logo
Финансы учебник

Финансы потребительских кооперативов

Одной из распространенных форм некоммерческих органи- заций в России является потребительский кооператив.

Потребительский кооператив — добровольное объеди- нение граждан и юридических лиц на основе членства с цельюудовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имуществен-ных паевых взносов. Действует потребительский кооператив на основе устава, в котором отражаются размеры вступительных и паевых взносов.

Потребительский кооператив как некоммерческая орга- низация согласно ст. 116 и 50 ГК РФ может быть создан в виде:

кооператива, потребительского союза, потребительского обще- ства.

Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов:

выход из него;

выгоды;

спроса населения в товарах народного потребления. Удовлетво- рение спроса населения — это социальная категория.

В России на 1 января 2001 г. насчитывалось 3280 потреби- тельских обществ, в том числе 1240 районных и 200 городских,остальные 1840 — сельские и рабочие. Все они объединяли 11,5 млн пайщиков.

Потребительские общества (сельские, рабочие, городские) объединены в районные, областные, краевые, республиканские союзы и Центросоюз РФ, образуя систему организаций потре- бительской кооперации.

Потребительская кооперация — социально ориентирован- ная организация. Она содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры в сельских районах страны, активно участвует в международном кооперативном движении, обсуждении соци- альных проблем.

В соответствии с действующим законодательством основ- ными задачами потребительской кооперации являются:

ние спроса населения в товарах и торговых услугах;

ных товаров с последующей их реализацией через организациирозничной торговли в целях удовлетворения платежеспособного спроса населения;

венных и бытовых услуг.

Потребительский кооператив, являясь некоммерческой организацией, его деятельность финансируется главным образом за счет вступительных и паевых взносов членов кооператива. Однако Закон РФ “О потребительской коопе- рации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации” гарантирует потребительским обществам и их союзам государственную поддержку с учетом их социальной значимости.

В связи с изложенным следует отметить, что потребитель-ский кооператив не сможет выполнить социальные задачи, стоящие перед ним, если будет убыточным, финансово неус- тойчивым.

Источниками финансовых ресурсов потребительского об- щества являются:

полученные в порядке государственной поддержки.

Таким образом, паевые взносы и прибыль являются ос- новными источниками самофинансирования потребительского общества.

Доходы потребительского общества, полученные от торговой и иной деятельности, после внесения обязательных платежей вбюджет направляются в фонды потребительского общества и на кооперативные выплаты.

В потребительском обществе формируются денежные фонды: паевой фонд; неделимый; резервный и иные фонды в соответствии с уставом потребительского общества (подготов- ки кадров, стимулирования пайщиков, социального развития, финансирования капитальных вложений, финансирования на- учных исследований и экспериментальных разработок)1.

Финансы потребительского общества и его структурных подразделений включают следующие финансовые и денежные отношения:

лицом) и его пайщиками. Эти отношения носят двусторонний характер: с одной стороны, пайщики вносят в потребительское общество вступительные и паевые взносы, с другой — они по- лучают от него средства в виде кооперативных выплат;

ятиями-поставщиками при расчетах за поставленные товарно- материальные ценности (товары, сырье, материалы, топливо и др.). При уплате и получении штрафов за нарушение условий договора;

уплате налогов в бюджет и целевыми фондами при уплате взносов;

ленных сельскохозяйственных продуктов и сырья;

1 В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1156 “Об утверждении Порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок”.

циями при осуществлении инвестиционной деятельности, инве- стировании средств в воспроизводство основных фондов;

перевозки различных грузов;

вании имущества потребительского общества и предпринима- тельских рисков;

с распределением и перераспределением дохода потребитель- ского общества.

Отношения, возникающие в системе потребительской коопе- рации РФ, основным звеном которой является потребительское общество, являются объектом гражданско-правового регули- рования. В настоящее время наряду с ГК РФ регулирование деятельности потребительских обществ как некоммерческих организаций осуществляется Федеральным законом “О потре-бительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации”.

Высшим органом управления в потребительском обществе является общее собрание пайщиков. В период между общими собраниями действует совет, избираемый на общем собрании пайщиков. Исполнительный орган — правление потребитель-ского общества. Исходя из структуры органов управления распределение прибыли (доходов) в потребительском обществе и формирование денежных фондов являются компетенцией об-щего собрания пайщиков. Общее собрание пайщиков полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности потребительско- го общества, в том числе принимать его устав.

