1.По отношению к ветвям государственной власти:
а)контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти: как непосредственно (парламентский контроль), так и через специально созданные ими органы независимого контроля. Парламентский контроль включает: рассмотрение и утверждение бюджета, отчета о его выполнении; контрольную деятельность постоянных комиссий и комиссий по расследованию финансовых нарушений и др. В ряде стран (Австрия, Испания, Франция, Германия и др.) в качестве независимых органов государственного финансового контроля выступают Счетные палаты. В Российской Федерации парламентский контроль, в том числе в финансовой сфере, осуществляют палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии (например, комитет по бюджету и налогам).
б)контроль,осущ-ый исполнительн.орг.гос.власти. Система контрольных органов в рамках исполнительной власти в Российской Федерации формируется Правительством РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возложен на: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (федеральная служба), финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств. в)президентский контроль- контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ по вопросам государственных финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом РФ в соответствии с законодательством (например, Контрольное управление Президента РФ).
2. По отношению к уровню государственной власти выделяют: федеральные органы государственного финансового контроля и региональные органы государственного финансового контроля. К федеральным органам относятся: в РФ — Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его федеральные службы и др. К региональным органам можно отнести контрольно-счетные органы субъектов РФ (например, Контрольно-счетная палата Москвы, контрольно-счетные палаты краев и областей РФ), контрольные органы администрации субъектов РФ (например, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы).
3. По характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции — осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга вопросов (например, Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ и др.); органы отраслевой компетенции (Федеральная служба страхового надзора); органы межотраслевой компетенции (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба).
Негос-ый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.
Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля. Официальный итоговый документ - аудиторское заключение.
В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как: обязательный, проводимый в отношении определенных субъектов хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованных в определенной организационно-правовой форме: ОАО, банки, страх. орг-ии) и инициативный аудит. Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования, распределения и использования государственных средств.
Инициативный аудит проводится с целью получения информации о финансовом положении организации, состоянии ее взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.
Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией).
Общественный контроль- контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов. Осуществляется в различных сферах деятельности, например в сфере образования (попечительские советы), сфере социального страхования и пенсионного обеспечения (Общественный совет по инвестированию ср-в пенсион. накоплений).
Б)Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля. Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские организации.
- Раздел III. «Деньги. Кредит. Банки»
- 1. Необходимость, предпосылки и значение появления денег. Формы и виды денег. Функции денег. Дискуссионные вопросы о сущности и функциях денег.
- 3. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот. Формы эмиссии. Сущность и механизм банковского мультипликатора. Эмиссия наличных денег.
- 4. Денежный оборот: понятие, содержание, структура. Особенности денежного оборота в различных моделях экономики. Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота.
- 2) До в рыночной модели экономики:
- 5.Основы и принципы организации безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов. Развитие форм безналичных расчетов в России.
- 6. Денежные системы: понятие, основные элементы, классификация. Денежная система России. Европейская денежная система как разновидность международных денежных систем.
- 7. Инфляция: сущность, причины, формы проявления и последствия инфляции. Инфляционное таргетирование. Особенности и динамика инфляционных процессов в России.
- 8. Необходимость, сущность и стадии движения кредита. Функции кредита. Формы и виды кредита. Роль кредита в развитии экономики. Границы кредита. Ссудный процент.
- 9 Вопрос. Платежный баланс: понятие, показатели, структура. Платежный баланс Российской Федерации.
- 10 Вопрос. Кредит в международных экономических отношениях. Современные формы международного кредитования. Международные денежно-кредитные институты.
- 11.Валютные отношения и валютная система: понятие, категории, элементы и эволюция. Валютная система рф.
- 12. Понятие, признаки, структура и эволюция банковских систем. Особенности современных банковских систем. Банковская система рф.
- Раздел IV. «Финансы»
- 1. Социально-экономическая сущность финансов, признаки и функции финансов.
- 2. Финансовая система, характеристика сфер и звеньев финансовой системы
- 3. Финансовый рынок и его роль в мобилизации и перераспределении финансовых ресурсов. Основы функционирования финансового рынка в рф
- 4. Управление финансами: понятие, объекты, субъекты, цель управления. Органы управления финансами.
- 5. Финансовая политика государства: содержание, задачи, типы и виды финансовой политики. Финансовая политика России на современном этапе развития.
- I. Основные результаты и проблемы бюджетной политики
- II. Основные цели бюджетной политики на 2014 год и среднесрочную перспективу
- Вопрос 6 Содержание, значение и задачи финансового планирования, методы финансового планирования. Виды финансовых планов.
- Вопрос 7. Финансовое регулирование социально-экономических процессов.
- 8. Финансовый контроль, содержание, задачи, виды финансового контроля. Государственный и негосударственный финансовый контроль.
- 1.По отношению к ветвям государственной власти:
- 9. Социально-экономическая сущность бюджета, его роль. Бюджетное устройство и бюджетная система рф.
- 10. Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит (профицит), сбалансированность бюджетов.
- Бюджетный дефицит (профицит), сбалансированность бюджетов.
- 11. Государственные (муниципальные) займы, их сущность и значение в развитии экономики. Государственный (муниципальный) долг. Управление долгом.
- Вопрос 12. Внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования, действующие в рф.
- Фонд социального страхования рф
- Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в рф