Государственный внутренний
и внешний долг Российской Федерации
Функционирование государственного кредита ведет к обра- зованию государственного долга. Капитальный государствен- ный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязатель- ствам; текущий государственный долг составляют расходы по
выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствамгосударства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Государство, широко используя свои возможности для при- влечения дополнительных финансовых ресурсов, постепенно на- капливает как внутреннюю задолженность, так и задолженность иностранным кредиторам, что ведет к росту как внутреннего, так и внешнего государственного долга.
Активность государства в качестве заемщика служит ин- дикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимст- вований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом.Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис. Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, свидетельствует о финансовом кризисе в стране.
В соответствии с БК РФ под государственным долгом по-нимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государ- ствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Таким образом, следует различать не только государственный внутренний и внешний долг, но и об- щегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.
ГосударственныйдолгРоссии полностьюибез условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговыеобязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов или других долговых обязательств, им гарантирован- ных.
Государственный внутренний долг состоит из задолжен- ности прошлых лет и вновь возникшей. Российская Федерацияне несет ответственности по долговым обязательствам субъектов
РФ и муниципальных образований, если они не были гаранти-рованы Правительством РФ. Форма их долговых обязательств и условия выпуска определяются самостоятельно на местах.
Как отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, соста- вом кредиторов, валютой займа.
Кредиторами по внутренним займам выступают юриди- ческие и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Длядополнительного поощрения инвесторов используются различ- ные налоговые льготы.
Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При их размещении учи- тываются специфические интересы инвесторов страны разме- щения.
Долговые обязательства Российской Федерации погашают- ся в сроки, которые определены конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в стране государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, а также срока обращения не допускается.
В 1990-е годы заемная деятельность Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов Банка России для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускались высокодоходные ценные бумаги.
В результате в предкризисный период 1998 г. возникла парадоксальная ситуация: самые надежные государственные бумаги являлись одновременно и самыми доходными, а следо- вательно, и самыми популярными. Как следствие — основная масса средств инвесторов, вовлеченных в операции с ценными бумагами, направлялась не в производство, а на финансирова- ние федеральных расходов и обслуживание внутреннего госу-
дарственного долга. Тем самым государственный кредит стал оказывать негативное воздействие на экономическое развитиестраны. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслу- живанием государственного долга, свидетельствует, что нарас-тание государственного долга РФ стало самовоспроизводящимся процессом. В общих расходах1 федерального бюджета еще даже в 2004 г. расходы, связанные с обслуживанием государственного долга (с учетом направления части профицита бюджета), зани- мали более 13%, в то время как еще в 1997 г. на них приходилось хотя и немало, но в 1,5 раза меньше.
Расходы на обслуживание государственного долга в государ- ственном федеральном бюджете на 2004 г. были предусмотрены в сумме 287,6 млрд руб., в том числе на обслуживание государ- ственного внутреннего долга — 64,4 млрд руб. и государствен- ного внешнего долга — 223,2 млрд руб. В последующие годы (2005–2007 гг.) расходы на обслуживание государственного долга существенно сократились: в бюджете на 2005 г. они предусматри- вались в сумме 244 млрд руб., в бюджете на 2006 г. — 198,5 млрд руб. и в бюджете 2007 г. — 156,8 млрд руб. Расходы сократились в основном за счет уменьшения внешнего долга, который, по экспертным оценкам, к началу 2007 г. составил 70–80 млрд долл. против примерно 120 млрд долл. на начало 2005 года.
В соответствии с БК РФ федеральным законом о феде- ральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федера- ции с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежейпо обслуживаниюи погашениюгосударственного внешнего долга РФ.
В федеральном бюджете на 2006–2007 гг. верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2007 г. и на 1 января 2008 г. был предусмотрен по дол-
1 Без учета расходов, перечисляемых в Пенсионный фонд РФ за счет поступлений от ЕСН.
говым обязательствам Российской Федерации соответственно в сумме 1148,7 млрд руб. и 1363,2 млрд руб.; соответственно верхний предел государственного внешнего долга РФ в сум- ме 79,2 млрд долл. (или 64,4 млрд евро) и 46,7 млрд долл. (или 36,3 млрд евро).
Правительство РФ имеет право осуществлять внешние и внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год предельного объема государственных внешних и внутренних заимствований, если при этом оно снижает рас-ходы на их обслуживание в рамках установленного предельного объема государственного долга.