Пайщики потребительского общества имеют право:

троля потребительского общества;

на предприятиях торговли потребительского общества;

ждения потребительской кооперации;

виях, определяемых собранием пайщиков;

Общее собрание пайщиков может устанавливать и иные права пайщиков.

Контролирующим органом финансово-хозяйственной дея- тельности потребительского общества является ревизионная комиссия, избираемая пайщиками.

Федеральный закон “О потребительской кооперации (по-требительских обществах, их союзах) в Российской Федерации” определяет пайщика как центральную фигуру в потребитель- ской кооперации, законодательно закрепляя за ним статус со- циальной базы всей системы потребительской кооперации.

Пайщик играет исключительно важную роль в финансо-во-экономической деятельности потребительского общества, которая заключается прежде всего в создании паевого фонда как одного из важнейших источников финансовых ресурсов. Экономическая роль пайщика заключается также в создании

доходов путем приобретения им товаров преимущественно в ма- газинах своего потребительского общества, в сдаче в кооператив сельскохозяйственных продуктов и сырья со своего подсобногохозяйства по договору. Член потребительского общества привле- кает и непайщиков к покупке товаров в магазинах кооператива и заготовке сельскохозяйственных продуктов. Таким образом, пайщик как участник экономической жизни потребительскогообщества создает паевой фонд, обеспечивает розничный товаро- оборот, оборот по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья. В условиях рыночных отношений выживает на рынке топотребительское общество, которое имеет постоянных покупате- лей, доходы и оборотный капитал. Рост объемов товарооборота и заготовок при разумных методах работы обеспечивает пот- ребительскому обществу получение доходов и выживаемость на рынке.

Осуществляя розничный товарооборот в магазинах по- требительской кооперации, пайщики удовлетворяют как свои потребности в товарах народного потребления, так и спрос на товары и услуги обслуживаемого населения. И как отмечалосьвыше, удовлетворение спроса населения — это социально-эконо- мическая категория. Наличие в магазинах кооператива товаров в ассортименте, удовлетворяющем платежеспособный спрос, расширяет экономические и социальные задачи потребитель- ской кооперации.

В нынешних условиях потребительские кооперативы вы-полняют не только торговые и заготовительные, но и производс- твенные функции, осуществляют связи между промышленным производством и сельским хозяйством, между городом и дерев- ней, создавая тем самым экономический и социальный эффект.Для того чтобы потребительская кооперация в перспективе укрепляла свои позиции на внутреннем рынке товаров и услуг, она должна работать на увеличение численности пайщиков и размеров паевого фонда.

Однако в годы экономических реформ, связанных с пере- водом экономики страны на рыночные отношения, во многих регионах ослабло внимание к пайщику как ключевой фигуре

потребительской кооперации. Численность пайщиков потреби- тельских обществ сократилась.

Президентом РФ был издан Указ от 31 мая 1996 г. № 795“О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами”, согласно которому организации потреби- тельской кооперации обязаны восстановить численность пайщи- ков, исключенных из потребительских обществ в 1991–1996 гг. В Указе провозглашена государственная поддержка организа- ций потребительской кооперации. Правительство РФ принялопостановление от 24 июня 1996 г., определив в нем практические меры по реализации вышеозначенного Указа.

Задача восстановления численности пайщиков была постав- лена в качестве одной из первоочередных в Программе стабили- зации и развития потребительской кооперации на 1998–2002 гг.1 Сегодня можно говорить, что Программа и Указ Президента во многих потребсоюзах областей и республик в основном выпол- няются.

По оценкам, численность пайщиков к началу 2005 г. состав- ляла 12 млн чел.

Для того чтобы укрепить положение потребительской ко- операции на российском рынке, потребительским обществам необходимо активизировать работу с пайщиками. Реализация этой задачи имеет сегодня особую актуальность еще и потому, что ослабление работы в этой области создает условия для на- рушения демократических принципов кооперации.

Проблема усиления активности пайщиков особенно ак- туальна. Одним из способов ее решения является умение за-интересовать пайщиков материальнои морально, чтобыони проявляли интерес к кооперативному делу, который выступаеткак реальный стимул деловой активности, как двигатель эконо- мического развития.

1 Программа стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на 1998–2002 годы принята на общем собрании представителей потребительских обществ РФ 30 июля 1998 г. // Россий- ская кооперация, 1998. 15 авг.

