I. Основные результаты и проблемы бюджетной политики
В результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в последние годы удалось решить ряд существенных задач. Полностью выполнены принятые соцобязательства государства. Создание Резервного фонда и Фонда нац благосостояния позволило пройти период мирового кризиса без снижения уровня жизни граждан, поддержать фин инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось снизить и удержать гос долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции.
К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить в 2011 году фед бюджет без дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики к внешним негативным эконом факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской нац валюте и проводимой бюджетной политике.
Но есть и ряд нерешенных проблем:
1)сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит. Бюджетная система находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках. Из-за этого ограничены возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обусловливающим экономе развитие страны, даже при понимании объективной необходимости этих расходов. При этом принятые бюджетные обязательства не могут быть существенно сокращены вследствие соцнаправленности значительной их части.
2)структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования эконом развития. Направляемых из бюджета средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно.
3)на низком уровне осуществляется фин-эконом обоснование решений, приводящих к новым расходным обязательствам. Недостаточно качественной является оценка того, какие долгосрочные последствия будет иметь принятие новых обязательств для соц-эконом развития РФ, как оно будет связано с другими направлениями политики государства и какое влияние окажет на объем длящихся обязательств.
4) зачастую эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый соц-эконом эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств.
5) межбюджетные отношения пока не в полной мере настроены на стимулирование органов гос власти субъектов РФ и органов МСУ к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые объективно являются необходимой основой для увеличения доходов бюджетов субъектов Российской РФ и местных бюджетов. Высока зависимость бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов от фин помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы РФ.
6)бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются.
7) постоянные фрагментарные изменения налогового законодательства. Даже при улучшении условий налогообложения для ведения предпринимательской деятельности это обусловливает необходимость постоянного отслеживания изменений и внесения корректив в планы фин деятельности, что вызывает дополнительные затраты, особенно у субъектов малого и среднего предпринимательства. Постоянное ожидание таких изменений препятствует реализации долгосрочных инвестиционных проектов по причине низкой предсказуемости налоговых издержек при разработке бизнес-планов.
- Раздел III. «Деньги. Кредит. Банки»
- 1. Необходимость, предпосылки и значение появления денег. Формы и виды денег. Функции денег. Дискуссионные вопросы о сущности и функциях денег.
- 3. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот. Формы эмиссии. Сущность и механизм банковского мультипликатора. Эмиссия наличных денег.
- 4. Денежный оборот: понятие, содержание, структура. Особенности денежного оборота в различных моделях экономики. Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота.
- 2) До в рыночной модели экономики:
- 5.Основы и принципы организации безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов. Развитие форм безналичных расчетов в России.
- 6. Денежные системы: понятие, основные элементы, классификация. Денежная система России. Европейская денежная система как разновидность международных денежных систем.
- 7. Инфляция: сущность, причины, формы проявления и последствия инфляции. Инфляционное таргетирование. Особенности и динамика инфляционных процессов в России.
- 8. Необходимость, сущность и стадии движения кредита. Функции кредита. Формы и виды кредита. Роль кредита в развитии экономики. Границы кредита. Ссудный процент.
- 9 Вопрос. Платежный баланс: понятие, показатели, структура. Платежный баланс Российской Федерации.
- 10 Вопрос. Кредит в международных экономических отношениях. Современные формы международного кредитования. Международные денежно-кредитные институты.
- 11.Валютные отношения и валютная система: понятие, категории, элементы и эволюция. Валютная система рф.
- 12. Понятие, признаки, структура и эволюция банковских систем. Особенности современных банковских систем. Банковская система рф.
- Раздел IV. «Финансы»
- 1. Социально-экономическая сущность финансов, признаки и функции финансов.
- 2. Финансовая система, характеристика сфер и звеньев финансовой системы
- 3. Финансовый рынок и его роль в мобилизации и перераспределении финансовых ресурсов. Основы функционирования финансового рынка в рф
- 4. Управление финансами: понятие, объекты, субъекты, цель управления. Органы управления финансами.
- 5. Финансовая политика государства: содержание, задачи, типы и виды финансовой политики. Финансовая политика России на современном этапе развития.
- I. Основные результаты и проблемы бюджетной политики
- II. Основные цели бюджетной политики на 2014 год и среднесрочную перспективу
- Вопрос 6 Содержание, значение и задачи финансового планирования, методы финансового планирования. Виды финансовых планов.
- Вопрос 7. Финансовое регулирование социально-экономических процессов.
- 8. Финансовый контроль, содержание, задачи, виды финансового контроля. Государственный и негосударственный финансовый контроль.
- 1.По отношению к ветвям государственной власти:
- 9. Социально-экономическая сущность бюджета, его роль. Бюджетное устройство и бюджетная система рф.
- 10. Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит (профицит), сбалансированность бюджетов.
- Бюджетный дефицит (профицит), сбалансированность бюджетов.
- 11. Государственные (муниципальные) займы, их сущность и значение в развитии экономики. Государственный (муниципальный) долг. Управление долгом.
- Вопрос 12. Внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования, действующие в рф.
- Фонд социального страхования рф
- Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в рф