logo
Финансы учебник

Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики

Финансовое планирование, как уже отмечалось, выступает важнейшим элементом управления финансами. Объектом фи-нансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом его — составление финансовых планов, начиная от сметы отдельно- го учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на опреде- ленный период, взаимосвязь со всеми звеньями финансовой и кредитной систем по платежам и расчетам.

Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы.Форма финансового плана, состав его показателей отража- ют специфику соответствующего звена финансовой системы. В частности, предприятия, функционирующие на коммерческих

началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, — сметы; кооперативные организации, общественные объединения и стра- ховые компании — финансовые планы; органы государственной власти — бюджеты разных уровней.

При финансовом планировании за основу берутся тре- бования финансовой политики, проводимой на том или ином этапе экономического развития. Определяется при этом объем денежных средств и их источников, необходимых для выпол- нения плановых заданий, выявляются резервы роста доходов и экономии расходов, устанавливаются оптимальные пропорции в распределении средств между централизованными и децен- трализованными фондами.

В условиях рыночной экономики планирование как функция управления не может охватывать все стороны экономической и социальной деятельности. Оно опирается на сферу обмена, через которую осуществляется реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат, произведенных при их производстве и реализации. Определяющим при этом способом связи в процессе производства и реализации товаров и услуг выступает рыночный механизм, включающий деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Природарыночного механизма определяет функционирование в нем прогнозного метода с элементами планирования результатов производства и обмена.

Прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей базируются на использовании различных методов. Наиболее важными из них являются: метод экстраполяции, норматив- ный, математического моделирования. Метод экстраполяции состоит в том, что финансовые показатели определяются на основе выявления их динамики, в расчетах исходят из пока- зателей отчетного периода, корректируя их на относительно устойчивый темп изменений. Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов. Метод математического моделирования заключается в построениифинансовых моделей, имитирующих течение реальных экономи-

ческих и социальных процессов. Для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их форми-рования, увязки всех разделов финансовых планов между собой применяется балансовый метод.

Финансовое планирование в условиях рыночной экономики требует постоянного совершенствования. В частности, в тех ор- ганизациях и по тем видам деятельности, которые традиционно относятся к финансируемым из бюджета (народное образова- ние, здравоохранение), ослабляется адресная регламентация, усиливается обоснованность расчетов показателей на основе внедрения долговременных экономических и социальных нор-мативов, расширяется внедрение элементов хозяйственного расчета с целью получения дополнительных доходов. Выступая в качестве внебюджетных средств, эти ресурсы используются на расширение производственной и социальной деятельности коллективов.

В сфере материального производства при планировании наряду с развернутой формой — балансом доходов и расходов — применяется сокращенная форма (для мелких и средних пред- приятий) — финансовый план, состоящий из доходной и рас-ходной частей. Хозяйствование в условиях рыночной экономики требует более широкого развития принципов хозяйственного расчета, превращающегося в коммерческий, т. е. с ясно выра- женной целью получения прибыли (доходов).

Рыночная экономика ориентируется, как отмечено выше, на такие главные элементы, как цена, спрос и предложение товаров и услуг, рабочая сила, ссудный капитал, конкуренция. Колеб- лющиеся цены, их уровень зависят от предложения товаров и услуг и спроса на них. В этих условиях особо важны наличие системы управления рынком, учет его запросов, что определяет необходимость планирования товарного ассортимента, его гибкое изменение на основе свободы инициативы в предпринимательской деятельности. Изучение рынка, его организация и управление с элементами планирования составляют содержание маркетинга. В условиях перехода на рыночные отношения исключи- тельно важное значение имеет также эффективное управление

ресурсами предприятий различных форм собственности

финансовый менеджмент.

Основная задача финансового менеджмента по мобилиза- ции и использованию денежных фондов предприятий состоит в максимизации их реальных пассивов и активов. При этом важнейшее значение имеют следующие вопросы финансового менеджмента:

ности. Финансовые службы предприятий разрабатывают финансовые планы, которые представляют собой прогнозы объема производства и реализации продукции, развития науч- но-технического прогресса, внедрения новых управленческих решений и обеспечения их финансовыми ресурсами. Главные показатели: объем реализации продукции, прибыль, капиталь- ные вложения;

инвестирования средств. Финансовый менеджер должен опре- делить оптимальные темпы роста объема реализации, струк- туру привлекаемых средств, методы их мобилизации, способы инвестирования;

предприятий. Например, решения в области маркетинга влияют на объем реализации, что, в свою очередь, оказывает воздействие на размер прибыли и инвестиций;

ции дополнительных капиталов, реализации собственных акций и облигаций.