Повышение заинтересованности пайщиков, на наш взгляд, можно решать по следующим направлениям: предоставление пайщикам преимущественного права приобретения товаров вкооперативных магазинах; предоставление им права гарантиро- ванного сбыта через кооперативы на договорной основе продук- ции личных подсобных хозяйств и промыслов; предоставлениеправа покупки товаров в магазинах потребительской кооперации со скидкой с розничных цен; оплата услуг образовательных учреждений учебы членов-пайщиков и их детей; выплата ди- видендов (кооперативных выплат) на вложенный в кооператив пай. Работа по этим направлениям в отдельных потребсоюзах уже проводится.

Главное в работе с пайщиком — утвердить в нем стремление быть хозяином потребительского общества, пробудить у него экономический интерес.

Вместе с тем экономические интересы должны быть осно- ваны на взаимности: потребительское общество экономически стимулирует пайщика, но и пайщик выполняет определенные обязательства перед потребительским обществом: он должен“покрывать образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов”, как записано в ст. 116 ГК РФ.

Паевой фонд потребительских обществ в России на начало 2001 г. достигал 250 млн руб. Средний размер паевого взноса по потребительской кооперации России составляет 21,7 руб. В отдельных потребительских обществах он варьируется от 15 до 50 руб. Паевой фонд может быть увеличен и финансовое положение потребительских обществ улучшено, если принять новых членов-пайщиков и с согласия пайщиков урегулировать размеры паевых и вступительных взносов.

Потребительской кооперации предоставлены права созда- вать общества в городах с целью улучшения торгового обслу- живания населения городов. До рыночных реформ во многих городах страны были открыты прекрасные магазины по торговле сельскохозяйственными продуктами, но в последующем они прекратили свое существование, значительно сократив возмож- ности городского населения в приобретении высококачествен-

ных товаров. Представляется целесообразным возродить эту практику в городах, для чего организовать там потребительские общества в составе действующих потребсоюзов.

Одной из важных проблем потребительской кооперации на современном этапе ее стабилизации и развития является укрепление финансового положения потребительских обществ, эффективное использование финансовых ресурсов. Решение этой проблемы зависит от применения экономических методов в управлении финансами, к основным из которых относятся прежде всего финансовое планирование и нормирование.

Специфика финансового планирования состоит в том, что оно осуществляется только в денежной форме и позволяет просле- дить движение денежной массы, наметить объемы товарооборота и производимой продукции, спрогнозировать объемы финансо- вых ресурсов. Задача финансового планирования — достичь сба- лансированности финансовых ресурсов с расходами финансовых средств как в целом, так и каждого предприятия в отдельности, обеспечив при этом их эффективное использование.

Одним из упущений финансовых служб потребительскихобществ является слабое применение финансового планирования для обеспечения эффективного использования финансовых ре-сурсов и развития всех отраслей деятельности. В известной сте- пени было ослаблено внимание к планированию из-за высокихтемпов инфляции, нестабильности налоговой системы, разрыва хозяйственных связей, которые затрудняли разработку планов в потребительских обществах.

Сейчас, когда наметилась некоторая экономическая ста- билизация, необходимо перейти к планированию финансов и всей деятельности потребительских обществ и их структурных подразделений. Ввести в практику ежемесячное (квартальное) составление бюджета доходов и расходов. Оплату труда работ- ников увязать с выполнением плановых заданий, конечными результатами деятельности потребительских обществ и их структурных подразделений.

Плановые задания в потребительских обществах должны стать предметом обсуждения на собраниях пайщиков, которые

могут указать на финансовые резервы, имеющиеся в потреби- тельском обществе.

Поскольку финансовое планирование является завершаю-щей стадией планирования финансово-хозяйственной деятель- ности, при составлении финансовых планов, на наш взгляд, целесообразно определять и рекомендовать пайщикам направ-лять долю распределяемой прибыли на пополнение собственных оборотных средств.

Потребительский кооператив может существовать и как самостоятельная организационно-правовая форма юридиче- ского лица (дачные, садоводческие, жилищно-строительные, гаражные, кредитные и др.). По отношению к этим кооперати- вам применяются общие правила ГК РФ и подзаконные акты,регулирующие особенности создания и деятельности отдельных видов потребительских кооперативов. Они могут объединяться в ассоциации, союзы.

В 1999 г. в России образована Ассоциация кооперативных организаций России (АКОР). В нее вошли Центральный союз потребительских обществ (Центросоюз РФ), Агропромышлен-ный союз РФ, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств РФ, Союз старателей России, Союз производственных сельских кредитных кооперативов, Московский союз жилищно-строи- тельных кооперативов и др.