II. Основные цели бюджетной политики на 2014 год и среднесрочную перспективу
Сложность и масштабность задач в сфере соц-эконом политики государства, острота существующих проблем требуют кардинального повышения качества стратегического управления экономикой и общественными финансами.
Для решения этой задачи при формировании и реализации бюджетной политики на среднесрочную перспективу необходимо исходить из следующих основных целей.
1. обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, гарантировать безусловное выполнение обязательств государства – в первую очередь социальных – даже в случае неблагоприятной внешней конъюнктуры. Именно для этого было принято и бюджетное правило.
«В бюджетной сфере мы должны перейти к долгосрочной политике развития, а это – увеличение доли расходов на образование, науку и инфраструктуру, качественное улучшение работы социальных отраслей, стимулирование предпринимательской активности и частных инвестиций».
2. Необходимо существенно оптимизировать структуру бюджета, выявить резервы и перераспределить их в интересах стратегических задач, обозначенных в указах от 7 мая 2012 года. Должна увеличиваться доля тех расходов, которые дают наибольший эффект для эконом роста и соц развития.
Основные резервы – это повышение эффективности всех бюджетных расходов, акцент на адресный характер социальной помощи, проведение структурных реформ в социальной сфере. Наконец, это обеспечение долгосрочной сбалансированности пенсионной системы, что позволит снизить зависимость Пенсионного фонда от трансфертов из фед бюджета и при этом гарантировать курс на последовательное повышение уровня жизни старшего поколения россиян.
3. Первоочередная задача – принятие принципиальных решений по пенсионной формуле. Пенсионная формула должна обеспечить дифференцированный подход к каждому гражданину: чем больше стаж и зарплата, тем выше должна быть пенсия. И, безусловно, формула должна быть справедливой, стабильной, прозрачной, самое главное – понятной и для работников, и для работодателей.
Мы дали право гражданам в течение текущего года самостоятельно решить, куда направить 4 процента страховых взносов: в распределительную или в накопительную часть пенсионной системы. Было бы, конечно, несправедливо лишать такого права тех, кто в будущие годы будет вступать в систему пенсионного страхования. Полагаю, такое право должно быть.
Следует обратить внимание на проблемы прозрачности пенсионной системы и ВБФ. Напомню, что с 1 января 2014 года все ВБФ переходят на кассовое обслуживание органами Фед казначейства.
4. Мин фин предлагало, насколько это возможно, перенести расходы на реализацию Гос программы вооружений на более поздний срок. Мы эту программу приняли. И надо её исполнить, но исполнить эффективно. Мы об этом тоже много раз говорили. Предприятия должны быть способны «принять» деньги, но не только «принять», а иметь соотв производственную и технологическую базу под исполнение контрактов по поставкам техники и вооружения.
5. Нужно использовать дополнительные механизмы стимулирования экономического роста, в том числе за счёт развития инфраструктуры. Речь идёт о том, чтобы направить на финансирование самоокупаемых инфраструктурных проектов ресурсы Фонда нац благосостояния и пенсионные накопления. При этом надо добиться мультипликативного эффекта для всей экономики, обеспечить безусловную сохранность и возвратность средств.
И, конечно, должен работать единый, понятный механизм отбора проектов и предоставления ресурсов.
6. Гос рубль должен стимулировать изменения в бюджетной сфере. Об этом уже тысячу раз мы вместе с вами говорили. Пора перейти к конкретным действиям, к внедрению новых принципов финансирования, когда деньги следуют за потребителем услуг, за гражданином, а не идут на содержание различных контор.
Мы и дальше должны создавать стимулы как для отечественного, так и для иностранного бизнеса, вкладывать свои средства в создание новых производств на территории нашей страны.
В ближайшее время должны быть реализованы предложения по налоговым льготам для инвесторов на территории Дальнего Востока, о поддержке разработки и освоения новых месторождений полезных ископаемых, включая шельф. Следует продолжить упрощение налогового учёта и максимально сблизить его с бухгалтерским учётом, в целом повышать качество налогового администрирования.
7. Совместная работа с регионами по выполнению указов от 7 мая 2012 года ещё раз показала необходимость изменения системы межбюджетных отношений. Отмечу, что по итогам 2012 года практически в каждом третьем регионе гос долг превысил половину от собственных доходов. Одновременно падает доля инвестиционных расходов.
В этой связи полагаю, что нам необходимо обеспечить постоянный мониторинг финансового положения субъектов РФ и, разумеется, муниципальных образований тоже, включая такие базовые показатели, как изменения основных параметров их бюджетов, структуры расходов, гос и муницип долга. По результатам этого мониторинга должны приниматься соответствующие меры. И важно, чтобы эти меры принимались своевременно.