Государственная Дума вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривает также Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Рос- сийской Федерации государственных кредитов, которая содер- жит перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указа- нием по каждому из них целей, источников, сроков возврата,общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году. В эту Программу в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в пре- дыдущие годы, если таковые не утратили силу в установленном порядке. За последние годы, особенно в 90-х гг., государствен- ный долг нашей страны увеличился, достигнув в 2004 г., как отмечалось, более 900 млрд руб. (внутренний долг), а внешнийгосударственный долг к этому периоду превысил 120 млрд долл. Наступившие по срокам платежи по внешнему долгу достигали в 2002 г. 14,2 млрд долл., а в следующем — уже 17,5 млрд долл. С конца 1998 г. Правительство РФ постоянно вело переговоры с кредиторами о реструктуризации платежей, т. е. по пере- смотру сроков и порядка выплаты внешних долгов. По оценке Министерства финансов РФ, внешние долги на начало 2005 г.
состояли из кредитов членов Парижского клуба (40 млрд долл.),Лондонского клуба, объединяющего примерно 600 банков (около 35 млрд долл.), фирм-поставщиков (около 7 млрд долл.), стран, не входящих в Парижский клуб (около 25 млрд долл.), МВФ и МБРР (около 15 млрд долл.).
В 2005–2006 гг. произведено досрочное погашение долговперед странами — членами Парижского клуба кредиторов. В августе 2006 г. Россия полностью рассчиталась по долгам пе- ред странами — членами этого клуба, выплатив им 21,6 млрд долларов.
Однако, к сожалению, при сокращении долга органов го- сударственного управления резко увеличились заимствованияна внешнем рынке негосударственным сектором. По данным ЦБ России, в 2006 г. заимствования компаний увеличились почти на 1/3, а задолженность банков без обязательств перед прямымиинвесторами — вдвое (с 50 млрд долл. до 101,2 млрд долл.). Общий внешний долг достиг 310,6 млрд долл.1 Подобные положения вряд ли можно считать экономически обоснованными. Сложившаясяфинансово-экономическая ситуация в стране требует принятия решительных мер по ограничению темпов увеличения государс- твенного долга. Обычно это достигается за счет роста налоговых поступлений и сокращения бюджетных расходов, а самое глав- ное — за счет повышения объемов и темпов развития реальногосектора экономики. Меры, принимаемые Правительством РФ по поддержанию и защите отечественного производства, укрепле- нию финансово-кредитной системы и денежного обращения в стране, будут этому способствовать.
На состояние государственного долга существенно влияет и совершенствование управления государственным кредитом — порядка и условий получения новых займов, размеров погаше- ний и выплачиваемых по ним процентов.
1 На начало 2008 г. он достигал уже 465,4 млрд долл. и на конец 2008 г. — 484,7 млрд долл., в том числе органов государственного управ- ления — соответственно 37,4 и 29,4 млрд долл. (Россия в цифрах. 2009. С. 37.).
- А. С. Нешитой,
- Удк 336
- Глава 4. Финансовая политика 82
- Глава 10. Региональные и местные бюджеты 251
- Глава 11. Государственные социальные внебюджетные фонды 283
- Глава 12. Государственный кредит 333
- Раздел III
- Глава 13. Теоретические основы финансов коммерческих предприятий (организаций) 356
- Глава 14. Финансы некоммерческих организаций 392
- Введение
- Раздел I Понятие о финансах, управление финансами
- Глава 1. Сущность и функции финансов
- Экономическая сущность финансов
- Функции финансов
- Необходимость финансов в рыночном хозяйстве
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Финансовая система Российской Федерации
- Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации
- Страхование;
- Система государственных финансовых органов.
- Характеристика сфер и звеньев финансовой системы рф
- Структура зарегистрированных предприятий и организаций по организационно-правовым формам (по данным Единого государственного реестра предприятий и организаций)1
- Характеристика кредитно-банковской системы и ее роль в финансовой системе рф
- К специализированным кредитно-финансовым учреждени-
- Система государственных финансовых органов и их роль в финансовой системе рф
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Финансовые ресурсы
- Понятие государственных финансовых ресурсов
- Формирование финансовых ресурсов предприятий (организаций)
- Амортизационный фонд как источник финансовых ресурсов
- Основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве
- Распределение финансовых ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса
- Использование финансов
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовая политика
- Понятие и принципы финансовой политики
- Финансовая политика государства
- Разработка финансовой политики предприятий (организаций)
- А) показатели ликвидности:
- В) показатели интенсивности использования ресурсов:
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Управление финансами
- Сущность и методы управления финансами
- Система государственных органов управления финансами и их функции
- Министерство финансов рф выполняет следующие ос- новные функции:
- Налоговые инспекции обязаны:
- Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики
- Автоматизированные системы управления финансами
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Финансовый контроль
- Содержание финансового контроля
- Виды, формы и методы финансового контроля
- Система органов государственного финансового контроля и их функции
- Аудиторский контроль
- Контрольные вопросы
- Функции государственного бюджета
- Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Бюджетное устройство и бюджетный процесс
- Бюджетное устройство Российской Федерации
- Бюджетный процесс в Российской Федерации
- Бюджетная классификация
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Доходы и расходы федерального бюджета
- Экономическое содержание доходов федерального бюджета, налогов и сборов.
