logo search
Краткий курс лекций Финансовое право, end

4. Органы, осуществляющие финансовый контроль

Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Феде­рации и Государственная Дума РФ образуют Счетную палату РФ. Состав и порядок деятельности Счетной палаты опреде­ляется Федеральным законом от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». К ведению Госу­дарственной Думы РФ относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации РФ назна­чает и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и вторую половину состава ее аудиторов (п. «и» ч. 1 ст. 102 и п. «г» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).

Счетная палата РФ наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Деятельность Счетной палаты РФ направлена на проведе­ние контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже про изведенных государственных рас­ходов. К ее задачам относятся:

Таким образом, объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, феде­ральных внебюджетных фондов, федеральная собственность, особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ и за использованием кредитных ресурсов.

Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов РФ, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. В отношении последних правовой основой их контрольной деятельности яв­ляются: законодательство субъектов РФ; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном самоуправлении), а также нормативные акты предста­вительных органов, органов местного самоуправления - уставы муниципальных образований; положения и др.

На уровне субъектов РФ их представительные органы образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. орга­ны) как органы постоянно действующего государственного финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, со­здаваемых органами власти соответствующих субъектов. На­званные выше палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ.

Представительные органы местного самоуправления также образуют на своем уровне контрольные органы.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган ­Контрольное управление Президента РФ, образованное из Контрольного управления Администрации Президента РФ.

К основным функциям Контрольного управления Президен­та РФ отнесены (Указ Президента РФ от 8 июня 2004 г. №729):

В пределах своих полномочий Правительство РФ на основа­нии Конституции РФ (ст. 114) и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФК3 «О Правительстве Рос­сийской Федерации» контролирует составление и исполнение федерального бюджета, про ведение единой финансовой, кредит­ной и денежной политики, осуществляет валютный контроль.

Одновременно Правительство РФ осуществляет руко­водство и контроль за деятельностью в области финансов федеральных министерств, государственных комитетов и др., включая органы федеральной службы финансовой сферы, ко­торые подотчетны ему.

Важное значение в силу своей повседневности, регулярно­сти и систематичности имеет финансовый контроль, осуще­ствляемый государственными органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относят­ся Минфин России с входящими в его систему структурными подразделениями и органами, а также Министерство эконо­мического развития и торговли РФ.

Федеральное казначейство, находящееся в подчинении Мин­фина России, наряду с другими функциями осуществляет и контроль, направленный на исполнение федерального бюдже­та. Органы федерального казначейства наделены широкими правами, обеспечивающими выполнение их контрольных фун­кций: