Формирование доходов бюджетов субъектов Российской Федерации
Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с за- конодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.
Доходы бюджетов субъектов Федерации формируются за счет:
налоговых доходов;
неналоговых доходов;
безвозмездных поступлений в виде финансовой помощи из федерального бюджета в форме дотаций, субсидий и суб- венций.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налого- вым законодательством Российской Федерации налоги и сборы. Налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации подразде- ляются на:
налоговые доходы от региональных налогов;
налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемые в бюджеты субъектов Федерации по нормативам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 56).
В Российской Федерации в 1991–1998 гг. были четыре регио- нальных налога. В соответствии с Законом РФ “Об основах нало- говой системы в Российской Федерации” к налогам республик всоставе РФ, краев, областей, автономных округов (региональным налогам) были отнесены шесть налогов:
налог на имущество предприятий и организаций;
лесной доход;
плата за воду, забираемую промышленными предприятия- ми из водохозяйственных систем;
сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый
с юридических лиц1;
налог с продаж1;
единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.
В настоящее время к региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и
1 Упразднены: первый с 2003 г., второй с 2004 г.
транспортный налог1. Эти налоги подлежат зачислению в бюд- жеты субъектов РФ по нормативу 100%.
Налог на имущество организаций — один из важнейших налогов в имущественном налогообложении в РФ.
Плательщиками налога являются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собст- венности недвижимое имущество на территории РФ.
Объектом налогообложения для российских организаций является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Для иностранных организаций, осуществляющих деятель- ность в РФ через постоянные представительства, объект нало- гообложения аналогичен российским организациям.
Для иностранных организаций, не осуществляющих дея-тельность через постоянные представительства, объектом налогообложения является находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным органи- зациям на праве собственности.
Для определения налогооблагаемой базы по предприятиямпринимаются по балансу актива суммы “Основные средства” (за минусом износа), “Доходные вложения в материальные ценно- сти” (за минусом износа), “Нематериальные активы” (за мину- сом износа), “Материалы”, “Основное производство”, “Готовая продукция”, “Товары отгруженные” и некоторые другие.
Не является объектом налогообложения на предприяти- ях: имущество, которое используется для нужд образования, культуры, здравоохранения, для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ; земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы.
1 Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ, п. 7 ст. 1; НК РФ,
ст. 14.
От налога на имущество освобождаются учреждения и организации уголовно-исполнительной системы; религиоз- ные организации; общественные организации инвалидов, организации по производству фармацевтической продукции; коллегии адвокатов; адвокатских бюро и юридических кон- сультаций и др.
Налог исчисляется по среднегодовой стоимости имущества. При этом имущество — основные средства, признаваемые объ- ектом налогообложения, нематериальные активы, малоценные предметы — учитывается по остаточной стоимости.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов
РФ.
Предельный размер налоговой ставки составляет в настоя-
щее время не более 2,2% стоимости имущества.
Сумма налога зачисляется в бюджет республики, края, области, автономных образований по месту нахождения пла- тельщика.
В перспективе предполагается ввести новую шкалу налога на имущество, по которой прогнозируется уплачивать за иму- щество стоимостью:
менее 300 тыс. руб. — 0,1%;
от 300 до 500 тыс. руб. — до 0,3%; свыше 500 тыс. руб. — до 2%.
Транспортный налог устанавливается в соответствии с
главой 28 НК РФ законами субъектов РФ.
Налогоплательщиками этого налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистри- рованы транспортные средства, признаваемые объектом нало- гообложения.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мото- циклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты,вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, моторные лодки и другие транспортные средства, зарегистри- рованные в установленном законодательством порядке.
Не являются объектом налогообложения весельные, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.; автомобили легковые, оборудованные для использованияинвалидами, а также полученные через органы социальной защиты с мощностью двигателя до 100 л. с.; промысловые мор- ские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда; находящиеся в собственности организаций,основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; тракторы, самоход- ные комбайны, специальные машины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые на сельскохозяйственных работах и др.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или вместимости транспортных средств в расчете на 1 л. с. мощности двигателя транспортного средс- тва, 1 кг силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, устанавливаемые законами субъектов РФ.
Налог на игорный бизнес предусмотрен гл. 29 НК РФ, вве-
денной в действие с 1 января 2004 г. Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 182-ФЗ.
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес являются организации или индивидуальные предприниматели, осущест-вляющие предпринимательскую деятельность в сфере игрового бизнеса.
Объектами налогообложения признаются игровой стол, игровой автомат, касса тотализаторов, касса букмекерской кон- торы. Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки объекта не позднее чем за два рабочих дня до даты его установки.
Налоговым периодом является календарный месяц.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в следующих пределах:
за один игровой стол — от 25 000 до 125 000 руб.; за один игровой автомат — от 1500 до 7500 руб.; за одну кассу тотали- затора или одну кассу букмекерской конторы — от 25 000 до 125 000 рублей.
В случае если ставки налогов не установлены законами субъектов РФ, ставки налогов устанавливаются в минимальных размерах: за один игровой стол или одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — 25 000 руб., за один игровой автомат — 1500 руб.
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности1 установлен гл. 26.3 НК РФ. Закон вводится в действие нормативными актами органов государственной власти субъектов Федерации и носит рамочный характер, т. е. опреде- ляет основные принципы налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, занимаю- щихся отдельными видами деятельности.
Суммы платежей по этому налогу зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государ- ственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Со дня введения единого налога на территориях соответст- вующих субъектов Федерации с плательщиков этого налога не взимаются налоги, предусмотренные НК РФ: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а также налог на имущество и единый социальный налог.
Плательщиками единого налога на вмененный доход соглас- но закону являются юридические лица (организации, индивиду- альные предприниматели) и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (без образования юриди- ческого лица) в следующих видах деятельности:
1 Относится к группе специальных налоговых режимов.
оказание бытовых услуг;
оказание ветеринарных услуг;
оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных сто- янках (за исключением штрафных автостоянок);
розничная торговля, осуществляемая через магазины ипавильоны площадью торгового зала не более 150 м2 по каждому объекту организации торговли, а также через объекты стацио- нарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети;
распространение и (или) размещение наружной рекламы и др.
Порядок перехода на уплату единого налога устанавлива-ется органами власти субъектов Федерации. Принятый акт дол- жен быть опубликован не позднее чем за месяц до наступления очередного налогового периода (квартала). Предприниматели и организации, переводимые на уплату единого налога на вме- ненный доход, обязаны состоять на учете в налоговых органах по месту осуществления своей деятельности.
Федеральным законом установлена ставка единого налога в размере 15% от вмененного дохода. Налог уплачивается еже- квартально.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая какпроизведение базовой доходности по определенному виду пред- принимательской деятельности, исчисленной за налоговый пе- риод, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Базовая (условная) месячная доходность (в рублях) и необходимые физические показатели по видам предпринима- тельской деятельности предусмотрены в Федеральном законе. Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффи- циенты с тем, чтобы учесть в определенной степени влияние
особенностей ведения предпринимательской деятельности на вмененный доход.
Лесной доход представляет собой совокупность платежей за пользование лесными ресурсами. Эти платежи включают лесные подати и арендную плату за участок лесного фонда, сданный в аренду. Основное место в составе лесного дохода занимают лесные подати:
за древесину, отпускаемую на корню;
за заготовку живицы, второстепенных лесоматериалов, за сенокошение, размещение ульев, пасек и др.;
за использование лесных угодий для нужд охотничьих
хозяйств, в оздоровительных, спортивных и других аналогич- ных целях.
В составе лесных податей взимается и плата за землю лесного фонда. Плательщиками лесных податей за древесину,отпускаемую на корню, выступают лесопользователи, осущест- вляющие заготовку древесины в лесном фонде, а также в лес- ных насаждениях, не входящих в лесной фонд. Размеры платы за древесину и за гектар леса устанавливаются Федеральнымагентством лесного хозяйства России и Минэкономразвития РФ. Плата за древесину вносится в доход бюджета.
Плата за воду, забираемую промышленными предпри- ятиями из водохозяйственных систем, устанавливается регио- нальными органами власти. Освобождаются от платы за воду предприятия жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения. Размер платы за воду определяется по тарифам за 1 м3 воды. Сумма платы вносится в доход бюджета. В бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты за-
числяются поступления от следующих федеральных налогов: а) налога на прибыль организаций по ставке 18% (2% — в
федеральный бюджет);
б) налога на доходы с физических лиц — по установленной ставке — 100% доходов;
в) акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, водку иликероводочные изделия, производимые на территории РФ, — в размере 50% доходов (50% — в федеральный бюджет);
г) платежи за пользование недрами — по нормативам, ус- тановленным законодательством;
д) государственная пошлина — в соответствии с законода- тельством РФ.
Источником доходов региональных бюджетов являются также неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Федера-ции, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государст- венной власти субъектов Федерации. Иные неналоговые доходы включают средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответст-венности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, сред- ства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам Федерации, а также доходы в виде части прибыли унитарныхпредприятий, созданных субъектами РФ; платежи за пользова- ние лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню; плата за негативные воздействия на окружающую среду.
К безвозмездным поступлениям относятся межбюджетные трансферты в бюджеты субъектов РФ, поступления от физиче- ских и юридических лиц, международных организаций, в том числе добровольных пожертвований.
- А. С. Нешитой,
- Удк 336
- Глава 4. Финансовая политика 82
- Глава 10. Региональные и местные бюджеты 251
- Глава 11. Государственные социальные внебюджетные фонды 283
- Глава 12. Государственный кредит 333
- Раздел III
- Глава 13. Теоретические основы финансов коммерческих предприятий (организаций) 356
- Глава 14. Финансы некоммерческих организаций 392
- Введение
- Раздел I Понятие о финансах, управление финансами
- Глава 1. Сущность и функции финансов
- Экономическая сущность финансов
- Функции финансов
- Необходимость финансов в рыночном хозяйстве
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Финансовая система Российской Федерации
- Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации
- Страхование;
- Система государственных финансовых органов.
- Характеристика сфер и звеньев финансовой системы рф
- Структура зарегистрированных предприятий и организаций по организационно-правовым формам (по данным Единого государственного реестра предприятий и организаций)1
- Характеристика кредитно-банковской системы и ее роль в финансовой системе рф
- К специализированным кредитно-финансовым учреждени-
- Система государственных финансовых органов и их роль в финансовой системе рф
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Финансовые ресурсы
- Понятие государственных финансовых ресурсов
- Формирование финансовых ресурсов предприятий (организаций)
- Амортизационный фонд как источник финансовых ресурсов
- Основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве
- Распределение финансовых ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса
- Использование финансов
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовая политика
- Понятие и принципы финансовой политики
- Финансовая политика государства
- Разработка финансовой политики предприятий (организаций)
- А) показатели ликвидности:
- В) показатели интенсивности использования ресурсов:
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Управление финансами
- Сущность и методы управления финансами
- Система государственных органов управления финансами и их функции
- Министерство финансов рф выполняет следующие ос- новные функции:
- Налоговые инспекции обязаны:
- Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики
- Автоматизированные системы управления финансами
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Финансовый контроль
- Содержание финансового контроля
- Виды, формы и методы финансового контроля
- Система органов государственного финансового контроля и их функции
- Аудиторский контроль
- Контрольные вопросы
- Функции государственного бюджета
- Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Бюджетное устройство и бюджетный процесс
- Бюджетное устройство Российской Федерации
- Бюджетный процесс в Российской Федерации
- Бюджетная классификация
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Доходы и расходы федерального бюджета
- Экономическое содержание доходов федерального бюджета, налогов и сборов.
- Роль налогов в формировании доходов федерального бюджета Российской Федерации.
- Состав и структура расходов федерального бюджета
- Бюджетный дефицит и его финансирование
- Федеральный бюджет на 2008–2010 гг. И на 2009–2011 гг.
- Приоритетами бюджетной политики на 2009–2011 гг. Яв- ляются национальная экономика и социальная политика.
- Главная ставка в социальной политике сделана на улуч- шение качества жизни населения.
- Контрольные вопросы
- Глава 10. Региональные и местные бюджеты
- Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов
- Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по формированию бюджетов
- Формирование доходов бюджетов субъектов Российской Федерации
- Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации
- Формирование доходов местных бюджетов
- Расходы местных бюджетов
- Регулирование доходов региональных и местных бюджетов
- Контрольные вопросы
- Глава 11. Государственные социальные внебюджетные фонды
- Государственные социальные внебюджетные фонды и правовые основы их образования
- Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование
- Фонд социального страхования Российской Федерации, его функции, формирование и использование
- Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование
- Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 гг., млрд руб.1
- Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 г. И на плановый период 2010–2011 гг. (млрд руб.)1
- Страховые взносы, зачисляемые в государственные внебюджетные фонды
- Плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам уплачивают соот-
- Тарифы страховых взносов на финансирование трудовой пенсии в соответствии с законодательством рф об обязательном пенсионном страховании
- Внебюджетные фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Государственный кредит
- Правовые основы государственного кредита
- Формы государственного кредита и классификация государственных займов
- Государственный внутренний
- Управление государственным кредитом
- Контрольные вопросы
- Раздел III Основы функционирования финансов предприятий (организаций)
- Глава 13. Теоретические основы финансов коммерческих предприятий (организаций)
- Экономическое содержание
- Принципы организации финансов коммерческих предприятий (организаций)
- Денежные доходы и расходы коммерческих организаций
- Прибыль и рентабельность коммерческих организаций
- Финансы государственных
- Особенности финансов производственных кооперативов
- Финансово-промышленные группы
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Финансы некоммерческих организаций
- Финансы потребительских кооперативов
- Финансы общественных некоммерческих организаций, фондов, учреждений
- Финансы профессиональных союзов
- Контрольные вопросы
- Раздел IV Страховые отношения
- Глава15. Экономическая сущность и формы страхования
- Экономическая сущность и роль страхования
- Формы и виды страхования
- Глава 16. Организация страхования и государственный надзор за страховой деятельностью
- Организация страхования в Российской Федерации
- Обеспечение финансовой устойчивости страховой организации
- Государственный надзор за страховой деятельностью
- Контрольные вопросы
- Раздел V
- Сотрудничества
- Глава 17. Роль финансов в регулировании развития экономики России
- Оценка состояния экономики Российской Федерации
- Производство основных продуктов питания и важнейших видов непродовольственных товаров1
- Воздействие финансов
- Использование финансов для решения социальных проблем
- Контрольные вопросы
- Глава 18. Финансы в системе международных экономических отношений
- Тенденцииразвития мирового хозяйства
- Роль финансов в развитии международной торговли
- Вывоз капитала за рубеж
- Международные валютные отношения
- Официальные курсы иностранных валют по отношению к российскому рублю (на начало 2009 г., руб. За единицу национальной валюты)1
- Динамика курса доллара сша и евро по отношению к российскому рублю (по данным Центрального банка рф)1
- Международные кредитно-финансовые организации
- Европейский фонд валютного сотрудничества (ефвс)
- Платежный баланс Российской Федерации
- Признаки кризиса финансовой системы России в условиях реформирования экономики и меры по преодолению финансовых трудностей
- Консолидированный бюджет Российской Федерации в 1990–2005 гг. (в фактических действовавших ценах, млрд руб.)1
- Распределение кредиторской и дебиторской задолженностей предприятий и организаций по видам экономической деятельности на конец 2008 г. (в %)1
- Контрольные вопросы
- I'JiaBiIhlli pe,n;aKTop -a. E. U.11./1,apuouoea