- Роль налогов в формировании доходов федерального бюджета Российской Федерации.
- Состав и структура расходов федерального бюджета
- Бюджетный дефицит и его финансирование
- Федеральный бюджет на 2008–2010 гг. И на 2009–2011 гг.
- Приоритетами бюджетной политики на 2009–2011 гг. Яв- ляются национальная экономика и социальная политика.
- Главная ставка в социальной политике сделана на улуч- шение качества жизни населения.
- Контрольные вопросы
- Глава 10. Региональные и местные бюджеты
- Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов
- Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по формированию бюджетов
- Формирование доходов бюджетов субъектов Российской Федерации
- Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации
- Формирование доходов местных бюджетов
- Расходы местных бюджетов
- Регулирование доходов региональных и местных бюджетов
- Контрольные вопросы
- Глава 11. Государственные социальные внебюджетные фонды
- Государственные социальные внебюджетные фонды и правовые основы их образования
- Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование
- Фонд социального страхования Российской Федерации, его функции, формирование и использование
- Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование
- Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 гг., млрд руб.1
- Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 г. И на плановый период 2010–2011 гг. (млрд руб.)1
- Страховые взносы, зачисляемые в государственные внебюджетные фонды
- Плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам уплачивают соот-
- Тарифы страховых взносов на финансирование трудовой пенсии в соответствии с законодательством рф об обязательном пенсионном страховании
- Внебюджетные фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Государственный кредит
- Правовые основы государственного кредита
- Формы государственного кредита и классификация государственных займов
- Государственный внутренний
- Управление государственным кредитом
- Контрольные вопросы
- Раздел III Основы функционирования финансов предприятий (организаций)
- Глава 13. Теоретические основы финансов коммерческих предприятий (организаций)
- Экономическое содержание
- Принципы организации финансов коммерческих предприятий (организаций)
- Денежные доходы и расходы коммерческих организаций
- Прибыль и рентабельность коммерческих организаций
- Финансы государственных
- Особенности финансов производственных кооперативов
- Финансово-промышленные группы
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Финансы некоммерческих организаций
- Финансы потребительских кооперативов
- Финансы общественных некоммерческих организаций, фондов, учреждений
- Финансы профессиональных союзов
- Контрольные вопросы
- Раздел IV Страховые отношения
- Глава15. Экономическая сущность и формы страхования
- Экономическая сущность и роль страхования
- Формы и виды страхования
- Глава 16. Организация страхования и государственный надзор за страховой деятельностью
- Организация страхования в Российской Федерации
- Обеспечение финансовой устойчивости страховой организации
- Государственный надзор за страховой деятельностью
- Контрольные вопросы
- Раздел V
- Сотрудничества
- Глава 17. Роль финансов в регулировании развития экономики России
- Оценка состояния экономики Российской Федерации
- Производство основных продуктов питания и важнейших видов непродовольственных товаров1
- Воздействие финансов
- Использование финансов для решения социальных проблем
- Контрольные вопросы
- Глава 18. Финансы в системе международных экономических отношений
- Тенденцииразвития мирового хозяйства
- Роль финансов в развитии международной торговли
- Вывоз капитала за рубеж
- Международные валютные отношения
- Официальные курсы иностранных валют по отношению к российскому рублю (на начало 2009 г., руб. За единицу национальной валюты)1
- Динамика курса доллара сша и евро по отношению к российскому рублю (по данным Центрального банка рф)1
- Международные кредитно-финансовые организации
- Европейский фонд валютного сотрудничества (ефвс)
- Платежный баланс Российской Федерации
- Признаки кризиса финансовой системы России в условиях реформирования экономики и меры по преодолению финансовых трудностей
- Консолидированный бюджет Российской Федерации в 1990–2005 гг. (в фактических действовавших ценах, млрд руб.)1
- Распределение кредиторской и дебиторской задолженностей предприятий и организаций по видам экономической деятельности на конец 2008 г. (в %)1
- Контрольные вопросы
- I'JiaBiIhlli pe,n;aKTop -a. E. U.11./1,apuouoea