектра прини­маемых финансовых решений. Наконец, эта модель в наи­более полном виде отражает все основные нюансы финан­сового состояния предприятия. Можно констатировать, что в системе формирования рыночной стоимости пред­приятия основная роль принадлежит финансовым менед­жерам. • Динамика рыночной стоимости является наиболее все­объемлющим критерием эффективности использования капи­тала предприятия. Количественным выражением этого критерия выступает соотношение рыночной стоимости предприятия (или одной его акции) к сумме его чистых активов (или чистых активов в расчете на одну акцию). Если данное соотношение имеет тенденцию к возраста­нию, это свидетельствует о "создании стоимости". Если же данный показатель остается неизменным, можно конста­тировать, что истоимость стабилизирована". И наконец, при снижении данного соотношения, можно сделать вы­вод о том, что "стоимость уничтожается". Динамика рыночной стоимости предприятия форми­рует мнение инвесторов о способности его менеджеров эффективно управлять этим процессом, а соответственно определяет мотивацию их экономического поведения. В предприятие, обеспечивающее высокие темпы возрастания своей рыночной стоимости, инвесторы охотно вкладыва­ют свободный капитал. И наоборот, из предприятия, ры­ночная стоимость которого снижается, инвесторы изыма­ют свой капитал путем продажи акций или выхода из бизнеса (при каких-либо объективных ограничениях воз­можности выхода из бизнеса, инвесторы будут существен­но увеличивать долю текущего потребления прибыли в ущерб ее капитализации). • Мониторинг рыночной стоимости служит одним из наиболее эффективных средств контроля инвесторов за дей­ствиями менеджеров. Ранее рассмотренная теория агент­ских отношений, составляющая одну из концептуальных основ современной парадигмы финансового менеджмен­та, констатирует, что между владельцами и менеджерами предприятия существует определенный конфликт интере­сов. Если владельцы стремятся к росту своего благососто­яния, принимая на себя основную часть рисков деятель­ности предприятия, то менеджеры больше заинтересованы в стабилизации или возрастании своего материального по­ложения (окладов, премий, привилегий и т.п.), чем в при­нятии рискованных решений, обеспечивающих благосо­стояние собственников. В связи с этим, владельцы должны нести определенные мониторинговые затраты, обеспечи­вающие контроль деятельности менеджеров. Важнейшим обобщающим показателем такого мониторинга является динамика рыночной стоимости предприятия. Рассмотрение сущности и особенностей отдельных моделей целевой функции предприятия показывает, что наиболее приемлемой из них в условиях рыночной эконо­мики является модель максимизации рыночной стоимос­ти предприятия. Учитывая, что наибольшую роль в реализации этой модели играют финансовые службы предприятия, она мо­жет быть принята в качестве главной цели управления фи­нансовой деятельностью и сформулирована следующим образом: главной стратегической целью финансовой деятель­ности является максимизация благосостояния собственников предприятияы, обеспечиваемая путем максимизации его ры­ночной стоимости. Рассмотренная главная стратегическая цель финансо­вой деятельности конкретизируется в определенном пока­зателе. Безусловно, эта главная цель должна отражать рост рыночной стоимости предприятия в стратегическом пери­оде. Однако показатель стоимости предприятия является результатом не внутренней, а внешней его оценки ("оцен­ки рынком"). В условиях низкой ликвидности рынка цен­ных бумаг такая оценка существенно опаздывает. Поэтому в практике зарубежного финансового менеджмента в ка­честве главной стратегической цели финансового развития предлагается избирать показатель долгосрочного роста прибыли на одну акцию. Устойчивые темпы роста этого показателя лежат в основе возрастания рыночной стоимо­сти предприятия в долгосрочном периоде.