8. Обеспечить большую прозрачность и открытость бюджетного процесса для граждан. Это одно из ключевых условий повышения эффективности госинвестиций, всей бюджетной политики. В этом направлении удалось добиться существенных результатов: Россия вошла в десятку лучших стран по индексу открытости бюджета Международного бюджетного партнёрства. Но эта работа, безусловно, должна быть продолжена. Уже с текущего, 2013 года все уровни управления – федеральный, региональный, муниципальный – должны публиковать «Бюджеты для граждан».
В них в доступной и понятной людям форме надо показать, на какие цели и в каком объёме направляются бюджетные ресурсы, какие результаты планируется достичь и какие на самом деле достигнуты, чтобы граждане могли самостоятельно сделать выводы об эффективности расходов, целевом использовании средств и вообще об эффективности работы государственного аппарата.
Что касается проекта федерального бюджета на 2014 и плановый период до 2015–2016 годы, то в соответствии с январским поручением Правительство должно было организовать работу с участием экспертов по анализу эффективности расходов бюджета и представить предложения по их оптимизации. Результаты этого анализа должны найти своё отражение в проекте бюджета.
Направления развития должны быть в полной мере подкреплены источниками финансирования. В свою очередь, анализ достигнутых результатов позволит объективно оценить эффективность использования государственных ресурсов.
В этой связи считаю целесообразным сделать Бюджетное послание составной частью президентского Послания к Федеральному Собранию и прошу Правительство подготовить соответствующие поправки в законодательство, с тем чтобы один раз в год Президент мог ставить соответствующие задачи, и парламент, и Правительство могли бы ориентироваться изначально на эти приоритеты.
- Раздел III. «Деньги. Кредит. Банки»
- 1. Необходимость, предпосылки и значение появления денег. Формы и виды денег. Функции денег. Дискуссионные вопросы о сущности и функциях денег.
- 3. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот. Формы эмиссии. Сущность и механизм банковского мультипликатора. Эмиссия наличных денег.
- 4. Денежный оборот: понятие, содержание, структура. Особенности денежного оборота в различных моделях экономики. Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота.
- 2) До в рыночной модели экономики:
- 5.Основы и принципы организации безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов. Развитие форм безналичных расчетов в России.
- 6. Денежные системы: понятие, основные элементы, классификация. Денежная система России. Европейская денежная система как разновидность международных денежных систем.
- 7. Инфляция: сущность, причины, формы проявления и последствия инфляции. Инфляционное таргетирование. Особенности и динамика инфляционных процессов в России.
- 8. Необходимость, сущность и стадии движения кредита. Функции кредита. Формы и виды кредита. Роль кредита в развитии экономики. Границы кредита. Ссудный процент.
- 9 Вопрос. Платежный баланс: понятие, показатели, структура. Платежный баланс Российской Федерации.
- 10 Вопрос. Кредит в международных экономических отношениях. Современные формы международного кредитования. Международные денежно-кредитные институты.
- 11.Валютные отношения и валютная система: понятие, категории, элементы и эволюция. Валютная система рф.
- 12. Понятие, признаки, структура и эволюция банковских систем. Особенности современных банковских систем. Банковская система рф.
- Раздел IV. «Финансы»
- 1. Социально-экономическая сущность финансов, признаки и функции финансов.
- 2. Финансовая система, характеристика сфер и звеньев финансовой системы
- 3. Финансовый рынок и его роль в мобилизации и перераспределении финансовых ресурсов. Основы функционирования финансового рынка в рф
- 4. Управление финансами: понятие, объекты, субъекты, цель управления. Органы управления финансами.
- 5. Финансовая политика государства: содержание, задачи, типы и виды финансовой политики. Финансовая политика России на современном этапе развития.
- I. Основные результаты и проблемы бюджетной политики
- II. Основные цели бюджетной политики на 2014 год и среднесрочную перспективу
- Вопрос 6 Содержание, значение и задачи финансового планирования, методы финансового планирования. Виды финансовых планов.
- Вопрос 7. Финансовое регулирование социально-экономических процессов.
- 8. Финансовый контроль, содержание, задачи, виды финансового контроля. Государственный и негосударственный финансовый контроль.
- 1.По отношению к ветвям государственной власти:
- 9. Социально-экономическая сущность бюджета, его роль. Бюджетное устройство и бюджетная система рф.
- 10. Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит (профицит), сбалансированность бюджетов.
- Бюджетный дефицит (профицит), сбалансированность бюджетов.
- 11. Государственные (муниципальные) займы, их сущность и значение в развитии экономики. Государственный (муниципальный) долг. Управление долгом.
- Вопрос 12. Внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования, действующие в рф.
- Фонд социального страхования рф
- Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в рф